Урок математики с элементами краеведения

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели:

  1. Учить применять знание формул при решении задач; обобщить полученные знания о величинах;
  2. Развивать навыки устного и письменного счета; повторить алгоритм выполнения арифметических действий в выражениях, алгоритм решения уравнений;
  3. Способствовать развитию математической речи, памяти, внимания и мышления, навыков совместной работы;
  4. Прививать любовь, чувство патриотизма к родному краю.

Оборудование: карта Челябинской области, иллюстрации гор, городов, рек, озер Челябинской области, карточки для игры, презентации: “Южный Урал – достояние мирового масштаба”, “Камни – самоцветы”, фильм: “Ильменский заповедник”, компьютер, проектор, экран, карточки-слова: любить, беречь, охранять, заботиться, ухаживать, ценить, быть внимательным, Челябинск, Нургуш, Увильды, Аркаим, Ай, Миасс, Ильменский заповедник.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Учитель: Что мы имеем ввиду, когда говорим “РОДИНА”? (Ответы детей.)

Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы живем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем?

Я предлагаю Вам сегодня совершить путешествие по на шему краю, который называем: Южный Урал.

III. (Презентация. Приложение 1)

Учитель: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Здесь мы живем. Край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг. Они протянулись от Карского моря до границ с Казахстаном почти на 2000 км. Это бескрайние леса и степи, плавно переходящие в горную тайгу, а затем в альпийские луга и горные тундры. Именно за такое богатство территория Южного Урала 4 года назад была признана Всемирным фондом дикой природы экологическим регионом глобального масштаба. 4 года назад леса южного Урала вошли в престижный список “200 сокровищ Земли”, сохранив которые человечество избежит экологической катастрофы. Славится наш край озерами и реками. Вот некоторые из них: озеро Увильды, ….., реки Ай, …

Основное население – башкиры. Название этого народа Урала переводится как “волк – вожак”. По древней легенде, именно волк был предком башкир – отличных наездников и стрелков.

IV. Учитель: Путешествие наше будет заключаться в следующем: вам необходимо узнать что изображено на иллюстрациях, помещенных на доске, и найти их место положения на карте Челябинской области, применяя при этом математические знания, умения решать задачи по формулам, уравнения, знания таблицы умножения. Начинаем путешествие.

V. 1) Иллюстрация № 1 (г. Челябинск)

Учитель: расставьте ответы в порядке названных примеров (ответы на карточках). При правильном выполнении на обратной стороне карточек получится слово.

7 х 7
18 : 3
21 : 3
14 : 2
81 : 9
25 : 5
16 : 8
4 х 6
9 х 9

(Ответы: 49-Ч, 6-Е,7-Л, 7-Я,9-Б,5-И, 2-Н, 24-С, 81-К)

Прочитайте ответ. Правильно. Челябинск – центр челябинской области, расположен на восточном склоне Южного Урала, на реке Миасс. Основан город в 1736 году.

(За правильный ответ на доске прикрепляется слово “любить”, на карте – карточка “Челябинск”.)

2) Иллюстрация № 2 (Нургуш)

Учитель: Решите задачи в стихотворной форме, предложенные ответы поставьте по порядку, при правильном выполнении на обратной стороне карточек должно получиться слово – название иллюстрации.

– Есть у нашего Андрейки
Шесть монет по две копейки
На покупку сладкой плюшки.
Сколько денег у Андрюшки? (12)
– Мышка зерна собирала
По два зернышка таскала.
Принесла уж девять раз.
Каков Мышкин стал запас? (18)
– Две веселые мартышки
Покупать ходили книжки.
И купили книг по пять,
Чтобы было что читать.
Только глупые мартышки
Сосчитать не могут книжки.
Ты мартышкам помоги,
Сколько книг у них, скажи? (10)

Получилось слово “Нургуш”. Правильно. Хребет Нургуш – мощная горная цепь. Называют его “Крыша Челябинского Урала”. Ходить здесь очень опасно. Более 10 рек берут начало на хребте Нургуш. (на доску – слово “беречь”, на карту – “Нургуш”).

3) Иллюстрация № 3 (Увильды)

Учитель: Перед вами формулы. Поставьте их в том порядке, в котором называю. В результате на обратной стороне – слово.

– периметр прямоугольника (Р=(а + в) х 2
– периметр квадрата (Р = а х 4)
– площадь прямоугольника (S = а х в)
– площадь квадрата (S = а х а)
– объем прямоугольного параллелепипеда (V = а х в х с)
– объем куба (V = а х а х а)
– формула деления с остатком (а = в х с + r, r < в)

Получилось слово “Увильды”. Правильно. Увильды – бессточное озеро на восточном склоне Южного Урала. Ни одну реку из себя не выпускает. Его площадь – 68 кв.км., глубина до 38 м. На юго-восточном берегу озера расположен курорт. Здесь самая качественная вода. Озеро охраняется законом. (на доску – “охранять”, на карту – “Увильды”)

4) Иллюстрация № 4 (Аркаим)

Учитель: разложите по группам единицы измерения – длины, площади, объема. (на карточках). Единицы измерения длины расставьте в порядке возрастания. На обратной стороне карточек – слово. Получилось – “Аркаим”. Правильно. Это археологический комплекс, “страна городов”, сохранившаяся с эпохи бронзового века. В переводе означает “хребет”, “спина”. Это сохранившиеся поселения, хозяйственные площадки, могильник. Комплекс исследуется учеными с 1987г. (на доску – “заботиться”, на карту – “Аркаим”).

5) Иллюстрация № 5 (Ай)

Учитель: Составьте задачу, решите, объясните решение, выберите ответ, на обратной стороне – слово. (Приложение 2)

Река Ай в переводе с башкирского означает “луна”. Это одна из самых крупных и красивых рек на Южном Урале. Узкая, извилистая долина реки богата не только пещерами, но и разнообразием своего растительного мира. По левому берегу реку окружают сосновые леса, по правому – березовые. (на доску – “ухаживать”, на карту – Ай).

6) Иллюстрация № 6 (Миасс)

Учитель: Как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое, множитель? Решите уравнение, выберите ответ, на обратной стороне – слово.

48 : t + 7 = 15

Ответ – 6, слово – Миасс. Правильно. Миасс – город, расположен на восточном склоне Южного Урала у подножия Ильменских гор. Построен на реке Миасс. В долине реки были обнаружены в 1820г. богатейшие на Урале золотые россыпи. Здесь был найден один из самых крупных в мире золотых самородков “большой треугольник” массой 36 кг. (на доску – “ценить”, на карту – “Миасс”)

7) Иллюстрация № 7 (Ильменский заповедник)

Учитель: Решите пример, определив сначала порядок выполнения действий, выберите ответ, прочитайте слово на обратной стороне.

7 : (15 : 15) – (21 – 21) х 5 + 1 х 9 =

Ответ – 16, слово – “Ильменский заповедник”. Правильно.

Ильменский заповедник основан в 1920 г. недалеко от г.Миасс. главное богатство заповедника – его минералы. Это единственный минералогический заповедник нашей страны. Недра заповедника таят замечательные сокровища – горные породы и минералы. Мы их называем самоцветами. Камни – самоцветы вдохновили писателя Павла Бажова рассказать в сказках “Хозяйка медной горы”, “Серебряное копытце” о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала. Урал знаменит своими самоцветами, припрятанными хозяйкой Медной горы. Не для всех открыты ее кладовые, но все – таки некоторым мастерам удается проникнуть в чертоги хозяйки, и тогда перед нами открывается удивительный мир красоты и гармонии в камне. (на доску – “быть внимательным”, на карту – “Ильменский заповедник”)

VI. Презентация “Камни – самоцветы”, фильм “Ильменский заповедник”

VII. Учитель: Прочитайте слова, которые появлялись на доске во время нашего путешествия. Как нам нужно относиться к родному краю, чтоб сохранить его?

Дети: любить, беречь, охранять, заботиться, ухаживать, ценить, быть внимательным.

Учитель:

Край родной, хвала тебе и честь!
За суровость каменных вершин,
За озера и родник лесной,
И за цвет черемухи весной.

VIII. Итог урока.