Урок биологии по теме "Голосеменные"

Разделы: Биология


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения. -М.: Дрофа, 2010. - 272 с.
  2. Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Пасечника "Биология. Бактерии, грибы, растения". - М.: Дрофа, 2010. -30 с.

Цели: Сформировать представление об особенностях строения растений отдела голосеменные. Развить умения работать с гербарным материалом и натуральными объектами. Воспитать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: гербарные материалы лиственницы, сосны, ели, кипариса и можжевельника, шишки, ветки хвойных растений, водоросли, мох Кукушкин лён (Polytrichum commune Hedw.), папоротник Щитовник мужской (Dryopteris filix-mas L.), ветки деревьев с образцами листоватых лишайников, электронные уроки биологии " Растительный мир" (Мультмедийное издание.М.:Новый диск, 2008), интерактивная доска, линейка.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: объяснительно- иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский).

Технологии:

1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся -проблемное обучение;

2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса - групповые технологии, использование элементов компьютерных технологии обучения;

3. Технологии развивающего обучения.

Основные понятия: голосеменные, семя, хвойные, женская и мужская шишки.

Изучение темы направлено на развитие интеллектуальных качеств личности учащихся - аналитического мышления, наблюдательности, решение проблемных вопросов, умение анализировать, делать выводы и обобщения, развитие критического мышления при анализе натуральных объектов в ходе выполнения лабораторной работы, происходит закрепление знаний о высших и низших растениях, формирование представлений об особенностях строения шишек и хвои голосеменных растений. У учащихся формируется комплексное представление о роли голосеменных в природе и жизни человека.

План урока:

  1. Введение (3 мин)
  2. Этап актуализации и повторения знаний (10 мин).
  3. Этап изучения нового материала (15 мин).
  4. Этап закрепления знаний (12 мин).
  5. Заключительный этап (5 мин).

Введение (3 мин)

Приветствие класса, настрой на урок, подготовка учащихся к уроку. Тема урока написана на доске.

Этап актуализации и повторения знаний (10 мин).

К доске вызывается 3 человека. Длительность работы -6 -7 мин . + ответы 3 мин.

Задания: а) Работа с инструктивной карточкой. Описание Хвоща полевого (на интерактивной доске Электронные уроки биологии " Растительный мир" Урок 1 С.10.) - 1 человек.

Инструктивная карточка № 1:

  1. Докажите, что хвощ относится к высшим споровым растениям?
  2. Какими двумя способами размножается хвощ?
  3. Где находятся споры у хвоща?
  4. Почему хвощ называют индикатором почвы?
  5. Какое вещество накапливается в стебле хвоща?
  6. В чём отличие летнего и зимнего побега хвоща?
  7. Как использует человек хвощ?

б) Работа с понятиями: таллом, ризоиды, симбиоз, яйцеклетка, вайя. Задания: написать определения к понятиям. - 1 человек.

в) Работа с наглядным материалом: Сравнение мха и папоротника и поиск черт сходства и отличия. (растения мха и папоротника) .Работа по инструктивной карточке. - 1 человек.

Инструктивная карточка № 2:

  1. Каково строение папоротника?
  2. Каково строение мха?
  3. Почему эти растения относят к высшим споровым растениям?
  4. Где находятся споры у мха и папоротника?
  5. Какие прогрессивные черты строения можно выделить у папоротника по сравнению со мхом?
  6. В каком растении преобладает фотосинтезирующий гаметофит?
  7. В каком растении преобладает фотосинтезирующий спорофит?

Параллельно с выполнением индивидуальных заданий проходит фронтальная беседа с классом.

Вопросы:

  1. Ребята, скажите, на какие две группы по строению тела можно разделить все растения?
  2. В чём отличие высших и низших растений?
  3. Назовите отделы растений, относящиеся к низшим растениям? (на столе образцы водоросли, мха, лишайника и папоротника)
  4. В чём уникальность лишайников? Почему их называют пионерами среди растений?
  5. Можно ли найти цветок папоротника в ночь на Ивана Купалы? Почему?
  6. Что такое спора? Для какого вида размножения необходимы споры?
  7. Какие растения размножаются с помощью спор кроме папоротника?
  8. Почему все споровые растения растут только во влажных местах?
  9. Что такое гаметы? У каких растений преобладает гаметофит над спорофитом?
  10. Какие растения из папоротникообразных подлежат охране? Почему?

Проверка правильности выполнения заданий совместно с классом?

Этап изучения нового материала (15 мин)

1. Общая характеристика голосеменных растений.(Рассказ учителя с элементами эвристической беседы).-5 мин.

  • Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый отдел растений - голосеменные. Как вы думаете, почему этот отдел получил название голосеменные?
  • Как вы думаете, к какой группе относятся голосеменные по строению тела?
  • Какие новые органы по сравнению с папоротниками появились у голосеменных? (шишки и семена). Да, у всех представителей голосеменных есть шишки, как у сосны или ели, посмотрите на раздаточный материал, или шишкоягоды как у можжевельника ((рис. 51-53) + (видеоролик) электронный урок №1 С. 12. рис 6. + гербарий).
  • Обратите внимание, какие два вида шишек образует сосна? Какие гаметы созревают в женских шишках? А в мужских шишках? (Урок №1 С. 12)
  • Представители этого отдела могут расти в засушливых регионах. О чём это говорит? Действительно вода этим растениям не нужна для размножения, только для прорастания семян и роста. Чтобы уменьшить потерю воды у многих голосеменных листья превратились в хвоинки и эта группа растений стала называться хвойными.
  • Ребята у многих голосеменных семена имеют плёнчатые крылышки. Как вы думаете зачем? Правильно, они распространяются с помощью ветра.
  • Работа в группах (3 группы) с учебником и наглядными пособиями. (10 мин из них 5 на подготовку и выполнения задания №51+ 5 мин на защиту и подтверждение правильности суждений)
  • Ребята я вам предлагаю каждому выделить отличительные особенности ели, сосны и лиственницы и заполнить таблицу в рабочей тетради задания № 51. (номер задания на доске) Для этого вам необходимо
    • 1 ряду прочитать пункт параграфа 16 "сосна" и "Значение голосеменных".Выбрать отличительные черты этого растения, используя инструктивную карточку, найти его среди предложенных объектов и описать его всему классу. (в подтверждение правильности аудиозапись на интерактивной доске Урок 1 С.12 №5) (Приложение 2)
    • 2 ряд читает пункт "Ель" параграф 16 и работает аналогично. (в подтверждение правильности аудиозапись на интерактивной доске Урок 1 С.12 №2) (Приложение 2)
    • 3 ряд читает пункт "Лиственница" параграф 16 ( в подтверждение правильности аудиозапись на интерактивной доске Урок 1 С.12 №3) (Приложение 2)

Этап закрепления знаний (12 мин).

Выполнение лабораторной работы "Строение хвои и шишек хвойных". И заполнение таблицы. (Приложение 3)

Инструкция по проведению работы.

Ребята сядьте на свои места, у вас на столе у каждого лежит макет таблицы, вы, пользуясь дидактическими карточками заполните таблицу, которую каждый в конце урока сдаст мне на стол.

Заключительный этап (5 мин)

1. Подведение итогов урока и выводы.

2. Выводы (2 мин)

  • На уроке изучали высшие семенные растения - голосеменные.
  • У этих растений появились семена и шишки.
  • Распространение семян с помощью ветра.
  • Хвоинки - видоизменённые листья.
  • Голосеменные используются в качестве стройматериалов, лекарства, изготовления инструментов, семена используют в пищу. Эти растения обогащают кислородом атмосферный воздух.

3. Выставление оценок.

4. Рефлексия. Что нового вы узнали на этом уроке? Что вам показалось интересным?

5. Домашнее задание: параграф 16, понятия. Составить кроссворд "Голосеменные растения".