Обобщение и систематизация знаний по теме "Типы химических реакций"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (973 кБ)


Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы.

Задачи:

  • Образовательные:
    • повторить и закрепить знания о типах химических реакций по количеству и составу исходных и образующих веществ в стандартных и нестандартных ситуациях, признаки, характеризующие протекания химических реакций, умение применять закон сохранения массы веществ.
    • развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.
  • Развивающие:
    • развивать общеучебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике).
    • развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление
  • Воспитательные:
    • воспитывать коллективизм, умение работать в парах, проводить рефлексию собственной деятельности.

Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, индивидуализированная.

Оборудование и реактивы: кусочек мела в ступке, медная проволока, спиртовка, держатель, пробирки, штатив для пробирок, растворы: NаOH, СuСl2, Fe, таблицы: “Растворимость гидроксидов и солей в воде”, “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”, “Классификация химических реакций в неорганической химии”, тесты, опорные схемы, дидактические карточки.

План урока

  1. Оргмомент.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Актуализация.
  4. Систематизация.
  5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
  6. Проверка уровня обученности.
  7. Информация о домашнем задании.
  8. Рефлексия.
  9. Завершение урока с выставлением и комментарием оценок.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Целеполагание и мотивация

Перед учащимися в доступной форме ставится цель урока, мотивируется значимость данной темы при дальнейшем изучении курса химии.

Учитель: Вот мы и научились писать химические предложения в виде химических уравнений. Как в русском языке предложения бывают восклицательные, вопросительные и побудительные, химические реакции бывают соединения, разложения, замещения, обмена.
Сегодня на уроке мы еще раз повторим и приведем в систему знания, о типах химических реакций опираясь на основные понятия.
Для чего они вам пригодятся?
Для изучения химических свойств веществ, которые характеризуем химическими уравнениями.
Решать расчетные задачи по уравнениям, ведь вы уже убедились, что если неверно составлено уравнение, не правильно расставлены коэффициенты задача будет решена неверно.

III. Актуализация

Учитель: Для начала давайте вспомним основные понятия и проведем химическую разминку.

Работа с классом путем фронтальной беседы по вопросам химической разминки (На каждом ученическом столе находится дидактический материал.

I. Химическая разминка

1. Что такое химическое явление, чем оно отличается от физического?
2. Укажите известные вам признаки химических реакций?
3. Дайте определение химической реакции.
4. Каковы условия течения химических реакций?
5. Какие реакции относятся к:

а) реакциям соединения,
б) реакциям разложения,
в) реакциям обмена,
г) реакциям замещения.

IV. Систематизация

Учитель: Продолжаем нашу разминку.

II. Дифференцированная работа по типам химических реакций и подбору коэффициентов.

Учитель: А теперь проверим, как вы умеете отличать химические реакции друг от друга. В задании №2 у вас записаны схемы химических реакций. Из предложенного перечня выберите реакции, и расставить коэффициенты: первый вариант – в реакциях соединения, второй – разложения, третий – замещения, четвертый – обмена.
Ученики работают самостоятельно в течение 3 минут. Правильность выполнения проверяется через запись на компьютере. На данном этапе закрепляется умения читать уравнения.
Критерии оценки:  ошибок нет – оценка  «5»;  одна ошибка – оценка «4»; две ошибки – оценка «3»; более трех ошибок – незачет.

III. Работа с химическими уравнениями

Из приведенного перечня схем химических реакций выберите:

1 вариант – реакции соединения,
2 вариант – реакции разложения,
3 вариант – реакции обмена,
4 вариант – реакции замещения.

1.    HgO ––> Hg + O2                                    2.  Сu(OH)2 + HCl ––> H2O + CuCl2
3.    Al + O2 ––> Al2O3                                   4.  KBr + Cl2 ––> KCl + Br2
5.    Zn + HCl ––> ZnCl2 + H2                         6.  Ca + O2 ––> CaO
7.    СuCl2 + NaOH ––> Cu(OH)2 + NaCl      8.  H2O ––> H2 + O2

1. По какому признаку определили тип реакции?
2. Почему приведенную запись мы называем схемой?
3. Что уравниваем в уравнении реакции?
4. На основании, какого закона расставляем коэффициенты?
5. Расставьте коэффициенты в приведенных выше схемах реакций.

Учитель: Всем вам известно выражение: “Теория проверяется практикой”.

Ученический эксперимент

Цель: закрепить знания о физических  и  химических  явлениях.

Задачи:

  • Развить умения сравнивать классифицировать явления   природы.
  • Развить умения и навыки логически рассуждать, планировать ответ.

№1. Растереть в ступке мел. Объяснить какое это явление и почему вы так считаете.

(Ученик у доски растирает в ступке мел и делает вывод, что произошло физическое явление, т. к. нового вещества не образовалось).

№2. Прокалить медную проволоку

Прокомментировать свои наблюдения, и определить вид явления.
Перед экспериментом повторяются правила по технике безопасности при работе со спиртовкой.

(2-й ученик прокаливает медную проволоку над пламенем спиртовки, наблюдает образование налета и делает заключение, что произошла химическая реакция, т. к. образовалось новое вещество).

Так как это химическое явление, то запишите уравнение реакции горения меди. Помните! При горении медь, проявляет высшую степень окисления. Определите тип и продукты химической реакции. Расставьте коэффициенты.
На основании опытов делается вывод: Теперь мы с вами на практике убедились и увидели чем отличается физическое явление от химического. Здесь же мы пронаблюдали один из типов химической реакции – реакции соединения.

V. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

Экспериментальная работа:

Цель:  закрепить знания о химических  реакциях.

Задачи:

  • Повторить и закрепить знания о типах  химических реакций по количеству и составу исходных веществ и продуктов реакции;
  • Развить самостоятельность, логическое мышление;
  • Воспитать коллективизм, умение работать в парах.

1. Реакция обмена между хлоридом меди (II) и гидроксидом натрия.

На экране записана схема: NaOH + CuCl2 ––>
Перед учащимися ставится задача определить продукты взаимодействия между гидроксидом натрия и хлоридом меди (II).

Учитель: Запишите по схеме уравнение реакции взаимодействия между гидроксидом натрия и хлоридом меди (II). (Ученики записывают уравнения реакции).
Какие вещества вступают в реакцию? (Сложные)
Какой тип реакции? (Обмена)
– Какие продукты будут образовываться? (Гидроксид меди (II) и хлорид натрия).
Найдите в таблице растворимости эти вещества, что можно сказать о них? (Гидроксид меди (II) – нерастворимое основание, следовательно, выпадает в осадок, в уравнении около этой формулы ставим )
Спрогнозированный результат сравнивают с реальным при выполнении лабораторного опыта.
– Мы с вами спрогнозировали результат данной реакции. Давайте, убедимся, на практике проведя эксперимент.
Проводится лабораторная работа учениками под руководством учителя.
На основании всего этого делается вывод о типе проведенной реакции и признаке ее протекания.

2. Разложение гидроксида меди (II).

Учитель: Теперь возьмите пробирку, в которой получен гидроксид меди (II), закрепите в пробиркодержатель, проведите нагревание. Не забывая про технику безопасности:

1. Сначала прогреваем всю пробирку, а затем нагреваем раствор.
2. Нагревание проводим в верхней части пламени, т. к. именно оно обладает самой высокой температурой.

Учащиеся проводят опыт “разложение гидроксида меди (II)”, наблюдают за происходящими изменениями.

– Какие изменения вы наблюдаете? (Появление черного осадка, а на стенках пробирки капли воды)

Один ученик на доске, а остальные в тетрадях записывают уравнение реакции

Cu(OH)2  ––> CuO + H2O

Вывод: Таким образом, произошла реакция разложения, т. к. из одного сложного вещества образовалось два новых сложных вещества.
3. Взаимодействие хлорида меди (II) с железом
Учитель: Нам осталось рассмотреть еще один тип химической реакции. Давайте заложим опыт. В пробирку со стальным гвоздем прильем раствор хлорида меди (II). Какие изменения происходят, мы увидим позже, а пока запишем уравнение реакции.
Пока протекает реакция, ученики  записывают уравнение в дидактическую тетрадь.
CuCl2 + Fe ––> Fe Cl2 + Cu, определяется ее тип.
А теперь посмотрите, произошли или изменения в пробирке в заложенным нами опытом?  (Стальной гвоздь покрывается красным налетом – медью, а раствор изменился с голубого на зеленый).
– Какой вывод можно сделать?
Ученики на основании наблюдений делают соответствующий вывод.
Учащиеся делают общий вывод о классификации химических реакций по числу исходных и образующихся веществ. Для затрудняющихся самостоятельно сделать вывод предлагается опорная схема

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и образующих веществ

Разложения

Реакция, в которой из одного сложного вещества получается несколько простых или сложных веществ:

АВ––>А + В

Обмена

Реакция, протекающая между двумя сложными веществами при которых они обмениваются составными частями:

АВ + СД ––> АД + СВ

Замещения

Реакция, протекающая между простым и сложным веществами, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов

А + ВС  ––>   АС + В

СоединенияР

Реакция, в результате которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество:

А + В ––>  АВ

VI. Проверка уровня обученности

Задание 1. Работа по вариантам I, II

Определить тип каждой химической реакции.
Из букв, которыми обозначены правильные ответы, вы получите:

I вариант – фамилию французского химика, сформулировавшего в 1789 году независимо от Ломоносова, закон сохранения массы веществ.
II вариант – фамилию ученого, одного из основоположников атомно-молекулярного учения.

I вариант.

Определите тип каждой химической реакции.
Из букв, которыми обозначены правильные ответы, вы получите фамилию французского химика, сформулировавшего в 1789 году независимо от Ломоносова, закон сохранения массы веществ.

Схема химической реакции Реакция
обмена

Реакция
соединения

Реакция
разложения

Реакция
замещения

2Na + S  ––> Na2S К Л Е К
2Al + 3H2SO4 ––> Al2(SO4)3 + 3H2 П Ш Ж А
2H2O ––> 2H2 + O2 Р В В З
Na2O + H2O ––> 2NaOH Е У Л И
Mg(OH)2 + 2HNO3 ––> Mg(NO3)2 + 2H2O А Б О Р
Zn + 2HCl ––> ZnCl2 + H2 Н Г У З
2NO + O2 ––> 2NO2 Я Ь Ф С
2NaOH + H2SO4 ––> Na2SO4 + 2H2O Е Д Х Т

II вариант.

Определите тип каждой химической реакции.
Из букв, которыми обозначены правильные ответы, вы получите фамилию ученого, одного из основоположников атомно-молекулярного учения.

Схема химической реакции Реакция
обмена

Реакция
соединения

Реакция
разложения

Реакция
замещения

H2O2 ––> H2 + O2

К

А

Л

Т

2KNO3 ––> 2KNO2 + O2

Б

У

О

И

Zn + 2HCl ––> ZnCl2 + H2

Н

Е

Д

М

2NaOH+ ZnCl2 ––> Zn(ОН)2 + 2NaCl

О

Л

Е

В

2H2O + 2Na ––> 2NaOH + H2

В

У

А

Н

4Al + 3O2 ––> 2Al2O3

И

О

Й

Т

2Cu + O2 ––> 2CuO

Р

С

Ш

Я

Fe2O3 + 3H2 ––> 2Fe + 3H2O (г)

Г

Д

Ф

О

BaCl2 + H2SO4 ––> BaSO4 + 2HCl

В

Х

М

Р

Время работы: 3 минуты.
Критерии оценки: ошибок нет – зачет; 
есть ошибки – незачет.

Задание 2. Дифференцированная самостоятельная работа по тестам, два уровня.
Время проведения: 7 минут;
Критерии оценки:  ошибок нет – «5»; одна ошибка – «4»; две ошибки –«3»; более трех ошибок – незачет.

Тест по теме: «Типы химических реакций»

1-й уровень.

1. Уравнение реакции замещения:

а) Zn + 2HCl ––> ZnCl2 + H2,
б) ZnO + H2SO4 ––> ZnSO4 + H2O,
в) Сu(OH)2 ––> CuО + H2O,
г) Fe + S ––> FeS.

2. В уравнении реакции, схема которой

Fe2O3 +  H2 ––>  Fe +  H2O

Коэффициент перед формулой железа равен:

а) 3,              б) 6,                   в) 2,                 г) 1.

3.Уравнению реакции соединения алюминия с бромом  соответствует запись:

а) 2 Al + Br2 ––> 2AlBr3,
б) 2Al + 3Br2 ––> 2AlBr3
в) Al + Br2 ––> AlBr3,
г) 2Al + 6HBr ––> 2AlBr3 + 3H2.

4. Правильные коэффициенты в уравнении реакции:

а) 2MgCO3 ––> 2MgO + CO2,
б) 2Al + 6HCI ––> 2AlCl3 +H2,
в) 2NH4Cl ––> 2NH3 + HCl,
г) 2NaOH + SO3 ––> Na2SO4 + H2O.

5. Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько более простого состава относятся к:

а) реакциям обмена,
б) реакциям замещения,
в) реакциям соединения,
г) реакциям разложения.

2-й уровень.

1. Взаимодействие соляной кислоты с оксидом железа (II) относится  к реакции:

а) разложения,
б) замещения,
в) соединения,
г) обмена.

2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

Al +  HCl ––>  AlCl3 + H2 равна:  

а) 6,        б) 8,        в) 10,         г) 13.

3. Элементом, «Э» в схеме уравнения реакции

Mg + HCl ––>  MgCl2 +  Э

а) H2,     б) Cl2,      в) Mg,      г) O. 

4. В уравнении реакции:   Ca(OH)2  +  2HNO3 ––> Ca(NO3)2 + …   пропущено:

а) H2,       б) 2H2,       в) H2O,      г) 2H2O.

5. Формулами продуктов между оксидом железа (III) с разбавленной серной кислотой и коэффициентами перед ними являются:

а) FeSO4 и H2,
б) Fe2(SO4)3 и 3H2O,
в) Fe2(SO4)3 и H2O,    
г) FeSO4  и 3H2O.

После выполнения проводится контроль по ключу, предложенному в задании.

VII. Информация о домашнем задании

Повторить тему: «Типы химических реакций», подготовиться к контрольной работе.

VIII. Рефлексия

Задаются вопросы, побуждающие учащихся к рефлексии урока.

  • Что на уроке было главным?
  • Что было интересным?
  • Что нового сегодня узнали?
  • Чему научились?

На один и тот же вопрос могут ответить несколько учеников. Учитель наравне со всеми высказывает свое мнение.
Завершается урок выставлением оценок с комментариями.

Приложение 1