Цели урока:
- Ввести понятие логарифма числа, дать словесную формулировку и символическую запись определения логарифма (основное логарифмическое тождество), научиться вычислять логарифмы.
- Развивать правильную математическую речь, сознательное восприятие учебного материала, интерес к предмету.
- Воспитывать познавательную активность, культуру общения.
Учебник: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др.- М.: Просвещение, 2010.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учащимся сообщается тема и цели урока, подчёркивается важность изучения нового понятия, так как оно имеет широкое применение в различных областях знаний (астрономия, биология, экономика и др.), а также то, что при введении нового понятия будет использовано уже знакомое действие возведения в степень.
2. Устная работа.
а) Вычислить, используя формулы из таблицы:
53; ()5; 70; 4-2; 3-3; ()-4; ()-2; 90,5.
б) Решить уравнение:
11x = 121; 3х = 27; 0,5х = 0,25; 2х = 5.
- Какой способ решения? (Приведение обеих частей уравнения к одному основанию, кроме последнего уравнения.)
Тем не менее, последнее уравнение тоже имеет корень, и для того, чтобы решать такие уравнения, вводится понятие логарифма числа.
Итак, 2х = 5
х = log25 (читается "логарифм 5 по основанию 2").
Решение первых трёх уравнений тоже можно записать с помощью логарифма.
11x = 121; 3х = 27; 0,5х = 0,25;
х = log11121 = 2; х = log327 = 3; х = log 0,50,25 = 2
3. Введение понятия и примеры.
Определение: пусть а > 0, а 1, b > 0, тогда logab = x, если a x = b
Примеры:
log232 = 5, 25 = 32
log1/3 = 2, (1/3)2 =
log5 = -2, 5-2 =
log0,58 = -3, 0,5-3 = 8
log77 = 1, 71 = 7
log41 = 0, 40 = 1
log93 = , 91/2 = 3
4. Соревнования по вариантам (проводится с целью закрепления нового понятия и получения краткой исторической справки).
Каждому ответу поставить в соответствие букву из правой колонки, сверху вниз прочитать фамилию.
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
log216 = log2 = log1/5125 = log33 = log51 = |
-1 Е -3 П
4 Н 0 Р 1 Е |
log264 =
log3 = log1/232 = log99 = log61 = |
-1 Ю -5 Р 6 Б 0 И 1 Г |
В первом варианте должна получиться фамилия Непер, во втором – Бюрги. В первой половине 17 века эти математики одновременно и независимо друг от друга изобрели логарифмы. Термин "логарифм" возник из сочетания греческих слов logos – отношение и arihmos – число.
5. Решение упражнений.
log6416 = х =?
По определению логарифма 64х = 16, 43х =
42, 3х = 2, х =
,
таким образом, log6416 =
.
Вычислить:
а) log8127;
б) log25125.
Двое учащихся выполняют задание за доской, остальные в тетради, затем проверка.
6. Основное логарифмическое тождество.
Вернёмся к определению:
logab = x (1)
ax = b (2)
Подставим в равенство (2) вместо х левую часть равенства (1), получим:
аlogаb= b.
Это равенство выражает основное логарифмическое тождество.
Например: 4log45 = 5, 3log37 = 7.
Далее учащиеся вместе с учителем решают различные примеры, в которых используется основное логарифмическое тождество.
Вычислить:
1) 5log53
2) 52log53
3) 125log53
4) 52+log53
5) 5log43* log54
7. Подведение итогов.
На этом этапе даётся комментарий к домашнему заданию, а также проводится обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой и выставление оценок.
Домашнее задание: §15, стр.92, №267-274 (устно), №275-276 (письменно).
Карточки для самостоятельной работы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
Найти логарифм числа: а) по основанию 3; б) 9 по основанию 27. Вычислить: 73log72. |
Найти логарифм числа: а) 16 по основанию ; б) 32 по основанию 16. Вычислить: 42+log45. |
Ответы:
вариант 1: -4; ; 8.
вариант 2: -2; ; 80.