Психолого-педагогические проблемы взаимодействия исполнителя и концертмейстера при работе над современными оригинальными произведениями для домры

Разделы: Музыка


Проблема подготовки музыканта к концертному выступлению и для исполнителей, и для педагогов была и остается сложной и актуальной. Даже прекрасно подготовленный в техническом и художественном отношении ученик, выйдя на сцену, становится вдруг совершенно неузнаваемым. Чрезмерное волнение, груз ответственности за выступление не дают в полной мере раскрыться его таланту и могут свести на нет все удачи, достигнутые в процессе подготовки произведения. Поэтому воспитание волевых, артистических качеств музыканта-исполнителя и его эмоционально-регулятивной способности владения собой на концертной эстраде и преодоления сценического волнения является одной из важнейших педагогических задач.

Особую актуальность проблема психологического состояния студента-исполнителя приобретает в рамках работы с концертмейстером. Это партнерство, своеобразный двойственный союз, где каждая сторона несет ответственность не только за качество собственной работы, но и за качество работы партнера.

При выходе на сцену студент-исполнитель и концертмейстер испытывают разнонаправленные формы эстрадного волнения. В то время как переживания студента по большей части сконцентрированы на собственной игре, волнение педагога-концертмейстера, человека, обладающего большим профессиональным опытом и лучше подготовленного в техническом отношении, направлены как бы извне, от самого себя – к работе ученика. Поэтому для успешного совместного выступления студенту и концертмейстеру важно добиться идеального технического, профессионального и психологического взаимодействия.

В данном случае хотелось бы заострить особое внимание на взаимодействии студента-домриста и концертмейстера в целом, и на работе над оригинальными произведениями современных композиторов в частности.

Поначалу исполнителям-домристам приходилось ограничиваться лишь аранжировками и транскрипциями музыки, предназначавшейся другим инструментам, преимущественно скрипке. Немногочисленные домровые миниатюры не могли удовлетворить существенно возросшие художественные потребности домристов, соответствовавшие их исполнительскому уровню. Ситуацию в корне изменило появление в 1945 году сочинения Н.П. Будашкина – Концерта для домры с русским народным оркестром g-moll. Этому первому оригинальному произведению крупной формы было суждено стать не только классикой домрового репертуара, но и “краеугольным камнем” профессиональной подготовки домриста.

В последние десятилетия оригинальная музыка для домры приобрела особый статус, благодаря специфическим чертам: необычному звучанию, сложности партий, полиритмии и элементам джаза. Среди выдающихся современных композиторов нельзя не отметить такие имена, как А. Цыганков, А. Шалов, В. Лаптев, П. Чкалов и др. Произведения этих авторов обладают несомненными художественными достоинствами и исполняются в школах, средних специальных учебных заведениях, вузах и на концертной эстраде. Как художественная, так и техническая сложность и неоднозначность оригинальных произведений современной эпохи ставит ряд задач перед педагогами, концертмейстерами и самими исполнителями.

Таким образом, мы можем говорить уже не о творческом тандеме (исполнитель-концертмейстер), а о взаимодействии трех равнозначных по важности и степени ответственности сторон, где третьей стороной является собственно педагог. Каждая сторона выполняет свою особую функцию, и в совокупности они способны оптимизировать работу по подготовке произведения, помочь преодолеть сценическое волнение, а в последствии и обеспечить блестящее концертное выступление.

Подготовка произведения в классе зачастую является невозможной без присутствия концертмейстера на занятиях, так как современная оригинальная музыка, обладая сложным ритмическим рисунком, расхождением в партитурах исполнителя и концертмейстера, а также неоднозначным слуховым восприятием, требует кропотливой совместной работы. Неудивительно, что для исполнения сложнейших в техническом и художественном плане произведений, концертмейстер должен соответствовать определенному уровню владения инструментом, а также обладать достаточным количеством знаний, умений, навыков, отличаться высоким уровнем музыкальной культуры, профессиональной мобильностью, исполнительской чуткостью, гибкостью, пластичностью и корректностью в отношении к партнеру.

Одной из основных задач педагога при работе над современными оригинальными произведениями в классе является не только обучить приемам игры и развить мышление и технику студента, но и донести до него собственно концепцию музыки данной эпохи, позволить студенту в полной мере понять и прочувствовать замысел композитора. Только “пропустив музыку через себя”, студент сможет оптимально взаимодействовать с концертмейстером и в целом чувствовать себя увереннее при работе с материалом в классе и при выходе на концертную эстраду.