Тип урока:
комбинированный.Форма обучения:
индивидуальная, фронтальная, бригадная.Цели урока:
Программно-дидактические материалы:
ПК, программа PowerPoint, презентация “Мы за чаем не скучаем” (Приложение), предметы сервировки стола.ХОД УРОКА
I. Организация урока
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного материала
– На прошлых уроках вы познакомились с тем, какие санитарно-гигиенические правила вы должны соблюдать, правила техники безопасности при работе на кухне, какие нужно употреблять продукты на завтрак.
Вопросы для повторения:
III. Изучение нового материала
Учитель
: Цель нашего урока – научиться правильно, сервировать стол к завтраку, вспомнить и повторить правила поведения во время еды. Эти правила, как и многие другие, не выдуманы из головы. Каждое имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам. Сегодня мы с вами попытаемся разобраться в этих вопросах.А так же научимся заваривать чай и складывать салфетки для сервировки стола.
Тема урока отображается на слайде 1.
Великий русский учёный И.П. Павлов говорил, что “нормальная еда – это еда с аппетитом, еда с удовольствием". Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.
Вопрос
: Что такое сервировка? (Дети высказывают свои суждения о сервировке) Учитель обобщает высказывание, и дает определение Сервировки. Слайд 2.Итак, что же нам нужно для сервировки?
1. Скатерть; 2. Посуда; 3. Приборы; 4. Салфетки; 5.Цветы. Слайд 3.
Завтрак состоит из:
Бутербродов, хлеба, булочек, вареного
яйца, колбасы, сыра, масло и т.д.
Горячего блюда (каша, омлет, яичница)
Горячего напитка (чай, кофе, какао и т.д.) Слайд
4.
Далее учитель объясняет новый материал с
демонстрацией сервировки стола к завтраку.
Предварительная сервировка создает не только
приятную обстановку, но и определенный порядок
на столе, обеспечивая присутствующих всеми
необходимыми предметами и приборами, в
зависимости от ассортимента блюд.
Количество приборов посуды зависит от числа
присутствующих и количества подаваемых блюд.
Расставлять приборы надо так, чтобы сидящие за
одним столом не мешали друг другу, расстояние
между стульями не менее 30 см.
Учитель показывает и рассказывает
последовательность предварительной сервировки
стола к завтраку.
Стол рекомендуется застелить скатертью, на
которую кладут льняные или хлопчатобумажные
салфетки. На стол – под скатерть, для смягчения
звуков посуды и приборов, кладут фланель. На
салфетку ставят закусочную тарелку. Справа и
слева от тарелки размещают закусочные приборы.
Вилку располагают слева от тарелки, зубцами
вверх, нож – справа, лезвием к тарелке, чайную
ложку можно положить справа от ножа или перед
тарелкой.
Справа, перед ножом, ставят чашку с блюдцем для
горячего напитка, ручка повернута в правую
сторону.
Общее блюдо с гастрономическими продуктами
ставят в центр стола с прибором для
раскладывания, каждый берёт то, что хочет и
кладет себе на тарелку.
Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину
стола вместе с ложечкой для раскладывания. Чай,
кофе подают без сахара, каждый добавляет его по
вкусу.
Салфетки – обязательный предмет сервировки
стола. Они должны быть чистыми, накрахмаленными.
История салфетки
Ученик: 350 лет назад в Древней Греции раб должен был вытирать губы своего хозяина фиговым листком. Можно считать, что именно тогда и появилась первая салфетка.
А те салфетки, какие мы привыкли видеть, появились в Риме 2000 лет назад. В богатых домах они были льняные с вышитыми монограммами хозяина. И гости часто забирали их на память! Поэтому часто гостей просили приходить со своими салфетками. Званые обеды затягивались до глубокой ночи, а гости не спешили приносить с собой салфетки.
В средние века салфетки широко распространились и теперь гости не обязаны были приносить их с собой. Однако не считалось зазорным в отсутствии салфеток пользоваться скатертью, чтобы вытереть руки или рот.
В очень богатых домах салфетки меняли после подачи каждого блюда. И украшались они золотым и серебряным шитьем.
Если завтрак воскресный или праздничный, то стол можно украсит красиво сложенными салфетками.Демонстрация праздничных салфеток. Слайды 5-12.
Звучит музыка и показывается набор для чая.
Учитель: Музыка нас настроила на разговор о чае.
Виды чая. Слайд 13.
Ученик: Родина чая Китай. Слайд 14
В 1638 году царский стольник В.Тюменцев будучи послом в Монголии, в первые на пиру пил чай. Напиток ему понравился, и Алтын-Хан послал русскому царю несколько пудов чая.
В Росси чай получил широкое распространение, особенно в Северных и Восточных областях, в Сибири и Средней Азии.
Ученик: Слайд 15.
Чай в России – в России употребляют черный
байховый чай.
Чай в Америке – американцы пьют несладкий чай со
льдом.
Ученик: Слайд 16.
Чай – богатейшая аптека.
Чайный лист содержит стимулирующее вещество
полезное для желудка.
Лучшее украшение чайного стола самовар.
К чайному столу подают сладкие блюда, которые
ставят до прихода гостей.
Заваривают чай к началу чаепития.
Русские люди считают, что чаепитие поддерживает
любовь и дружбу, скрепляет родственные связи,
создает атмосферу уюта и счастья.
Учитель: В отличие от нас наши предки пользовались дарами кладовой природы: использовали для приготовления чая растения лесов, полей, лугов. Собирали цветы липы, плоды шиповника, заготавливали самые разнообразные травы. Издавна этот напиток назвался “лекарственный чай”, был лечебным, профилактическим средством при различных заболеваниях, и прекрасным способом утоления жажды.
Физминутка.
О чём говорится в этом небольшом стихотворении?Везде и всюду правила –
Их надо знать всегда!
Особенно это касается
Уроков школьного труда.
Да, правильно о правилах, о культуре поведения за столом.
Учебник страница 205, 1 абзац прочитайте.
Этикет – это чин, порядок внешних обрядов и приличия; церемониал.
А теперь повторим эти правила. Ученик:Но на свете бывают непослушные дети, которые любят делать всё наоборот. И поэтому таким детям нужно давать не полезный совет, а вредный совет. Такие советы в своём произведении дал Григорий Остер. И так вредные советы….
Коли друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома,
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет,
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай куски руками,
Ложкой больше зачерпнёшь.
Коли вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол, и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
Если вас зовут обедать
Гордо прячетесь под
Если всё-таки достанут
И за стол посадят вас,
Опрокидывайте чашку,
Выливайте на пол суп,
Зажимайте рот руками,
Падайте со стула вниз.
А котлеты вверх бросайте –
Пусть прилипнут к потолку.
IV. Практическая работа
Задание 1
(закрепление изученного материала в бригадах). Каждая бригада выполняет практическое задание. По технологической карте заварить чай.Согласно этой карте 2 человека из бригады заваривают чай.
Задание 2 (индивидуально). Научиться складывать салфетки для сервировки стола.
Учитель демонстрирует способ складывания салфетки, используя слайдовую презентацию (слайды 17-24), показывает и рассказывает способ на салфетке и контролирует работу учащихся.
Задание 3 (бригада). Сервируют стол к завтраку. Отбирают все приборы и предметы, необходимые для выполнения задания.
Итог занятия.
1. И так, я хочу сделать вывод:
Чай – это прекрасный полезный напиток, который
утоляет жажду, снимает усталость, придает
бодрость, поднимает настроение.
Для многих народов он также необходим и ничем не
заменим, как и хлеб.
Чай горячий, ароматный.
И на вкус всегда приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!
2. Я, надеюсь, что вы на этом уроке много для себя узнали, расширили свои представления о чае и теперь в домашних условиях вы можете заварить чай разными способами для своих родных, близких и друзей.
Дегустация чая, анализ практической работы (цвет, вкус, аромат чая).
3. Выставление оценок.
V. Анализ и оценка урока
Анализируя урок, учитель задает вопросы:
- Что нового для себя учащиеся узнали на уроке?
- Какие способы сложение салфеток вам понравились?
- Будете ли вы сервировать стол к завтраку в повседневной жизни?
Учитель анализирует и сравнивает результаты работ бригад, делает необходимые замечания, оценивает практическую работу.
VI. Домашнее задание
– В воскресный день помочь маме в сервировке стола к завтраку. В рабочей тетради родители запишут отзыв о проделанной работе, и оценят её по пятибалльной шкале.
– Наш урок подошел к концу. Я надеюсь, что вы сегодня многое узнали про сервировку стола к завтраку, и будете использовать эти знания в вашей будущей жизни.