Цели:
-
образовательные:
создание условий для актуализации знаний учащихся о корневых орфограммах, распознание орфограмм в словах, проверки безударных гласных и сомнительных согласных, для правильного подбора проверочных слов; расширение словарного запаса -
развивающие:
формирование умения ставить проблемные вопросы, решать учебные задачи, делать выводы;
принимать участие в обсуждении поставленных проблем;
развивать умение работать с алгоритмами и опорными схемами -
воспитательные:
создание условий для формирования познавательного интереса к русскому языку, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества в группе со сверстниками;
воспитание учебной активности и умение работать в коллективе.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Каждый урок русского языка – это удивительная страничка в книге знаний. Открывая ее, мы становимся богаче духовно, обретаем те умения и знания, которые так нам необходимы в жизни.
Тема сегодняшнего урока – орфограммы в корне слов (приложение 1). Мы вспомним об однокоренных словах, поговорим о безударных гласных, или как мы их называем «двуликие гласные», вспомним о сомнительных согласных, мы их называем «глухие и звонкие братцы».
Предметом нашего разговора на уроке станут «звуки-неслышимки», непроизносимые согласные в корне слова. Помогут нам афишные столбики, перфокарты, авторские фирменные листы «Орфограммы в корне слова» (приложение 2). А знания и умения, приобретенные на уроке, поможет проверить наша любимая игра «Умники и умницы».
Итак,
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Актуализация знаний
Учитель: У вас на партах фирменные листочки. А на доске записаны слова. Разделите эти слова на группы. Что объединяет эти группы слов? Найдите в них общее. Вспомните наш городок Логос и Ниточку-Паутиночку (приложение 3), которая вам раскрывала секреты грамотного письма. И я уверена, что вы с работой справитесь.
На доске записаны слова:
Пол(и,е)тели, ро(б,п)кий, ни(з,с)кий, пож(е,и)лтели, ч(е,и)сло, с(е,и)нева, л(и,е)ства, сла(д,т)кий, ры(б,п)кА, подру(ж,ш)ка
Учитель: Проверяем выполненное задание. Давайте подведем итоги. Как проверить правописание безударного гласного в корне? Как проверить правописание парного согласного в слабой позиции в корне слова? В работе используйте опорные карточки. (приложения 4,5,6,7)
III. Изучение нового материала. Постановка учебной цели и поиск решения проблемы.
Учитель: Сегодня я вам предлагаю еще одно задание. Давайте восстановим пропуски в словах.
В солнечный день ж...мчужная кувшинка нежилась на гла...дкой поверхности реки. Она чу…ствовала себя нарядной и счас…ливой. Ночью кувшинка закрывала белые лепес…ки и ныряла с г...л…вой в воду. В ненас…ную п…году прелес…ная кр…савица весь день спала под водой, и см…трели на нее одни только ры…ки.
(приложение 8)
Учитель: Выпишете из текста подчеркнутые слова. Проверяем. Все ли вы здесь правильно написали? Нет ли ошибок? Чтобы найти их и исправить, надо выяснить, как проверить непроизносимые согласные в слове. Итак, как вы думаете, как проверить непроизносимый согласный? Какие есть варианты?
Дети: Изменить форму слова: прелестная – прелестные, счастливой – счастливые.
Учитель: Изменилось ли слово таким образом, чтобы гласные стали произносимыми? Нет. Значит, вариант наш не подходит… какие есть соображения?
Дети: Подобрать однокоренное слово: прелестный – прелесть, счастливый – счастье.
Учитель: Во всех ли случаях проверка получилась?
Дети: Нет.
Учитель: Значит, дело не только в подборе однокоренных слов. Требуется еще какое-то условие. Какое?
(ученики затрудняются с ответом)
Учитель: Рассмотрите «гнездышко» родственных слов: грустный, грустинка, грусть, загрустили. Обратите внимание на слова: грустинка, загрустили.
После непроизносимой согласной стоит гласная И.
Так как же проверить непроизносимые согласные?
Учитель + Дети составляют алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне слова
(приложение 9,10)
IV. Работа по дальнейшему углублению знаний и развитию орфографической зоркости.
Учитель:Сейчас мы будем работать по карточке.
Работать будем «по цепочке», устно, орфограмму будем выделять в цвете.
Обратите внимание, как можно проверить непроизносимую согласную в корне. Вспомните алгоритм проверки непроизносимой сомнительной согласной.
(приложение 11)
Учитель: Откройте учебник. Выполняем упражнение № 312 строго по заданию. Проверяем выполненную работу. Назвать слова с непроизносимыми согласными.
V. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
Дети имитируют движения зверька.
VI. Проверочная работа: тесты.
Учитель: Предлагаю Вам контрольный тест. Это творческое задание, которое поможет проверить ваши знания по теме «Орфограммы в корне слов».
(приложение 12)
VII. Итоговая рефлексия
Учитель:
Давайте подведем итоги нашего урока.
- Какова цель урока? Мы ее достигли?
- Воспроизведите по алгоритму правило?
- О каких орфограммах в корне слов мы сегодня говорили?
- Что показалось трудным?
- Что нового вы узнали?
- Какое сделали открытие?
- Чему научились? Было интересно?
Рефлексию урока помогает провести любимая ролевая игра нашего класса «Умники и умницы».
Условия игры:
Класс разделен на три команды, с разным уровнем подготовки учащихся в каждой. По теме урока участники игры готовят вопросы и задают их соперникам. (ученики используют авторский фирменный лист «Орфограммы в корне слов). «Стоимость» вопросов оценивается в 3-6 баллов в зависимости от сложности вопросов. При этом изначально каждая команда получает стартовый капитал в размере 12 баллов. За неверный ответ – штраф 3, за подсказки – штраф 2 балла. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов, в результате интеллектуальной игры.
VIII. Домашнее задание
Учитель: И в завершение нашего урока, обращаю ваше внимание на то, что задание на дом будут дифференцировано. Каждый из вас будет работать с индивидуальной карточкой.
- Ученики первого ряда переписывают текст и исправляют все ошибки.
Мама сворила вкусную кашку, испикла пирошки, приготовила окрожку. Алена поставила на стол тарелки и чашки, положила лошки и вилки. Потом девочька сбегала на огорот и нарвала петружки.
- Ученики второго ряда выполняют задание базового уровня. Распределите слова на две группы так, чтобы в каждой были слова с одной и той же орфограммой в корне слова.
Весна, лапка, окно, лодка, глазки, плитка, сосна, грибы.
- Ученики третьего ряда выполняют задание повышенного уровня. Объедините в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запишите каждую группу на отдельной строчке.
Лисица, рыбка, звездный, травка, поздний, смотреть, снежки, тростник.