Особенности и условия внедрения стандартов второго поколения в гимназии "Лаборатория Салахова"

Разделы: Начальная школа


С сентября 2011 года вся начальная школа России переходит на новые стандарты. В образовании грядут большие перемены.... Какие же изменения принесет стандарт второго поколения в школы России? Если коротко сформулировать основные изменения, то

  • содержание учебного материала изменится несильно, меняются методы и технологии;
  • будет сделан упор на развитие?личности и универсальных учебных действий;
  • большое внимание уделяется межпредметным связям, навыкам ребят ориентироваться в больших объемах информации;
  • новый стандарт призван возродить воспитательную работу.

С сентября 2010 года четыре пилотные школы города Сургута (в том числе и наша гимназия) начали эксперимент по внедрению новых стандартов в первых классах. Насколько мы готовы и что надо изменить в своей деятельности, чтобы соответствовать новым стандартам? Какие условия созданы в гимназии для внедрения ФГОС?

Большая часть времени по изучению ФГОС отводилась самостоятельной работе со стандартами и обсуждению изученного. Очень важно было учителю понять, что в его деятельности нужно изменить. Каждый педагог гимназии собрал тематический портфолио, посвященный новым стандартам, который защищал на одном из круглых столов своей кафедры, принимал участие в обсуждении вопросов, связанных с определением дальнейшей линии педагогической деятельности, в выявлении особенностей новых стандартов.

Все виды внеурочной деятельности сгруппированы в шесть направлений:

  • спортивно-оздоровительное;
  • художественно-эстетическое;
  • научно-познавательное;
  • патриотическое направления;
  • общественно-полезная;
  • проектная деятельность.

Духовно-нравственное развитие и воспитание проходит стержнем через все, что происходит в школе. Философия- любимый предмет наших гимназистов. Курс изучает соотношение и связь наших мыслей между собой, позволяет строить суждение о чём - либо, находить больше смысла в окружающем мире. На уроках дети приобретают опыт освоения основных социальных ролей - члена семьи, гражданина и других. На основе личностного осмысления опыта взаимодействия людей, происходит формирование уважительного отношении к иному мнению-толерантности. [1] Учащиеся с 1 класса учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, бережно относиться к словам, своему и чужому мнению. Они учатся уважать себя.

В гимназии есть спецкурс "История города, семьи, гимназии", направленная на возрождение духовных ценностей, укрепление связи между поколениями, формирование у гимназистов чувства сопричастности к истории, создание условий для обогащения исторического образования учащихся знаниями истории родного края, города, семьи, учебного заведения; формирование на этой основе социально активной и конкурентоспособной личности, почитающей традиции семейной жизни.

Азбука экономики - это не только мода, это необходимость, которая помогает детям взрослеть и жить в социуме, а не в вакууме. Где как не на уроках экономики можно сюжет сказки рассмотреть как экономическую задачу. Перечитав еще раз известную всем сказку "Заюшкина избушка", у ребят возникают совсем недетские вопросы: "На чьей земле построен зайкин дом?", "Платит ли за аренду заяц?", "На каких условиях заяц пустил лису на квартиру?"", "Лиса снимает жилье по найму или арендует данную площадь?" и т.д. В младшем школьном возрасте дети принимают все как должное, а должны осознавать и ценить, что для них делают взрослые. Международный проект "Успешное чтение" стартует в стране уже несколько лет и наши гимназисты принимают активное участие.

С начала этого учебного года в рамках работы группы продленного дня реализуется программа "Истоки", направлена на объединение усилий семьи и школы в вопросах воспитания. В процессе занятий по программе "Истоки" ученики осваивают важнейшие системообразующие понятия: семья, мир, добро, слово, любовь к родине, книга, формируют позитивное мировоззрение.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей. Школа должна стать более вариативной, разнообразной. Педагогический коллектив при планировании своей работы учитывает специфику, особенности своего региона, местоположения своей школы.

Готовы ли школы к новым стандартам? Требования к условиям реализации стандартов второго поколения включают в себя следующие направления:

  • требования к системе гигиенических требований;
  • требования к кадрам;
  • требования к программам и результатам их освоения;
  • требования к образовательным технологиям;
  • требования к МТБ.

Рассмотрим здоровьесберегающие условия в нашей гимназии:

Необходимые условия Существующая система Примечание
создание атмосферы сотрудничества учителей, учащихся и родителей; школа для родителей;

родительский лекторий;

клуб бабушек и т.д.

общественный аудит во время сессии
организация горячего питания; все гимназисты обеспечены двухразовым горячим питанием.  
медицинское обслуживание; постоянное  
оборудование мест отдыха и психологической разгрузки создана служба ППМС, работают сенсорные комнаты  
систематические занятия физической культурой и спортом, плавание, хореография, спортивные игры, соревнования есть два бассейна, хорошая лыжная база, три зала хореографии.

Более 80% преподавателей гимназии "Лаборатория Салахова" имеют высшую и первую квалификационную категорию. Как известно качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей. Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех других факторов, вместе взятых.

За счет каких же ресурсов в нашей гимназии реализуется вариативность и личностная направленность системы общего образования?

За 19 лет в нашей гимназии сформирована своя система работы:

  • развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;
  • разноуровневое обучение с внешней и внутренней дифференциацией;
  • образовательная программа предшкольной подготовки "Развитие";
  • профильное обучение, начиная с восьмого класса;
  • надпредметные программы и проекты;
  • программы дополнительного образования информационного, эстетического и спортивно-оздоровительного направления;
  • программы элективных спецкурсов по выбору гимназистов.

Кроме вышеперечисленного, двадцать лет в гимназии существует предметное обучение, начиная с первого класса; осуществляется психологическое сопровождение процесса обучения через службу ППМС; накоплен большой опыт исследовательской работы с начальном и среднем звене, стали традиционными Недели Науки.

Реализация надпредметных программ:

  • "Одаренные дети"
  • "Успешное чтение"
  • "Истоки"
  • "Поколение"
  • "Исследовательская деятельность"
  • "Основы проектирования"
  • "Публичные выступления"
  • "Летняя школа"
  • "Элективные курсы".

Именно надпредметные программы, в первую очередь, и создают условия для формирования УУД.

Прежние стандарты оговаривали только базовый набор школьных знаний.

Большое достижение, нового стандарта в том, что в нём рассматриваются требования не только к результату учебного процесса, но и к условиям его организации. Каждый учитель, проанализировав свои ресурсы, определил какими технологиями и приемами владеет, что он конкретно будет менять, что необходимо освоить, чему научиться.

Как учить? Это вопрос технологии. Необходим отказ от репродуктивных методов обучения. На основе анкетирования мы выяснили, что практически все преподаватели владеют

  • проектной технологией,
  • технологией развивающего обучения,
  • технологией сотрудничества,
  • ИКТ технологиями;
  • "Портфолио";

имеют большой опыт исследовательской деятельности, используют моделирование - как прием обучения. Треть педагогического состава преподавателей освоили технологию критического мышления и в своей практике применяют бинарные уроки.

Учитель перед тем, как приступить к планированию работы по ФГОС, должен ответить для себя на следующие вопросы:

Для чего учить?

Чему учить?

Как учить?

В результате самоанализа собственной деятельности каждый педагог начальной прогимназии постарался определить свои возможности и степень готовности к работе в условия новых стандартов, заполнив следующую таблицу (чем владею на данный момент):

Организация условий, инициирующих детское действие

Система РО В.В.Давыдов - Ф.Горбов.
Ценности образования. Для ученика. Для учителя. Примечание.
Содержание. Для чего учить? Личностная успешность.

Социальная успешность.

Профессиональная успешность.

Повышение уровня профессиональной компетентности. Содержание не меняется, меняются методы и подходы.
Чему учить? "Учить-учиться" + Технология развивающего обучения +
Средства обучения. Как учить? Работа со справочной литературой + Деятельностный подход +
Групповая и парная работа + Технология сотрудничества +
Исследовательская деятельность + Исследовательская деятельность +
Моделирование + Моделирование +
Тестирование с применением ИКТ тестирования - Формирование УУД -
    Формирующая оценка -
    Диагностические метапредметные материалы -

Проанализировав свои возможности, можно предметно говорить о дальнейшем профессиональном развитии.

Важнейшее условие и одновременно средство формирования новой системы образования - информационно-образовательная среда (ИОС).

Для эффективного проведения современного урока в гимназии имеются:

  • интернет - зал:
  • локальная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения, и имеющая выход в Интернет;
  • компьютерные кабинеты для проведения мультимедийных уроков;
  • интерактивные доски;
  • лингафонные кабинеты;
  • проекторы для просмотра презентаций;
  • перечень видеоресурсов.

Информационно-коммуникационная среда гимназии:

  • сайт гимназии;
  • видеоконференц-зал;
  • электронный журнал;
  • дневник RU;
  • библиотека видеотеки;
  • газета "Мир гимназиста";
  • научно-методический журнал "Грани".

Как видим, в нашей гимназии созданы хорошие условия для внедрения ФГОС, но есть и проблемы:

Для успешной работы каждое образовательное учреждение должно быть обеспечено не только учебниками, но и электронным приложением как их неотъемлемой частью. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам.

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) продукт, содержит информацию разного типа: презентации, рисунки, схемы, диаграммы, аудио- и видео-файлы, тесты, тренажеры и т.д. ИКТ позволяет повысить эффективность урока более чем на 50%, объективность контроля знаний учащихся - на 20-25%.

Работая в режиме "пилотной площадки", преподаватели первых классов нашей гимназии уже столкнулись с проблемой оценивания. И пришли к выводу - необходимо переходить на накопительную систему оценивания на основе "сложения", а не "вычитания".

В нашей гимназии "Лаборатория Салахова" начали "делать это ещё вчера", когда вводили внутреннюю и внешнюю оценку с привлечением общественности в лице родителей и преподавателей вузов, внедряли технологию проектной деятельности и публичные выступления, разработали и внедрили новую систему оценивания посредством накопительной системы и портфолио, создали группу тестологов для экспертизы контрольно - измерительных материалов.

Накопительная система, действующая в гимназии, которая включает тесты и проверочные работы, домашние работы, участие в исследовательской деятельности, олимпиадные работы, публичные выступления и т.д.уже несколько лет апробируется в нашей гимназии.

Но в этой системе оценивания до сегодняшнего времени в большей степени мы уделяли внимание предметным результатам. А требования нового стандарта диктуют нам в равной степени уделять внимание личностным, метапредметным и предметным результатам.

Основной предмет обсуждения в новой системе оценивания - итоговая оценка достижения планируемых результатов. Именно по результатам итоговой оценки принимается решение о готовности выпускников каждой ступени к продолжению образования. Эти результаты выступают одной из важнейших составляющих при аттестации педагогов и учреждений образования, а также при оценке состояния и тенденций развития системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. [2]

В начальной школе такое итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки за четыре года обучения и информации об учебных достижениях ребенка как в предметной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и метапредметной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях. [1]

Личностные результаты не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников. Здесь мы можем говорить лишь об индивидуальном прогрессе ученика, развитии его ценностных и нравственных установок. Для их отслеживания будет проводиться внешний мониторинг, который должен стать основой для выводов о том, насколько школа реализует свои развивающие программы.

Что касается индивидуально-личностного прогресса, то здесь хорошо себя зарекомендовала такая форма, как портфолио. Этот метод, который уже апробирован учителями гимназии, позволяет фиксировать достижения конкретного ребенка, оценить их, увидеть продвижение в индивидуально-личностном развитии.

Первого сентября все первоклассники гимназии получили папку для своего будущего "Портфолио", который состоит из двух частей. Первая часть : "Я и мир вокруг меня" включает такие страницы как "Мой портрет", "Мое имя", "Какой я?", "Семья", "Город, в котором я живу", "История моей улицы", "Я в школе", "Мои любимые предметы", "Секреты успешной работы", "Мое участие в классных, гимназических и городских мероприятиях", "Мир моих увлечений", "План достижений", "Лестница успеха".

Вторая часть: "Мои достижения" пополняется грамотами, сертификатами, дипломами.

Лучший способ оценить сформированность метапредметных учебных действий - комплексные творческие контрольные работы.

Так как наша гимназия является "пилотной" площадкой по внедрению ФГОС в г. Сургуте, в этом году мы проводим апробацию новой системы оценивания образовательных результатов в первых классах.

Эта система предполагает следующие виды оценочных работ.

Стартовая психолого-педагогическая диагностика Оценка психологической готовности к школе (необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников).
Стартовая работа по предмету Позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить "зону ближайшего развития".
Стартовая проектная задача Оценка индивидуальных стартовых возможностей учащихся в плане готовности к изучению курса математики .

Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом (методом экспертного наблюдения).

Итоговая проектная задача Оценивается:
  • владение предметными знаниями и умениями;
  • умение применить их для решения практической задачи;
  • умение учащихся взаимодействовать в малой группе (распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый продукт).

Оценивание этой группы умений проводится в форме экспертного наблюдения, в ходе которого заполняется экспертный лист

Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС :

  • Упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода.
  • Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
  • Принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (не следует противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам).
  • Отсутствие выбора дистанционных курсов для повышения квалификации педагогов по новым стандартам.
  • Отсутствие опыта при разработке рабочих программ в рамках предмета с учетом формирования УУД;
  • Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Формирование УУД самая большая проблема нашего образования, об этом еще раз говорят и результаты международной олимпиады PISA-2009 .

Чем же уступает наше образование - зарубежному образованию?

Российские педагоги мрачно шутят: "Наше образование - лучшее в мире, только в остальных странах об этом не знают".

PISA (Международная оценка образовательных достижений) которая проходит раз в три года, направлена не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. [11]

Результаты последних международных исследований PISA показали, что российские школьники на высоком уровне владеют предметными умениями, тогда как формирования общеучебных умений в должной мере не происходит. Сравнительные данные оказываются не в пользу российских учащихся 15-летнего возраста по многим позициям (Россия 41 место из 56 стран). Хотя надо отметить, что в международном мониторинге PIRLS выпускники начальной школы показывают высокую успешность. В начальной школе заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения Основное чтение для обучения (прежде всего - обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-7 классах. К 9-10 классу читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.

Логично предположить, что на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, превращающиеся готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, которое обеспечит самообучение молодых людей за порогом школы.

Российские ученики не умеют работать с информацией. Их ставит в тупик не только "нешкольная" форма подачи тестов - в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и даже комиксов, но и требование сделать обобщение, оценить текст, выбрать из него предложения, подтверждающие вывод: Школьники привыкли получать четкие задания: решите уравнения, найдите расстояние, вставьте пропущенные буквы: Шаг в сторону - и уже не понимают, что от них требуется. [11]

Не вызывает сомнений, что при разработке стандартов нового поколения, осуществляющейся в настоящее время, необходимо широкое общественное обсуждение возможностей разумного баланса между приоритетами в области общего образования в России и приоритетами, которые проявились в исследовании PISA.

Все страны мира идут по пути реформирования систем образования в соответствии с требованиями времени. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не стал эрудированным, а тот, кто не научился учиться. Наши ученики должны

  • научиться учиться в течение всей жизни
  • учиться переучиваться
  • учиться делать
  • учиться жить и работать в команде
  • учиться проектировать свою деятельность

Наша задача: помочь учащимся принять такие ценности, развить знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни.

Список используемой литературы:

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М., 2008. С. 13-14.
  2. "Стратегия модернизации российского школьного образования"?
  3. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Канукоева А.Ш., Лазарев B.C., Немова Т.В. - М.: Изд-во МГУ. 2007. - 96 с.
  4. Академик РАО Александр Кузнецов: стандарт - это общественный договор. 01.07.2009 // http://www.standart.edu.ru/
  5. Е.Е. Вяземский. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего? образования. Макет. М., 2007.
  7. Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся // Примерные программы начального общего образования. В 2-х ч. М., 2008.
  8. Международные исследования PISA