Пояснительная записка
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.
Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подароком к празднику.
Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись.
Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству.
Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.
Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы.
Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Кукле пришивали косу. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». «Безликость» – следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.
В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и несшивную (закрутку).
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;
- изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;
- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.
Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества через изготовление образцов кукол.
Задачи:
- содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
- знакомить с народными традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы;
- формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами;
- развивать у детей творческие способности;
- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
- прививать любовь к обычаям предков;
- воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.
Методы обучения:
- методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол);
- методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества);
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;
- общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;
- историю русской тряпичной куклы.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять требования безопасного труда;
- подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
- освоить технологию изготовления тряпичной куклы.
Программа «Русская тряпичная кукла» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности. Количество часов за год составляет 34часа. Возраст детей – 10-12 лет. Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу или по 2 часа один раз в две недели. 70% учебного времени отводится на практические работы.
Занятия необходимо проводить в специально приспособленном для кружковых занятий помещении.
Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:
- лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;
- швейные нитки №40, пряжа;
- вата, отходы ватина, синтепона;
- тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;
- ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка, утюг.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Введение. Безопасность труда | 1 | |
Русский народный костюм | 2 | |
1. | Обрядовые куклы | 6 |
1.1.Куватка | 2 | |
1.2. Свадебная (Неразлучнички) | 2 | |
1.3. Пеленашка | 1 | |
1.4. Пасхальная голубка | 1 | |
2. | Обереговые куклы | 16 |
2.1. Баба | 2 | |
2.2. Рождественский ангел | 1 | |
2.3. Лихоманки | 2 | |
2.4. День и Ночь | 2 | |
2.5. Колокольчик | 2 | |
2.6. Десятиручка | 2 | |
2.7. Кубышка-Травница | 2 | |
2.8. Зернушка | 2 | |
2.9. Столбушка | 1 | |
3. | Игровые куклы | 8 |
3.1. Узелковая | 2 | |
3.2. Зайчик на пальчик | 2 | |
3.3. Девка-Баба | 2 | |
3.4. Малышок-голышок | 2 | |
Организация выставки работ | 1 | |
Итого: | 34 |
Содержание программы
Введение. Безопасность труда.
Цели и задачи курса. Краткая история русской тряпичной куклы. Знакомство с планом работы творческого объединения и с образцами различных кукол.
Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы).
Русский народный костюм
Мужской костюм. Женский костюм. Головной убор. Пояс. Украшения, конструкция и орнамент русского костюма.
1. Обрядовые куклы
1.1. Куватка
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
1.2. Свадебная (Неразлучнички)
Традиции русской народной свадьбы. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
1.3. Пеленашка
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
1.4. Пасхальная голубка
Праздник «Пасха». История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2. Обереговые куклы
2.1. Баба
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.2. Рождественский ангел
Зимние Святки. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.3. Лихоманки
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.4. День и Ночь
Обереги жилища. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.5. Колокольчик
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.6. Десятиручка
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.7. Кубышка-Травница
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.8. Зернушка
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
2.9. Столбушка
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
3. Игровые куклы
3.1. Узелковая
«Живая» кукла, кукла с головой из завязанного узлом лоскута, узелковая кукла
с круглой головой. Технология изготовления кукол.
3.2. Зайчик на пальчик
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
3.3. Девка-Баба
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
3.4. Малышок-голышок
История и технология изготовления куклы.
Практическая работа: Изготовление куклы.
Организация выставки работ
Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы творческого объединения.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
- Дайн Г.Л.
Компьютерные программы
- Русская тряпичная кукла. Делаем сами. – М.: СОВА-ФИЛЬМ, 2009.