Учебно-методическое обеспечение:
- Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения. -М.: Дрофа, 2010. - 272 с.
- Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Пасечника "Биология. Бактерии, грибы, растения". - М.: Дрофа, 2010. -30 с.
Цели: Сформировать представление об особенностях строения растений отдела голосеменные. Развить умения работать с гербарным материалом и натуральными объектами. Воспитать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: гербарные материалы лиственницы, сосны, ели, кипариса и можжевельника, шишки, ветки хвойных растений, водоросли, мох Кукушкин лён (Polytrichum commune Hedw.), папоротник Щитовник мужской (Dryopteris filix-mas L.), ветки деревьев с образцами листоватых лишайников, электронные уроки биологии " Растительный мир" (Мультмедийное издание.М.:Новый диск, 2008), интерактивная доска, линейка.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы: объяснительно- иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский).
Технологии:
1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся -проблемное обучение;
2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса - групповые технологии, использование элементов компьютерных технологии обучения;
3. Технологии развивающего обучения.
Основные понятия: голосеменные, семя, хвойные, женская и мужская шишки.
Изучение темы направлено на развитие интеллектуальных качеств личности учащихся - аналитического мышления, наблюдательности, решение проблемных вопросов, умение анализировать, делать выводы и обобщения, развитие критического мышления при анализе натуральных объектов в ходе выполнения лабораторной работы, происходит закрепление знаний о высших и низших растениях, формирование представлений об особенностях строения шишек и хвои голосеменных растений. У учащихся формируется комплексное представление о роли голосеменных в природе и жизни человека.
План урока:
- Введение (3 мин)
- Этап актуализации и повторения знаний (10 мин).
- Этап изучения нового материала (15 мин).
- Этап закрепления знаний (12 мин).
- Заключительный этап (5 мин).
Введение (3 мин)
Приветствие класса, настрой на урок, подготовка учащихся к уроку. Тема урока написана на доске.
Этап актуализации и повторения знаний (10 мин).
К доске вызывается 3 человека. Длительность работы -6 -7 мин . + ответы 3 мин.
Задания: а) Работа с инструктивной карточкой. Описание Хвоща полевого (на интерактивной доске Электронные уроки биологии " Растительный мир" Урок 1 С.10.) - 1 человек.
Инструктивная карточка № 1:
- Докажите, что хвощ относится к высшим споровым растениям?
- Какими двумя способами размножается хвощ?
- Где находятся споры у хвоща?
- Почему хвощ называют индикатором почвы?
- Какое вещество накапливается в стебле хвоща?
- В чём отличие летнего и зимнего побега хвоща?
- Как использует человек хвощ?
б) Работа с понятиями: таллом, ризоиды, симбиоз, яйцеклетка, вайя. Задания: написать определения к понятиям. - 1 человек.
в) Работа с наглядным материалом: Сравнение мха и папоротника и поиск черт сходства и отличия. (растения мха и папоротника) .Работа по инструктивной карточке. - 1 человек.
Инструктивная карточка № 2:
- Каково строение папоротника?
- Каково строение мха?
- Почему эти растения относят к высшим споровым растениям?
- Где находятся споры у мха и папоротника?
- Какие прогрессивные черты строения можно выделить у папоротника по сравнению со мхом?
- В каком растении преобладает фотосинтезирующий гаметофит?
- В каком растении преобладает фотосинтезирующий спорофит?
Параллельно с выполнением индивидуальных заданий проходит фронтальная беседа с классом.
Вопросы:
- Ребята, скажите, на какие две группы по строению тела можно разделить все растения?
- В чём отличие высших и низших растений?
- Назовите отделы растений, относящиеся к низшим растениям? (на столе образцы водоросли, мха, лишайника и папоротника)
- В чём уникальность лишайников? Почему их называют пионерами среди растений?
- Можно ли найти цветок папоротника в ночь на Ивана Купалы? Почему?
- Что такое спора? Для какого вида размножения необходимы споры?
- Какие растения размножаются с помощью спор кроме папоротника?
- Почему все споровые растения растут только во влажных местах?
- Что такое гаметы? У каких растений преобладает гаметофит над спорофитом?
- Какие растения из папоротникообразных подлежат охране? Почему?
Проверка правильности выполнения заданий совместно с классом?
Этап изучения нового материала (15 мин)
1. Общая характеристика голосеменных растений.(Рассказ учителя с элементами эвристической беседы).-5 мин.
- Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый отдел растений - голосеменные. Как вы думаете, почему этот отдел получил название голосеменные?
- Как вы думаете, к какой группе относятся голосеменные по строению тела?
- Какие новые органы по сравнению с папоротниками появились у голосеменных? (шишки и семена). Да, у всех представителей голосеменных есть шишки, как у сосны или ели, посмотрите на раздаточный материал, или шишкоягоды как у можжевельника ((рис. 51-53) + (видеоролик) электронный урок №1 С. 12. рис 6. + гербарий).
- Обратите внимание, какие два вида шишек образует сосна? Какие гаметы созревают в женских шишках? А в мужских шишках? (Урок №1 С. 12)
- Представители этого отдела могут расти в засушливых регионах. О чём это говорит? Действительно вода этим растениям не нужна для размножения, только для прорастания семян и роста. Чтобы уменьшить потерю воды у многих голосеменных листья превратились в хвоинки и эта группа растений стала называться хвойными.
- Ребята у многих голосеменных семена имеют плёнчатые крылышки. Как вы думаете зачем? Правильно, они распространяются с помощью ветра.
- Работа в группах (3 группы) с учебником и наглядными пособиями. (10 мин из них 5 на подготовку и выполнения задания №51+ 5 мин на защиту и подтверждение правильности суждений)
- Ребята я вам предлагаю каждому выделить
отличительные особенности ели, сосны и
лиственницы и заполнить таблицу в рабочей
тетради задания № 51. (номер задания на доске) Для
этого вам необходимо
- 1 ряду прочитать пункт параграфа 16 "сосна" и "Значение голосеменных".Выбрать отличительные черты этого растения, используя инструктивную карточку, найти его среди предложенных объектов и описать его всему классу. (в подтверждение правильности аудиозапись на интерактивной доске Урок 1 С.12 №5) (Приложение 2)
- 2 ряд читает пункт "Ель" параграф 16 и работает аналогично. (в подтверждение правильности аудиозапись на интерактивной доске Урок 1 С.12 №2) (Приложение 2)
- 3 ряд читает пункт "Лиственница" параграф 16 ( в подтверждение правильности аудиозапись на интерактивной доске Урок 1 С.12 №3) (Приложение 2)
Этап закрепления знаний (12 мин).
Выполнение лабораторной работы "Строение хвои и шишек хвойных". И заполнение таблицы. (Приложение 3)
Инструкция по проведению работы.
Ребята сядьте на свои места, у вас на столе у каждого лежит макет таблицы, вы, пользуясь дидактическими карточками заполните таблицу, которую каждый в конце урока сдаст мне на стол.
Заключительный этап (5 мин)
1. Подведение итогов урока и выводы.
2. Выводы (2 мин)
- На уроке изучали высшие семенные растения - голосеменные.
- У этих растений появились семена и шишки.
- Распространение семян с помощью ветра.
- Хвоинки - видоизменённые листья.
- Голосеменные используются в качестве стройматериалов, лекарства, изготовления инструментов, семена используют в пищу. Эти растения обогащают кислородом атмосферный воздух.
3. Выставление оценок.
4. Рефлексия. Что нового вы узнали на этом уроке? Что вам показалось интересным?
5. Домашнее задание: параграф 16, понятия. Составить кроссворд "Голосеменные растения".