Орфограммы русского языка в корне слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (505 кБ)


Цели:

  • образовательные:
    создание условий для актуализации знаний учащихся о корневых орфограммах, распознание орфограмм в словах, проверки безударных гласных и сомнительных согласных, для правильного подбора проверочных слов; расширение словарного запаса

  • развивающие:
    формирование умения ставить проблемные вопросы, решать учебные задачи, делать выводы;
    принимать участие в обсуждении поставленных проблем;
    развивать умение работать с алгоритмами и опорными схемами

  • воспитательные:
    создание условий для формирования познавательного интереса к русскому языку, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества в группе со сверстниками;
    воспитание учебной активности и умение работать в коллективе.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Каждый урок русского языка – это удивительная страничка в книге знаний. Открывая ее, мы становимся богаче духовно, обретаем те умения и знания, которые так нам необходимы в жизни.

Тема сегодняшнего урока – орфограммы в корне слов (приложение 1). Мы вспомним об однокоренных словах, поговорим о безударных гласных, или как мы их называем «двуликие гласные», вспомним о сомнительных согласных, мы их называем «глухие и звонкие братцы».

Предметом нашего разговора на уроке станут «звуки-неслышимки», непроизносимые согласные в корне слова. Помогут нам афишные столбики, перфокарты, авторские фирменные листы «Орфограммы в корне слова» (приложение 2). А знания и умения, приобретенные на уроке, поможет проверить наша любимая игра «Умники и умницы».

Итак,

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Актуализация знаний

Учитель: У вас на партах фирменные листочки. А на доске записаны слова. Разделите эти слова на группы. Что объединяет эти группы слов? Найдите в них общее. Вспомните наш городок Логос и Ниточку-Паутиночку (приложение 3), которая вам раскрывала секреты грамотного письма. И я уверена, что вы с работой справитесь.

На доске записаны слова:

Пол(и,е)тели, ро(б,п)кий, ни(з,с)кий, пож(е,и)лтели, ч(е,и)сло, с(е,и)нева, л(и,е)ства, сла(д,т)кий, ры(б,п)кА, подру(ж,ш)ка

Учитель: Проверяем выполненное задание. Давайте подведем итоги. Как проверить правописание безударного гласного в корне? Как проверить правописание парного согласного в слабой позиции в корне слова? В работе используйте опорные карточки. (приложения 4,5,6,7)

III. Изучение нового материала. Постановка учебной цели и поиск решения проблемы.

Учитель: Сегодня я вам предлагаю еще одно задание. Давайте восстановим пропуски в словах.

В солнечный день ж...мчужная кувшинка нежилась на гла...дкой поверхности реки. Она чу…ствовала себя нарядной и счас…ливой. Ночью кувшинка закрывала белые лепес…ки и ныряла с г...л…вой в воду. В ненас…ную п…году прелес…ная кр…савица весь день спала под водой, и см…трели на нее одни только ры…ки.

(приложение 8)

Учитель: Выпишете из текста подчеркнутые слова. Проверяем. Все ли вы здесь правильно написали? Нет ли ошибок? Чтобы найти их и исправить, надо выяснить, как проверить непроизносимые согласные в слове. Итак, как вы думаете, как проверить непроизносимый согласный? Какие есть варианты?

Дети: Изменить форму слова: прелестная – прелестные, счастливой – счастливые.

Учитель: Изменилось ли слово таким образом, чтобы гласные стали произносимыми? Нет. Значит, вариант наш не подходит… какие есть соображения?

Дети: Подобрать однокоренное слово: прелестный – прелесть, счастливый – счастье.

Учитель: Во всех ли случаях проверка получилась?

Дети: Нет.

Учитель: Значит, дело не только в подборе однокоренных слов. Требуется еще какое-то условие. Какое?

(ученики затрудняются с ответом)

Учитель: Рассмотрите «гнездышко» родственных слов: грустный, грустинка, грусть, загрустили. Обратите внимание на слова: грустинка, загрустили.

После непроизносимой согласной стоит гласная И.

Так как же проверить непроизносимые согласные?

Учитель + Дети составляют алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне слова

(приложение 9,10)

IV. Работа по дальнейшему углублению знаний и развитию орфографической зоркости.

Учитель:Сейчас мы будем работать по карточке.

Работать будем «по цепочке», устно, орфограмму будем выделять в цвете.

Обратите внимание, как можно проверить непроизносимую согласную в корне. Вспомните алгоритм проверки непроизносимой сомнительной согласной.

(приложение 11)

Учитель: Откройте учебник. Выполняем упражнение № 312 строго по заданию. Проверяем выполненную работу. Назвать слова с непроизносимыми согласными.

V. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.

Дети имитируют движения зверька.

VI. Проверочная работа: тесты.

Учитель: Предлагаю Вам контрольный тест. Это творческое задание, которое поможет проверить ваши знания по теме «Орфограммы в корне слов».

(приложение 12)

VII. Итоговая рефлексия

Учитель:

Давайте подведем итоги нашего урока.

  • Какова цель урока? Мы ее достигли?
  • Воспроизведите по алгоритму правило?
  • О каких орфограммах в корне слов мы сегодня говорили?
  • Что показалось трудным?
  • Что нового вы узнали?
  • Какое сделали открытие?
  • Чему научились? Было интересно?

Рефлексию урока помогает провести любимая ролевая игра нашего класса «Умники и умницы».

Условия игры:

Класс разделен на три команды, с разным уровнем подготовки учащихся в каждой. По теме урока участники игры готовят вопросы и задают их соперникам. (ученики используют авторский фирменный лист «Орфограммы в корне слов). «Стоимость» вопросов оценивается в 3-6 баллов в зависимости от сложности вопросов. При этом изначально каждая команда получает стартовый капитал в размере 12 баллов. За неверный ответ – штраф 3, за подсказки – штраф 2 балла. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов, в результате интеллектуальной игры.

VIII. Домашнее задание

Учитель: И в завершение нашего урока, обращаю ваше внимание на то, что задание на дом будут дифференцировано. Каждый из вас будет работать с индивидуальной карточкой.

  • Ученики первого ряда переписывают текст и исправляют все ошибки.

Мама сворила вкусную кашку, испикла пирошки, приготовила окрожку. Алена поставила на стол тарелки и чашки, положила лошки и вилки. Потом девочька сбегала на огорот и нарвала петружки.

  • Ученики второго ряда выполняют задание базового уровня. Распределите слова на две группы так, чтобы в каждой были слова с одной и той же орфограммой в корне слова.

Весна, лапка, окно, лодка, глазки, плитка, сосна, грибы.

  • Ученики третьего ряда выполняют задание повышенного уровня. Объедините в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запишите каждую группу на отдельной строчке.

Лисица, рыбка, звездный, травка, поздний, смотреть, снежки, тростник.

Приложения.