Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки детей к школе

Разделы: Администрирование школы


“В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного…воспитания…вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела”

(“Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы”.)

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку – труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе учебной.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

У наших малышей уже проявляются такие свойства личности как общительность – у Ани Ш, застенчивость – у Саши Д, самостоятельность – у Саши Е. и у Алеши Р., несмотря на тяжелую инвалидность, мальчик все делает сам.

Эгоизм и жадность часто проявляются у Руслана Х., неуверенность в себе у Пети К., доброжелательность – у Маши и Марины.

Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет.

Условия эти – положение его в обществе и в детском доме. Круг его интересов и дел, в которых он участвует.

Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, отношение к нему самому, к его поступкам становятся для малыша – программой поведения. По образцу данному взрослым, он строит свои отношения с людьми. Дети безошибочно угадывают причину радости или, наоборот, плохого настроения своего товарища, педагога, выражают, как умеют, сочувствие им, вместе с ними радуются.

Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при передаче в трудном деле, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.

Тех же детей, которые легкомысленно за все берутся, хвастаясь, что все умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно относиться к любому делу, начатое доводить до конца, быть бережливым.

Следует также непременно порицать дерзкие поступки, грубый тон отдельных детей, чтобы они не становились дурным примером для других.

Но искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Сухомлинский говорил, что опытный воспитатель никогда не допустит уничтожающей оценки. В порицании всегда должен быть оттенок удивления: “Я никогда не ожидала такого поступка”.

Огромное значение интонации придавал и Макаренко. Он говорил, что лишь тогда почувствовал себя настоящим педагогом, когда научился произносить короткую фразу – “Иди сюда”– с 15–20 различными оттенками.

Воспитатели и няни должны владеть своими эмоциями, своим настроением. Если взрослый раб своего настроения, он должен не только услышать просьбу, вопрос ребенка, но и проявить раздражение из-за детских слез, крикнуть на ребенка, говорить с ним и друг с другом в повышенном тоне.

Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее относятся к детям.

Только разумное сочетание любви и требовательности дает желанные результаты: у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях.

Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, навыки превращаясь в привычки, становятся нормой поведения:
– привычка здороваться и прощаться;
– благодарность за услугу;
– класть любимую вещь на место;
– культурно вести себя в общественных местах;
– вежливо обращаться с просьбой;
– привычка говорить правду;
– соблюдать чистоту, порядок;
– привычка к труду и полезной деятельности.

На конкретных примерах педагог разъясняет, как следует поступить, например, “Заботливые дети – это те которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями , помогают взрослым”, или Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договориться о том, как вместе поиграть”.

Воспитатель заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков.

Формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Организуя труд, игры, занятия, воспитатель придает им воспитывающий характер. Наблюдая за играми, воспитатель анализирует их содержание, уделяет внимание взаимоотношениям между детьми. Намечая занятия по изо деятельности, придумывает тему так, чтобы дети могли отразить в рисунке свое отношение к окружающей действительности. Руководя трудом детей, мотивирует его значение для окружающих людей.

Даже в каждодневных ситуациях педагог всегда воспитывает. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, воспитатель учит его именно самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.

Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития в дошкольном детстве.

Она включает 3 взаимосвязанных сферы:

1) становление нравственного сознания;
2) формирование нравственного поведения;
3) нравственных переживаний и чувств.

Дети усваивают моральные знания: (“Что такое хорошо и что такое плохо”).

У них складываются первоначальные моральные суждения, представление и оценки. Они уже могут объяснить, кого можно назвать лживым, трусливым, жадным, вежливым, смелым. Они понимают, почему надо уважать старших, помогать и не обижать младших, мешать другим, когда они о чем-то заняты.

Ребенок учится следовать нормам морали, самостоятельно делать правильный моральный выбор, даже когда уверен в своей безнаказанности.

Формируются нравственные чувства. Это сочувствие и сопереживание другому человеку, его бедам, радостям, чувство стыда и вины при нарушении нормы поведения и деятельности.

Но наши дети часто спорят, вступают в конфликты, бывают агрессивными, оставляют разбросанными игрушки, зная, что их нужно убирать на место после игры.

Педагог в этом случае должен предупредить формальное отношение к моральным правилам, создавать условие для укрепления и сплочения детского коллектива.

(Методическое пособие Е.А.Алебьева “Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста”.)

Основной смысл этих занятий в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик, желание совершить хороший поступок.

Используя оценку, как метод воспитания, педагог должен учитывать возраст ребенка. Малышей – почаще одобрять, похвалить, поддерживая самые незначительные попытки проявить самостоятельность, доброе отношение к сверстнику, умение уступить, послушание, исполнительность. Это создает у них хорошее настроение, желание быть послушным, повышает уверенность в своих силах.

В более старшем возрасте учитывается инициатива, волевые усилия, сдержанность, умение вести себя при посторонних людях, при выходе на прогулку.

“Для воспитания нужно не принуждение, а только доброжелательное содействие, насколько умеете, помогаете развитию ребенка”, – эти слова принадлежат Н.Г.Чернышевскому. Они взяты из его работы “Об общественных и нравственных условиях общественного и личного прогресса”.

Воспитательный процесс, как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг-ступенька вверх в духовном, физическом нравственном становлении.

Задача взрослых помочь малышу разобраться в сложном мире взаимоотношений.

Очень много о ребенке могут рассказать рисунки. Именно по тому, что рисует ребенок можно судить о его душевном состоянии.

Веселые лица, цветы, бантики на рисунке говорят об атмосфере доброжелательности. При плохих отношениях рисунок больше похож на схему.

Яркие жизнерадостные тона (желтый, зеленый, голубой, розовый) говорят о положительном состоянии ребенка, а черный, синий о сниженном эмоциональном фоне.

Уважаемые воспитатели! Уделяйте чуть больше внимания эмоциям ваших воспитанников, попробуйте разобраться с причинами их проявления. Часто воспитатели выбирают не всегда правильную тактику, начинают ругать ребенка за его “кривляние” и “истерики”, не вполне понимая их природу и с чем они связаны. А в результате радостный и искренний малыш превращается в молчаливого и замкнутого ребенка, все больше отдаляясь от нас. Это противоречие в итоге вытечет в подростковые конфликты.

У ребенка формируется заниженная самооценка, что ведет к неправильному развитию его личности.

В книге Т.Б.Мазепина из серии “Мир вашего ребенка” предлагается интерпретированная методика Деибо-Рубинштейна по выявлению самооценки у ребенка. (стр.11)

Это лесенка, на самой нижней ступени плохие, злые дети, которые живут в нашем детском доме, на второй ступени чуть получше, на верхней – самые хорошие. Попросите ребенка нарисовать на какой ступени он будет стоять?

Следующую лесенку можно назвать лестницей счастья, красоты, ума.

Ребенку необходимо сформировать адекватную самооценку.

Вот несколько советов воспитателям:

1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, но и не перегружайте.
2. Ставьте перед ребенком реальные задачи и цели.
3. Не перехваливайте его.
4. Поощряйте самостоятельность и инициативу.
5. Не забывайте поощрять и других, дать понять, что и они могут достичь большего.
6. Не забывайте, что вы – пример для подражания.
7. Не сравнивайте ребенка с другими, сравнивайте с самим собой.
8. Чаще говорите ребенку: “Я верю в тебя”.

Для того, чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, что не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях – как успеха, так ми неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.

Эмоционально – положительная обстановка способствует формированию у детей интереса к поиску, развивает их творчество и инициативу, желание учиться, поступить в школу.

Использованная литература.

  1. Запорожец А.В. “Психология восприятия ребенком – дошкольником литературного произведения” Избр. Психологич. Труды – М., 1986. –т.1. – с 66.
  2. Буре Р.С., “Воспитание нравственных чувств у дошкольников”, М., “Просвещение”, 1989 г.
  3. Буре Р.С., “Нравственно-трудовое воспитание в детском саду” М., Просвещение, 1987 г.
  4. “Дошкольная педагогика”, под редакцией Лдинко В.И., Сохина Ф.А., М., П.. 1978 г.
  5. Козлова С.А., “Дошкольная педагогика”, М., Академия, 2000 г.
  6. Нечаева В.Т., “Нравственное воспитание в детском саду”М., Просвещение, 1984 г.
  7. Аркин Е.А.,”Ребенок в дошкольные годы”, М., Просвещение, 1968 г.
  8. Зверева О.А., Галигова Л.Н., “Семейная педагогика и домашнее воспитание”, М., Академия, 2000 г.
  9. Журпая “Дошкольное воспитание” № 7, 1999 г, Статья “Ребенок в детском саду”, “Я, ты, мы” Автор статьи Р.Стеркина.
  10. Е.А.Алебьева “Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста”М., Творческий центр, 2003 г.
  11. Т.Б. “Мазепина”, “Развитие навыков общения ребенка” в играх, тренингах, тестах, Ростов-на-Дону, Фенникс, 2002 г.