Логарифм числа

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Ввести понятие логарифма числа, дать словесную формулировку и символическую запись определения логарифма (основное логарифмическое тождество), научиться вычислять логарифмы.
  2. Развивать правильную математическую речь, сознательное восприятие учебного материала, интерес к предмету.
  3. Воспитывать познавательную активность, культуру общения.

Учебник: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др.- М.: Просвещение, 2010.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащимся сообщается тема и цели урока, подчёркивается важность изучения нового понятия, так как оно имеет широкое применение в различных областях знаний (астрономия, биология, экономика и др.), а также то, что при введении нового понятия будет использовано уже знакомое действие возведения в степень.

2. Устная работа.

а) Вычислить, используя формулы из таблицы:

53; ()5; 70; 4-2; 3-3; ()-4; ()-2; 90,5.

б) Решить уравнение:

11x = 121; 3х = 27; 0,5х = 0,25; 2х = 5.

- Какой способ решения? (Приведение обеих частей уравнения к одному основанию, кроме последнего уравнения.)

Тем не менее, последнее уравнение тоже имеет корень, и для того, чтобы решать такие уравнения, вводится понятие логарифма числа.

Итак, 2х = 5
х = log25 (читается "логарифм 5 по основанию 2").

Решение первых трёх уравнений тоже можно записать с помощью логарифма.

11x = 121; 3х = 27; 0,5х = 0,25;

х = log11121 = 2; х = log327 = 3; х = log 0,50,25 = 2

3. Введение понятия и примеры.

Определение: пусть а > 0, а 1, b > 0, тогда logab = x, если a x = b

Примеры:

log232 = 5, 25 = 32

log1/3 = 2, (1/3)2 =

log5 = -2, 5-2 =

log0,58 = -3, 0,5-3 = 8

log77 = 1, 71 = 7

log41 = 0, 40 = 1

log93 = , 91/2 = 3

4. Соревнования по вариантам (проводится с целью закрепления нового понятия и получения краткой исторической справки).

Каждому ответу поставить в соответствие букву из правой колонки, сверху вниз прочитать фамилию.

Вариант 1 Вариант 2
log216 =

log2 =

log1/5125 =

log33 =

log51 =

-1 Е

-3 П

 

4 Н

0 Р

1 Е

log264 =

log3 =

log1/232 =

log99 =

log61 =

-1 Ю

-5 Р
 

6 Б

0 И

1 Г

В первом варианте должна получиться фамилия Непер, во втором – Бюрги. В первой половине 17 века эти математики одновременно и независимо друг от друга изобрели логарифмы. Термин "логарифм" возник из сочетания греческих слов logos – отношение и arihmos – число.

5. Решение упражнений.

log6416 = х =?

По определению логарифма 64х = 16, 4 = 42, 3х = 2, х = ,
таким образом, log6416 = .

Вычислить:

а) log8127;

б) log25125.

Двое учащихся выполняют задание за доской, остальные в тетради, затем проверка.

6. Основное логарифмическое тождество.

Вернёмся к определению:

logab = x (1)

ax = b (2)

Подставим в равенство (2) вместо х левую часть равенства (1), получим:

аlogаb= b.

Это равенство выражает основное логарифмическое тождество.

Например: 4log45 = 5, 3log37 = 7.

Далее учащиеся вместе с учителем решают различные примеры, в которых используется основное логарифмическое тождество.

Вычислить:

1) 5log53

2) 52log53

3) 125log53

4) 52+log53

5) 5log43* log54

7. Подведение итогов.

На этом этапе даётся комментарий к домашнему заданию, а также проводится обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой и выставление оценок.

Домашнее задание: §15, стр.92, №267-274 (устно), №275-276 (письменно).

Карточки для самостоятельной работы:

Вариант 1 Вариант 2
Найти логарифм числа:
а) по основанию 3;
б) 9 по основанию 27.
Вычислить: 73log72.
Найти логарифм числа:
а) 16 по основанию ;
б) 32 по основанию 16.
Вычислить: 42+log45.

Ответы:

вариант 1: -4; ; 8.

вариант 2: -2; ; 80.