Урок внеклассного чтения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова; закрепить полученные знания о произведениях писателя на уроках литературного чтения; расширить читательский кругозор обучающихся; развивать выразительное чтение, чувство юмора; прививать интерес к книге; воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование: выставка книг Н. Носова, портрет писателя, магнитофон и кассета c песней " В траве сидел кузнечик", плакаты с высказываниями, набор предметов для конкурса, выставка рисунков детей, воздушный шар.

Предварительная подготовка: чтение рассказов Н. Носова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Упражнение для дыхания.

"Представьте, что у вас на ладони лежит пушинка. Сделайте глубокий вдох и подуйте на пушинку так, чтобы она улетела как можно дальше" (2-3 раза).

3. Вступительное слово учителя.

Учитель: Вслед за пушинками мы с вами тоже отправимся в необычное увлекательное путешествие - в страну любимых книг. Этой страны нет на карте , но в ней царит веселье, смех, радость, хорошее и бодрое настроение. Жители этой страны - мы с вами - люди увлечённые, с чувством юмора.

В этой стране жил когда - то
Он весёлый, добрый мальчик.
Хотя ростом чуть не в пальчик
Белобрыс он и лохмат,
Часто видно - глуповат.
Быстро скачет по дорожке,
Поднимая ловко ножки.
Он рассеян, хвастунишка,
И, нередко, он лгунишка.
В шляпе синей вечно он.
Как зовут его, узнай - ка!
Все ответим: он - Незнайка!

Учитель: А вот и Незнайка! Проходи, Незнайка. Мы рады тебя видеть.

(Входит Незнайка и говорит:)

Незнайка:

Почему-то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.

- Я самый лучший выдумщик, художник, сочинитель стихов, рассказов.

Учитель: Постой, Незнайка, мне кажется, ты хвастаешься, что умеешь сочинять стихи, рисовать. Всему ведь нужно учиться.

Незнайка: А я всё умею.

Учитель: Ну, хорошо. Оставайся с нами. Мы посмотрим, что ты умеешь. Вот краски, кисточки. Принимайся за работу.

Учитель: А кто же это ещё к нам в гости идёт?

4. Сценка "Фантазёры"

М.- Сколько тебе лет?

С.- Девяносто пять. А тебе?

М.- А мне сто сорок. Знаешь, раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

С.- А я, сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

М.- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,

С. - У! А я море мог переплыть!

М.- Подумаешь-море! Я океан переплывал!

С.- А я раньше летать умел!

М.- А ну, полети!

С.- Сейчас не могу: разучился.

М.- А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову-и откусила.

С.- Врешь!

М.- Нет, правда!

С.- Почему же ты не умер?

М.- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

С.- Без головы?

М.- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

С.- Как же ты шел без головы?

М.- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

С.- Почему же ты теперь с головой?

М.- Другая выросла.

С."Ловко придумал!"

-Ну, это что! - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

М.- Вот так соврал!

С.- Вовсе нет.

М.- Почему же ты теперь живой?

С.- Так он же меня потом выплюнул.

Учитель: Вы узнали наших героев?

- Кто же они?

- Как называется рассказ?

- Кто такие фантазёры?

- Хотите узнать всё про слово "фантазёры" из толкового словаря?

Фантазёры - это люди, которые любят фантазировать, мечтать.

Учитель: А что было дальше? Кто хочет рассказать?

5. Беседа по вопросам:

Учитель: Вам понравился рассказ? Чем?

- С кем из ребят вы хотели бы дружить? Почему

- А был ли фантазёром Игорь

- Как назвали его ребята?

- Чем отличаются выдумки фантазёров Мишутки и Стасика от выдумки Игоря?

- Чему хотел научить ребят Носов в этом рассказе?

- В чем главная мысль рассказа?

Вывод: с человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно, он способен окрасить мир в самые яркие краски. Фантазии безобидны. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает других - это плохо, нечестно, не по - дружески. Автор написал свой рассказ в жанре мягкой сатиры, чтобы дети, смеясь над чужими недостатками могли исправить свои.

6. Работа с выставкой книг.

Учитель: Сегодня на уроке мы ещё много будем говорить о книгах и героях любимого нашего писателя Николая Носова.

- Посмотрите, сколько книг у нас сегодня на выставке, на ваших столах.

Многие из них мы уже прочитали. Те которые не прочитали, рекомендую прочитать.

- Почему вам нравится читать произведения Носова?

- Какие у него рассказы?

- Кто герои книг? О ком и для кого писал Н. Носов?

Учитель: Н.Н.Носов был волшебником, потому что владел таинственным "золотым ключиком" к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты: книги его переведены на десятки языков мира, они совершили путешествие по всем континентам. И он был не просто добрым волшебником, а добрейшим. Да еще и веселым!

- Как вы думаете, почему рассказы Н. Носова не стареют?

- Давайте несколько слов скажем об этом талантливом, всесторонне развитом человеке ?

7. Краткая биография писателя.

"Н. Носов - автор юмористических рассказов и повестей для детей. Умение писать с юмором, "смешно" -дар довольно редкий. Писатель Николай

Николаевич Носов щедро наделён этим даром. "Весёлый талант", говорят о нём взрослые, а дети от души смеются, читая о похождениях Незнайки, о мальчишках-фантазёрах, о Бобике, который пришёл в гости к Барбосу.

Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.

Всё его творчество пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Он любил наших ребят и верил в них, в чистоту их помыслов и стремлений. Он и в книгах брал под защиту своих мальчишек".

8. Сценка из рассказа " Мишкина каша".

Учитель: Кто это ещё к нам в гости пришёл? (выходит мальчик)

Ученик: Я хочу поделиться с вами некоторыми рецептами.

Учитель: Давайте, ребята, послушаем.

Ученик: Я научу вас жарить пескарей и варить кашу.

- Берём сковородку. Кладём пескарей и нагреваем сковородку, как только рыба прилипнет к сковородке, добавляем масло и ставим в печку на горячие угли. Рыба готова.

- Полная кастрюля крупы, воды налить доверху. По мере разбухания крупы, выкладывать лишнее на тарелки и доливать в кастрюлю холодной воды.

Учитель: Спасибо, тебе, за советы.

9. Беседа по вопросам:

Учитель: Ребята, а вам приходилось самим варить кашу, жарить рыбу?

- Воспользуетесь советами нашего "повара"? Почему?

- Так кто же из героев жарил пескарей и варил кашу?

- А как называется рассказ?

- Почему мальчики стали сами готовить?

- Что для мальчиков оказалось сделать проще, чем кашу варить?

- Варить кашу хлопотно, а чем можно полакомиться, если "не шалить и ничего не трогать"? Кто догадался, о каком следующем произведении Н. Носова пойдёт речь? (Леденец)

10. Произведение Н. Носова "Леденец".

(Читает ученик)

Мама уходила из дому и сказала Мише:

- Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо. Не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец.

Мама ушла. Миша сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает: "Я ведь ничего не трогаю, только смотрю".

А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол. "Я только посмотрю, а ничего трогать не буду", - думает. Открыл крышку, видит - там что-то красное сверху.

- Э, - говорит Миша, - да это ведь леденец! Наверно, как раз тот самый, который мне обещала мама.

Он запустил в сахарницу руку и вытащил леденец.

- Ого, - говорит, - большущий! И сладкий, должно быть.

Миша лизнул его и думает: "Пососу немножко и положу обратно". И стал сосать.

Пососёт, пососёт и посмотрит, много ли ещё осталось. И всё ему кажется - много. Наконец леденец стал совсем маленький, со спичку. Тогда Мишенька положил его обратно в сахарницу. Стоит, пальцы облизывает, смотрит на леденец, а сам думает: "Съем я его совсем. Всё равно мне мама отдаст. Ведь я хорошо себя веду, не шалю и ничего такого не делаю". Миша достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам - и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался. Мишенька испугался: "Что теперь мама скажет?" Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет.

Наконец мама приходит:

- Ну, как ты себя вёл?

- Хорошо.

- Вот умница! Получай леденец.

Мама открыла буфет, взяла сахарницу: Ах!.. Сахарница развалилась, сахар посыпался на пол.

- Что ж это такое? Кто сахарницу разбил?

- Это не я. Это она сама:

- Ах, сама разбилась! Ну, это понятно. А леденец-то куда девался?

- Леденец: Леденец: Я его съел. Я себя вёл хорошо, ну и съел его. Вот:

11. Вопросы по произведению:

Учитель: За что мама обещала Мише дать леденец?

- Послушал он маму?

- Если вы до конца урока будете такими послушными, то в конце урока каждый получит леденец.

12. Физкультминутка.

Незнайка: Что-то я устал. Давайте немного отдохнём.

Незнайка под музыку "В траве сидел кузнечик" показывает танцевальные движения.

13. Знакомство с произведением "Приключения Незнайки и его друзей"

Учитель: - Давай посмотрим, получился ли из Незнайки художник.

14. Сценка "Незнайка художник"

Г. - Да разве я такой?

Н. - Конечно, такой. Какой же еще?

Г. - А усы зачем нарисовал? У меня ведь усов нету.

Н. - Ну, вырастут когда-нибудь.

Г. - А нос почему красный?

Н. - Это чтоб было красивее.

Г. - А волосы почему голубые? Разве у меня голубые волосы?

Н. - Голубые. Но, если тебе не нравится, я могу сделать зеленые.

Г. - Нет, это плохой портрет. - Дай я его порву.

Н. - Зачем же уничтожать художественное произведение? (Гунька хотел отнять у него портрет, и они принялись драться. На шум доктор Пилюлькин)

П. - Вы чего деретесь?

Г. - Вот, рассудите вы нас: скажите, кто здесь нарисован? Правда, это не я?

П. - Конечно, не ты. Тут какое-то пугало огородное нарисовано.

Н. - Вы не догадались потому, что здесь подписи нет. Я сейчас подпишу, и все будет понятно.

(Он взял карандаш и подписал под портретом печатными буквами: "ГУНЬКА".)

П. - А это кто? Неужели это я? Нет, это не я. Это очень плохой портрет. Ты лучше сними его.

Н. - Зачем снимать? Пусть повисит.

П. - Ты, Незнайка, видно, больной. У тебя что-то с глазами случилось.

Когда это ты видел, чтобы у меня вместо носа был градусник? Придется тебе на ночь касторки дать.

Н. - Нет-нет! Теперь я сам вижу, что портрет плохой.

Н. -Хочешь, Гунька, я подарю тебе твой портрет? А ты за это со мной помиришься.

(Гунька взял портрет, порвал его на кусочки и сказал:)

Г. - Ладно, мир. Только если еще хоть раз нарисуешь, ни за что не стану мириться.

Н. - А я никогда больше не буду рисовать.

Н. -Теперь послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.

Дети. - Ну-ка, ну-ка, про что же это стихи?

15. Сценка "Незнайка поэт".

Н. - Это я про вас сочинил. - Вот сначала стихи про Знайку:

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.

З. - Что?(- закричал Знайка.)- Когда это я прыгал через овечку?

Н.- Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы

З. - Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять?

Н. - Конечно. - Зачем же мне сочинять правду?

Правду и сочинять нечего, она и так есть.

З. - Вот попробуй еще, так узнаешь! (- пригрозил Знайка.)- Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?

Н. - Вот послушайте про Торопыжку. Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный.

Т. - Братцы! -(закричал Торопыжка.) - Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.

Н.- Да ты не кричи,. - Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.

Т. - Так я же ведь никакого утюга не глотал, ни холодного, ни горячего! - (кричал Торопыжка.)

Н. - А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться. - Вот послушай стихи про Авоську:

У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка. Авоська подошел к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:

А. - Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.

Н.- Ты ничего не понимаешь в поэзии. - Это только для рифмы так говорится, что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я еще про Пилюлькина сочинил.

П. - Братцы! - (закричал доктор Пилюлькин.)- Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врет про всех?

Дети. Довольно!. - Мы не хотим больше слушать!

Учитель: - Незнайка, опять твои друзья на тебя обиделись и ребята нашего класса больше не хотят слушать твои стихи?

- Давай спросим почему? (Это не стихи, а какие-то дразнилки.)

- Удачными ли были твои стихи о друзьях?

- Получился ли из тебя поэт?

- Ребята, как вы думаете, легко ли сочинять стихи?

- Почему, ведь в них есть рифма?

- Что же такое рифма?

(Рифма - созвучие слов в конце стихотворных строк.)

16. Игра "Подбери рифму".

Учитель: Может это, действительно, так трудно - подбирать рифму к словам?

- Вот мы сейчас с вами отдохнём и попробуем поиграть в рифмы:

1. В огороде - то на грядке
Вырастают : шоколадки.

2. Мы делили апельсин,
Много нас, а он : один.

3. Шёл из школы ученик
Всем известный ... озорник.

4. Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть : сосиски!

5. Кот кататься не привык -
Опрокинул : грузовик.

6. На болоте стоит пень,
Обойти его мне : лень.

7. И достают старушки
Слона из - под : подушки.

8. Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный ... бегемот.

9. Вот Незнайка наш бедовый
Мчится он, как поезд : скорый.

Учитель: - Что еще кроме таланта и умения рифмовать необходимо Незнайке?

Учитель: Чтобы быть поэтом, художником, музыкантом, надо учиться наблюдательности, трудолюбию, понимать важность приобретения знаний. Нельзя обманывать, дразниться, надо уметь дружить.

17. Знакомство с трилогией "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка на Луне", "Незнайка в Солнечно городе".

Учитель: - Из какого произведения Н. Носова к нам пришёл Незнайка?

Учитель: Эта повесть - сказка, состоящая из трех частей, и называемая трилогией, принесла писателю наибольшую известность. Сказка настолько значительна и поучительна, что была удостоена Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской.

Учитель: Как появились книги о Незнайке?

(Их Н. Носов написал, вспомнив свою любимую книгу детства "Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков" А. Хвольсон.)

Учитель: Как автор относился к своему герою?

(Автор отмечал, что многие черты своего героя он списал, наблюдая за своим маленьким сыном - Петей).

18. Итог урока:

Учитель: Ребята, а вам понравился Незнайка? Что бы вы посоветовали Незнайке? Как же помочь человеку, если он ошибся?

Синеглазка: Вы немного помолчите,

На незнайку не кричите.
Он понравиться пытался
И слегка перестарался.
Все пора нам позабыть,
Будем вместе мы дружить.

Незнайка: Что? Смеяться надо мною?

Позабыли вы совсем:
Я воздушный шар построил
Без особых без проблем.
Все хотят лететь на шаре,
Ну, тогда быстрее все.
Дружно в шар мы вместе сели,
И за новыми приключениями полетели.

Учитель: Я желаю Вам весёлых приключений. В дорогу возьмите леденцы.

19. Рефлексия

- Кому урок понравился, прикрепите на доску красные воздушные шарики.

- Кому не очень понравился урок, прикрепите зелёные воздушные шарики.

- А кому вообще не понравился урок, прикрепите синие воздушные шарики.

Литература:

  1. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс- М.: "ВАКО", 2010г.
  2. Разумневич В. Л. Всем детям ровесник. М.: Советский писатель, 1980г.
  3. Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей. М. издательство: Махаон, 2009 г.
  4. Сухин И. Г. Хоббиты, Добывайки, Гномы и прочие. М.: Новая школа. 1994г.
  5. Носов Н. Н., Носов И. Н. Мишкина каша. М.: Изд-во Эксмо, 2003г.
  6. Иванов И. П. "Энциклопедия КТД". М. 1989г.
  7. Мой любимый писатель - Н. Носов. Педсовет № 3, 1998г.
  8. Я иду на урок в начальную школу. Чтение. М.: "Первое сентября", 2000г.
  9. Жиренко О. Е., Яровая Л. Н. Внеклассные мероприятия. М.: "ВАКО", 2007г.
  10. Журнал "Начальная школа" № 11, 2000г.