Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "К.Г. Паустовский "Барсучий нос""

Разделы: Начальная школа


Цель урока: способствовать сознательному усвоению форм родного языка на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского “ Барсучий нос”.

Задачи:

1) формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности;

2) совершенствовать умения работать с текстом;

3) развивать мышление и творческие способности учащихся;

4) воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе.

Универсальные учебные действия:

Универсальные: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;

Регулятивные: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Коммуникативные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки, презентация.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности

II. Постановка учебной задачи.

Определение цели и задач.

На доске: студия репортаж корреспондент зрители.

– Прочитайте слова. Что вы представили?
– Как вы думаете, что будем делать на уроке? Чему будем учиться?
– Сегодня наш класс – это телевизионная студия.

А урок литературного чтения мы проведем в виде телепередачи.

– Название какой телепередачи вы бы взяли для нашего урока?

“Розыгрыш”.
“Телепузики”.
“Люби все живое”.
“Галилео”.
“В мире животных”.

– Почему выбрали это название? (Выслушиваются мнения детей.)
– Вы правы. Это передача “Люби все живое”. Именно так называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения. Что значит для вас “любить все живое”?
– На нашем необычном уроке мы будем учиться передавать содержание текста в виде репортажа. За основу репортажа возьмем рассказ К.Паустовского “Барсучий нос”, работу над которым мы начали на прошлом уроке.

III. Решение учебной задачи.

1. Работа над осмыслением слова репортаж.

– А что такое репортаж? Откуда вы взяли эту информацию? (Дети читают выдержки из словарей.)

Репортаж – это сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печать, по радио, телевидению. (С.И. Ожегов)

– Кто главное действующее лицо любого репортажа? (Корреспондент, репортер, который ведет репортаж.)

– Всегда ли в репортаже участвует один человек?

– Обратимся к тексту рассказа “Барсучий нос”. Кто герои нашего будущего репортажа? (Мальчик, взрослый, барсук.)

– Как по-другому можно назвать мальчика, взрослого? Кто они в рассказе? (Участники, очевидцы, герои, свидетели.)

На доске: (дополнение к словам) очевидцы

– Все ли слова вам понятны? (Если нет, объяснить вместе с детьми используя словарь.)

Как образовано слово “очевидцы”? (Очи и видеть.)

Что означает слово “очи”? (Глаза.) (Устаревшее.)

Как в русском языке называют такие слова? (Сложные.)

2. Работа над подготовкой репортажа.

Определение роли и действий участников.

– Как вы думаете, что надо сделать, чтобы правильно подготовиться к репортажу?

– Нам надо точно определить роли, действия каждого участника

– Работа с карточкой № 1 (индивидуально). (Приложение)

– Выберите из предложенного материала тот, который подходит к каждому участнику.

– Проверим. Какова роль и действия корреспондента, очевидцев?

– Есть ли в их роли, действиях общее?

(Знание текста, правильное, последовательное изложение событий; речь точная, выразительная.)

  • Работа над языком текста.

– Посмотрим, насколько вы готовы участвовать в нашем проекте. Проведем кастинг, т.е. отбор, и выявим лучших знатоков содержания рассказа К. Паустовского “Барсучий нос”.

1). У доски два ученика.

а). Воспроизведите правильный порядок сцен рассказа. (Один ученик у доски с картинным планом.)

б). Барсук – главный герой рассказа, и нам важно знать, что с ним происходило. (Один ученик выбирает действия в соответствии с сюжетом рассказа.)

– Как ты понимаешь значение слова “голосил”?

2). Работа в парах по рядам.

Перед выполнением задания повторим правила работы в группах:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

На прошлом уроке мы говорили об удивительном языке текста.

– Паустовский – мастер художественного слова. Какие средства художественной выразительности использует автор в рассказе? (Сравнение, эпитеты)

Карточки № 2. (Приложение)

1-й ряд (пары). Подберите к сравнениям предмет из текста и запишите его.

2-й ряд (пары). Используя текст рассказа, добавьте недостающий эпитет.

3й- ряд (пары). Подберите действия каждому герою рассказа

Итог: Вы отлично справились с заданием. Я хочу вас похвалить за хорошее знание авторского текста и активную работу. Кастинг прошел успешно.

Физкультминутка.

3. Отбор текстового материала. Работа в группах.

– Переходим к самому важному этапу подготовки репортажа.

Для этого разделимся на группы. Каждая группа отбирает материал в соответствии с ролью в репортаже.

– Но перед этим еще раз повторим:

О чем наш репортаж? Сформулируйте его тему. Как можно его назвать?

“Случай на рыбалке”
“Неожиданный визит”
“Неожиданная встреча”
“Как барсук картошкой лакомился”

– К какому виду пересказа будет близок наш текст? Почему?

– От какого лица будет вестись повествование?

Итак:

1-я группа – отбирает материал для корреспондента (дополнительная карточка: Как можно начать репортаж, чтобы он сразу же заинтересовал зрителей, захватил бы их внимание?)

2-я группа – очевидцы. Отбирают материал для очевидца – мальчика.

3-я группа – очевидцы. Отбирают материал для очевидца – взрослого.

– Чтобы легче подготовить рассказ, выпишите на листок ключевые слова из материала текста. Можно воспользоваться материалом карточек.

4-я группа – зрители в нашей студии. Они готовят вопросы к героям репортажа.

5-я группа – эксперты. Кто такие эксперты? Внимательно слушают рассказы и дают комментарий, оценку. При возникновении трудностей воспользуйтесь подсказкой. (План комментирования. Карточка № 3. Приложение.)

Во время подготовки вы можете пользоваться символами (ладошка). Красная – нужна помощь. Синяя – готовы.

Правила работы в группе (см. выше).

4. Выступление детей.

– Мне так хочется вместе с вами поучаствовать в вашем проекте, иметь свою роль. С вашего позволения я буду ведущей телепередачи.
– Итак, внимание! Тишина в студии! Мотор!
– Здравствуйте, уважаемые телезрители!
– С вами вновь передача “Люби все живое”. У нас в студии ученики 3 Б.
– Эпиграфом нашей передачи я взяла слова Микаэла Налбандяна, армянского литературного деятеля “ Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять”.

На экране: (Слайд 2)

“Люби все живое”,на слайде эпиграф)

И к вам первый вопрос:

– Как вы понимаете эти слова?
– Для чего надо “изучать книгу природы и правильно понять” ее?
– Наши корреспонденты из 3Б подготовили для вас интересный репортаж. Я передаю им слово:

(Можно включить звуковое оформление.)

На экране: (слайд 2)

“Мещерский край”

(Дети пересказывают текст по группам в следующей последовательности:

Корреспондент очевидец-мальчик очевидец-взрослый)

– Спасибо за репортаж.
– Слово экспертам. Что вы можете сказать о подготовленном репортаже?
– Как вы думаете, зачем мы рассказали эту историю в нашей передаче?
– Какие вопросы хотели бы задать зрители? Задавая вопросы, помните о теме нашей передачи.

Примерные вопросы:

  1. Есть ли виновники страданий барсука или это случайность?
  2. Взрослые могли помочь беде барсука?
  3. Могут ли люди предупредить такие случаи, когда животные попадают в беду?

lV. Рефлексия.

– А сейчас мы проведем голосование.
– Кто считает, что в этой истории виноваты люди, поднимите красную карточку. Кто считает, что это случайность – зеленую. Если вы затрудняетесь ответить – карточки поднимать не надо.
– Поднимите зеленую карточку те, кто из сегодняшней передачи извлек урок? Кому она помогла посмотреть на окружающий мир по-другому?

У каждого из нас свое мнение. Но, я думаю, что сегодня все извлекли урок из нашей передачи.

В любом случае, мы должны помнить, что природа – живой организм. Природа умеет чувствовать, и этому есть немало примеров. Помните, вы не одни на этой планете.

Поделитесь своими впечатлениями с родными, друзьями.

Спасибо. До новых встреч в эфире.