Конспект занятия "Прогулка в осенний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Развитие познавательных способностей:
    • систематизировать знания детей о жизни диких зверей в период подготовки к зиме;
    • развивать память, логическое мышление, воображение, сообразительность.
  • Развитие связной речи:
    • упражнять в составлении небольших связных рассказов, используя модели;
    • с помощью загадок развивать доказательную эмоциональную речь;
    • упражнять в употреблении прилагательных в соответствии с родом существительных (понимание вопросов КАКОЙ? КАКАЯ?);
    • обогатить словарь детей словами и выражениями загадок и поговорок.
  • Вызвать желание оказать помощь друг другу при выполнении заданий.

Предварительная работа:

1. Чтение рассказов и сказок о животных (зверях и птицах) Сладкова, Чарушина, Бианки (сборники).
2. Рассматривание иллюстративного материала.
3. Загадывание загадок.
4. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кому что нужно?», «Узнай меня?», «Где чей дом?»
5. Работа с моделями, означающими сезонные изменения в жизни лесных животных.
6. Работа с моделями – правила поведения в природе (лесу).

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Дети, сегодня на занятии мы полетим в лес на самолёте. Заводите моторы, полетели!

(Дети, имитируя работу мотора, согнутыми руками вращают перед собой, произнося «р-р-р», кружат по группе, расправив крылья).

 – Мы пролетаем над горами, над морями. Что вы видите? (Ответы детей)
– А сейчас – над лесом. Давайте приземлимся на лесной опушке и сходим в гости к лесным жителям. Но прежде вспомним, какие есть правила поведения в лесу? (Ответы детей с помощью моделей – правила поведения в природе)
– Что вы видели, пролетая над лесом? (Деревья без листьев, хвойные деревья – зелёные, зверей).
– А я про лесных зверей загадки знаю. Я вам буду загадывать, а вы будете «живыми отгадками». Кто первый отгадает, тот и будет «лесными жителями».
У меня есть нагрудные знаки. Но прежде всего, нужно очень внимательно слушать задание:

1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её …(лиса).

(Вручить 1-2 знака).

 – А вот эту загадку надо показать:

2. Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши выше головы?

(Прыгают как зайчики. Вешаю знаки).

3. Серый, зубастый,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет.

– Отгадку покажите мимикой.

– Молодцы, я сразу поняла, что это – волк.

(Вручить 1-2 знака).

4. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.

– Чувствую, что вы отгадали, скажите хором. (Медведь)

(Вешаю знаки).

5. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

– Кто догадался, … присядьте.

(Дети приседают и объясняют отгадку, описывая внешний вид снегиря, и рассказывают, чем он питается).

6. Всё время стучит – деревья долбит,
Он их не калечит, он их лечит.

– Кто догадался, поднимите 2 руки.

(Вручаю знаки).

– А эта загадка очень трудная. Отгадку мне на ушко.

7. Чернее сажи, белее снега
Выше дома, ниже травы. (Сорока).

– А я думала, вы не отгадаете. Вот мне сороки-то и принесли телеграмму на кленовом листе и конверт загадочный. Читаю телеграмму:

«Несу я урожай, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я …» (Осень).

– Правильно. Вы теперь лесные жители, а я превращаюсь в «осень».
Закройте глаза и помогите мне, считайте 1, 2, 3, 4, 5.

(Накидываю платок с осенними листьями).

Приглашаю вас в свои владения. Вот мы на лесной поляне.
Присаживайтесь кому, где удобно. Сядем рядком, да поговорим ладком.
– А сейчас мы откроем второй конверт. Что за странные рисунки? О чём они могут рассказать? (Это модели, они рассказывают о том, как жители леса готовятся к встрече зимы).

Медведь: Медведь всю зиму спит в своей берлоге, находит место под вывернутым из земли деревом, выкладывает свой дом сухими листьями, зимой снег завалит берлогу – тепло. Запасов нет. Медведь накапливает подкожный жир, он сохраняет ему жизнь, когда он спит.

Волк: Вырастает тёплый подшёрсток, запасов не делает. Волка ноги кормят:
зайчат, барсуков, лосят ищет.

Лиса: Шубка к зиме у лисы тёплая становится, устраивает свой дом в норе, а как выйдет по свежему снегу на охоту, следы хвостом заметает, чтобы охотники не нашли. Охотится за молодыми тетеревами, куропатками. Мышкует. У лисы отличный слух.

Белка: Шубка к зиме тёплая становится. Меняет окраску с рыжей на серую. В дупле в морозы прячется, хвостиком пушистым прикрывается. Запасы делает, шишками, желудями, грибами, орехами лакомиться.

Дятел: Запасов не делает, целый день летает, пищу себе добывает, клювом
кору долбит, личинки достаёт. Любит семенами хвойных деревьев
лакомиться.
Заяц: Меняет шерсть, цвет, линяет. Питается корой деревьев, молодыми побегами, ветками.

– Узнала я про ваши дела, поняла, что готовитесь вы к встрече зимы, не зря время проводите.
– А теперь придумайте слова обо мне. Какая осень бывает? (Золотая, ранняя, тёплая, поздняя, дождливая, красивая…)
– А про моего брата ветра, что скажите? Какой он бывает? (Ласковый, тёплый, северный, ледяной, пронизывающий…)
– Молодцы, всё правильно сказали. Много слов придумали про осень и ветер. А теперь покажите, где вы будете жить зимой. Кто забыл, может посоветоваться друг с другом.

(Дети размещают зверей и птиц на панно, снимая их с нагрудных знаков).

– Давайте вместе посмотрим, правильно ли выполнено задание.
– Вот вы опять превратились в детей. Вы мне понравились: много знаете о лесных жителях, умеете выражать их повадки мимикой, жестами, движениями.
– Вам интересно было у меня? (Ответы детей).
– До свидания! (Снимаю платок. «Осень» уходит).
– Теперь вы снова дети, а я педагог. Давайте поиграем: я покажу вам зверей, о которых мы с вами говорили, вы их сосчитайте, закройте глаза.
(Убираю 1-2 картинки).
– Откройте. Что изменилось? (Игра повторяется 2-3 раза).
– Молодцы, всё правильно ответили, были внимательны!
– А теперь сядем в самолёты, помашем нашей поляне «крыльями» и вернёмся в нашу группу.