Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушал равновесие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, общественным организациям. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова "Собачье сердце": "Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!". До тех пор, пока человек не поймет, что он не царь природы, а всего лишь ее часть, и что природа жила без вида Homo Sapiens и будет жить, решить нависшую угрозу просто невозможно.
Когда проблемы окружающей среды в 1960-х годах оказались в центре внимания общественности, встал вопрос: сколько времени у нас в запасе? Когда мы нажнем пожинать трагические плоды пренебрежительного отношения к окружающей среде?
Ответ гласил: 30-50 лет. Сейчас, когда этот срок близится к завершению, такой ответ преследует нас как кошмар. Мы стали свидетелями потепления климата, образование дыр в озоновом слое появление токсических химических веществ в грунтовых водах, загрязнение пищевых продуктов остатками пестицидов, гибели лесов, вымирания видов, голода. Наверное, мрачные предсказания были недалеки от истины. Мы просто не можем по-прежнему жить еще 30 лет, обсуждая и изучая скопившиеся проблемы.
Для преодоления экологического кризиса необходимо формирование нового, экоцентрического сознания. В современной школе наблюдается активный поворот на формирование именно такого сознания. Экологические конкурсы, факультативы, кружки, олимпиады, исследовательские работы - вот далеко не полный перечень различных форм работы по экологическому образованию школьников.
"Что же я могу сделать? Один слабый человек из 5 млрд.?" Конечно, если только задавать такие вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе могут одним днем. За днем сегодняшним придет день завтрашний. О нем необходимо думать.
В нашей школе работает программа по воспитанию школьников "ЭВТО", целью которой является поэтапное создание условий для развития личности ребенка. В основе работы школы лежат принципы гуманистического воспитания. Определяет приоритетные направления развития, среди которых одним из ведущих является формирование потребности в здоровом образе жизни, сохранение и восстановление природы. В ходе реализации программа опирается на работу восстановительных центров:
- Центр общения "Ты и я".
- Художественно-эстетический центр.
- Центр валеологии "Экополис и здоровье".
Основной целью центра валеологии является разработка основных направлений деятельности клуба "Эдельвейс", основой которого является экологическое воспитание школьников и пропаганды здорового образа жизни. И это необходимо, так как в ходе работы по выявлению детей с отклонениями здоровья выявлено следующее: из 755 учащихся школы 140 человек больны различными заболеваниями (без учета нарушения зрения). Наибольшее число приходится на учеников с искривлением позвоночника (сколиоз), большие опасения вызывает ухудшение зрения. В связи с этим, утверждений санитарно-гигиенический режим школы наряду с обязательным проветриванием классных комнат, введены специальные пятиминутки с использованием упражнений укрепляющих осанку и зрение.
Структура школьного эколого-туристического клуба "Эдельвейс". (Приложение)
Деятельность кружка эколого-валеологического направления "Юный эколог" рассчитана на 4 года обучения. Программа введения в нашей школе на базе учащихся 6-9 классов. Занятия ведутся 1 раз в неделю по 2 часа. "Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять Природуи - значит охранять Родину", - так говорил великий русский писатель М.М. Пришвин.
На занятиях кружка развивается способность воспринимать мир не как склад природных ресурсов, сколько как дом. Жить в доме значит заботиться о его нуждах, помнить о сопряженном с ним добре, уважать присущие ему ритмы и не навязывать ему ничего чуждого. Иметь дом - это ощущать себя причастным к нему, вскормленным в нем, участвовать в его многообразной и пестрой жизни. Обитать в доме - это понимать, что на твою жизнь влияет деятельность других домочадцев, других людей, а ты своим трудом воздействуешь на окружающих. Жить в доме - значит брать на себя обязательство перед миром и воспринимать его, помятую о людях. Очевидно, жизнь в доме предполагает здоровые чувства собственности, стимулирующая нашу ответственность за людей, поступки и предметы. Образ дома помогает увидеть необходимость сотрудничества. От личного участия каждого из нас в охране, защите и улучшении окружающей среды зависит наше будущее и будущее наших детей, внуков, правнуков. Давайте оглянемся вокруг. И попытаемся разобраться, кто нуждается в нашей защите. Все верно. Так что же здесь нужно беречь? В защите нуждается все, что нас окружает. И чаще всего от нас же самих. Вернее от нашего незнания.
В связи с этим работа кружка строится поэтапно, с учетом построения школьного курса биологии и возрастных особенностей школьного возраста и имеет следующую структуру:
1 год обучения:
"Основные вопросы экологии".
"Растения вокруг нас".
2 год обучения:
"Человек и биосфера".
"Животные".
3-4 год обучения: “Лес человек”.
Помимо теоретического материала в работе кружка много практики, так например, запланированы работы совместно с Волжско-Камской государственной региональной инспекцией по охране окружающей среды:
I. Исследовательские работы.
- Описание системы родников г. Чистополя.
- Антропогенное влияние на окружающую среду.
- Определение загрязненности р. Камы промышленными предприятиями г. Чистополя.
II. Природоохранные акции:
- "Поможем родникам!"
- "Поможем реке!"
- "Птицы - наши друзья".
Помимо этого ведется совместная работа с детским дошкольным образовательным учреждением №20, совместно с руководителями ДОУ был составлен план работы:
- Составление экологического паспорта ДОУ №20.
- Оказание помощи при работе на приусадебном участке ДОУ№20.
- Подготовка и проведение цикла занятий по программе "Наш дом - природа" в которую входят разделы:
а) "Я и природа.
б) "Волшебница вода".
в) "Воздух- невидимка".
г) "Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко".
д) "Что у нас под ногами"
е) "Кто в доме-природе живет"
ж) "Если ты человек, веди себя по-человечески".
- Изготовление кормушек, скворечников, ящиков для рассады!
- Зимний десант "Расчистим дорожки от снега".
- Построение зимнего снежного городка.
- Работа в живом уголке "Зверье мое".
- Сбор, обмен семенами растений для озеленения территории детского сада и школы.
Необходимо также рассказать о работе кружка по благоустройству родника "Ак сакал", который расположен на территории города. Ребята с удовольствием работают по очищению прилагаемой территории, проведение акции "Помогите роднику!", публикации в газете, помощь местным жителям, а также исследование качества питьевой воды родника совместно с Волжско-камской государственной региональной инспекцией по охране окружающей среды.
Исходя из выше сказанного перед работой кружка стоят следующие цели и задачи:
- Воспитание экологического сознания.
- Приобщение к здоровому образу жизни.
- Знакомство учащихся с основными биологическими сметами.
- Знакомство с взаимосвязью и взаимодействием живых организмов в природе.
- Создание условий для развития у детей биологических представлений.
- Рассмотреть проблемы города, республики, нашего жилища и быта наконец нашего здоровья с точки зрения экологии.
- Предоставить ребенку возможности осваивать информацию в доступной форме, и по возможности в ходе практической деятельности.
- Знакомить детей с развитием жизни на Земле.
- Обеспечивать условия для развития у детей эмоционального положительного отношения к живой природе.
- Создание условий для творческой самостоятельности детей.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
- Работы учащихся по благоустройству родника "Ак сакал".
- Помощь ДОУ №20.
- Совместная работа с Волжско-Камской государственной региональной инспекцией по охране окружающей среды (ВКГРИОП).
Примерный тематический план работы кружка "Юный эколог". (Приложение 2)
Необходимо также отметить, что в школе идут разработки экологической тропы школы, по которой пройдет каждый ученик.
А также организуется летний экологический лагерь. Разрабатывая экологическую тропу и работу экологического лагеря в первую очередь необходимо опираться на учащихся, посещающих кружок "Юный эколог" и тематика работы непременно является продолжением тем кружка . Тема "Лес и Человек" была выбрана неслучайно. Во-первых, интерес у ребят к лесу всегда был, и его необходимо углублять и обобщать знания по данной проблеме. Необходимо научить ребят навыкам по изучению леса, поведению в лесу и охране лесных богатств. Во-вторых, наш город Чистополь находится в окружении лесов.
Программа экологического лагеря
Цель.
Освоение основ природоохранной работы и элементов экологического мониторинга, создание и поддержка детских коллективов для реализации их интересов, потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении.
Задачи.
- Закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней.
- Развитие навыков исследовательской деятельности в области экологии и охраны природы.
- Создание условий для самореализации личности, опираясь на её индивидуальность и неповторимость.
- Развитие коммуникативных умений и навыков.
- Помощь детям в выработке осмысленного подхода к жизни, в том числе к личному способу существования, к отношениям с другими людьми.
- Через сотрудничество, творчество, включение в интенсивную разнообразную деятельность,. помочь детям научиться ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, преодолевать трудности, приобрести уверенность в себе.
Пояснительная записка
Экологическое образование не является чем-то принципиально новым в мире. Необходимость воспитания в человеке бережного отношения к природе и её ресурсам осознавалось издавна.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
Основная идея “натуралистического” подхода в экологическом образовании - необходимость показать детям природу “изнутри”, в возможно большей степенью подробности и “при максимальном увеличении”.
Современные условия жизни характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращенного к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности, реализация которых объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение и воспитание должны быть развивающими, обогащающими ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Технология реализации программы
1 этап: подготовительно-организационный.
- Изучение современных технологий воспитательного процесса, экологического воспитания школьников.
- Составление про граммы.
- Подбор кадров.
2 этап: основной.
- Реализация программы.
3 этап: заключительный.
- Обобщение проделанной работы и подведение итогов.
- Анализ проделанных практических работ, а также исследовательских работ учащихся.
План реализации программы.
I. Экскурсии.
1. Изучение животных водной фауны.
Цель: изучить представителей нейстона, планктона, бентоса. Систематизировать изученные виды.
2. Изучение животной фауны леса.
Цель: изучить представителей фауны леса. Систематизировать изученные виды.
3. Изучение животной фауны поля.
Цель: изучить представителей фауны. Систематизировать изученные виды.
4. Изучение растений флоры леса.
Цель: изучить представителей флоры леса. Систематизировать изученные виды.
5. Изучение растений водной флоры и прибрежий.
Цель: изучить растения водной флоры и прибрежий. Систематизировать изученные виды.
6. Изучение растений флоры поля.
Цель: изучить представителей флоры поля. Систематизировать изученные виды.
7. Экологическая тропа.
Для выполнения практических заданий полевого практикума отряды разбиваются на группы по тематикам включающим следующие разделы естественных наук:
- Топография и картография.
- Геология и почвоведение.
- Ботаника и геоботаника.
- Зоология.
- Водная экология.
- Биоиндикация и экологический мониторинг.
Общим принципом работы по этим направлениям является учебно-исследовательская деятельность: ознакомление с объектами дикой природы с использованием реальных научно-исследовательских методик, а также обучение школьников самостоятельному использованию этих методик.
Предмет ТОПОГРАФИЯ И КАРТОГРАФИЯ включает:
- Обучение работе с картой, компасом, простейшими геодезическими приборами.
- Обучение составлению планов, карт, профилей с использованием различных методик.
- Основы ориентирования на местности.
Предмет ГЕОЛОГИЯ И ПОЧВОВЕДЕНИЕ включает:
- Описание геологических обнажений и определение минералов и горных пород.
- Описание и изучение почвенных разрезов, составление почвенных карт.
Предмет БОТАНИКА И ГЕОБОТАНИКА включает:
- Морфология и определение растений, составление флор.
- Геоботанические описания растительных сообществ (лесных, луговых, болотных).
- Составление геоботанических карт.
Предмет ЗООЛОГИЯ включает:
- Ознакомление с фауной беспозвоночных и позвоночных животных средней полосы России.
- Изучение численности: насекомых, амфибий, птиц, мелких и крупных млекопитающих (в разные сезоны года).
- Изучение экологии и поведения диких животных.
Предмет ВОДНАЯ ЭКОЛОГИЯ включает:
- Изучение основных гидрологических показателей водоемов (реки, ручья, озера, болота).
- Изучение флоры и фауны водоемов в разные сезоны года (высшая водная растительность, планктон, бентос, перифитон).
Предмет БИОИНДИКАЦИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ включает:
- Биоиндикация наземных экосистем.
- Лихеноиндикация, оценка жизненного состояния лесов, оценка экологического состояния луговой растительности.
- Биоиндикация водных экосистем: по зоопланктону, макрозообентосу, перифитону.
- Физико-химические методы оценки качества воды.
- Радиомониторинг.
II. Практические работы.
1. Сорные растения нашего района.
Цель: Познакомить с сорными растениями как биологической, экологической и агрономической группой растений.
2. Биогеоценоз леса.
Цель: Организация лесного биогеоценоза, взаимодействие
составляющих его компонентов.
3. Исследования травянистых растений как части лесного сообщества.
Цель: Научить определять виды травянистых растений как части лесного сообщества.
4. Изучение влияния деятельности человека на лесное сообщество.
Цель: Научить различать мхи и лишайники; определять степень чистоты воздуха по видовому составу лишайников.
5. Изучение грибов трутовиков как компонентов лесной экосистемы.
Цель: Изучение видового разнообразия трутовиков.
6. Особенности внешнего строения коры.
Цель: Знакомство с видовыми особенностями коры древесных и кустарниковых растений.
7. Морфологическое описание рек.
Цель: Описать реку.
8. Ориентирование на местности. Глазомерная съёмка местности.
Цель: Формирование умений ориентироваться на местности. С помощью компаса. Научить разным вариантам глазомерной съёмки местности.
9. Жизненные формы растений в разных экологических условиях.
Цель: Выявление факторов, способствующих возникновению различного рода жизненные форм растений в разных экологических условиях.
10. Мусор на улицах города.
Цель: Выявление качественного состава мусора на улицах города и источников его появления.
11. Вторичное использование предметов быта.
Цель: Показать школьникам возможность вторичное применения предметов быта.
12. Проведение опытов с растениями.
Человек и зеленый росток - визитная карточка Земли. Будучи вместе они отражают царство жизни на нашей планете. Это уникальное, может даже единственное для всего звездного мира явление.
"Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы". (Экзюпери А.)
Осмыслив эти слова, понимаешь, как необходимо сейчас нам, педагогам, научить детей понимать, любить и беречь самое дорогое, что у нас есть - природу. Используя в работе современные методы и приемы, видишь, как ребят привлекает эта работа. Проводя ежегодные экологические конференции, убеждаешься, что с каждым годом проектные и исследовательские работы становятся все интереснее. (Приложение 1). Значит, это ребятам нравится, и работу в этом направлении необходимо продолжать.
Список литературы
- Авакян А.В. Проблемы использования и охраны озер. - М.: Школа-Пресс, 1993, География в школе, N6.
- Актуальные междисциплинарные проблемы экоинформатики / Г.Б. Гольфельд, В.М. Заферман, Н.А. Малыхин и др. // Проблемы окружающей среды и природ. ресурсов: Обзор. информ. / ВИНИТИ. — 1998. — № 2.
- Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 2002.
- Алферова Л.А., Нечаев А.П. Замкнутые системы водного хозяйства промышленных предприятий комплексов и районов. – М.: Стройиздат, 1984.
- Арский Ю.М., Крапивин В.Ф., Потапов И.И. На пути к глобальной экоинформатике // Проблемы окружающей среды и природ. ресурсов: Обзор. информ. / ВИНИТИ. — 1998. — № 9.
- Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности–наука о выживании в техносфсре – М.: ВИНИТИ, Обзорная информация. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, 1996. вып. 1.
- Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. Справочник.— Л.: "Химия", 1985.
- Бочкарев В.В. Теоретические основы технологических процессов охраны окружающей среды. - Томск: изд. ТПУ, - 2002.
- Глобальное потепление: Доклад Гринпис/Под ред. Дж. Леггетта. Пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1993.
- Горелов А.А. – Концепции современного естествознания. – М., 1997.
- Государственный доклад. "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2005 году". – М.: Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, 2005.
- Елизаров А., Смелянский И. Экологическая информация в России: Обзор.-справ. изд. — Самара: Поволжье, 1998.
- Заир-Бек С.И. Изучение экологической обстановки на северо-западе России. - М.: Школа-Пресс, 1994, География в школе, N3.
- Залогин Б.С. Экологическое состояние арктических морей России. - М.: Школа-Пресс, 1994, География в школе, N3.
- Иванов Б.С. Информационное обеспечение как резерв улучшения охраны окружающей природной среды // Экология и пром-сть России. — 1998.
- Ивлев А.М. К вопросу о ноосфере. — Владивосток, 1997. — 6 с.
- Кобозев И.В., Парахин Н.В., Темирсултанов Э.Э. Этот трудный путь в ноосферу. — М., 1995.
- Косов В.И. Иванов В.Н. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. Тверь, 1995.
- Костицын В.А. (послесловие Н.Н.Моисеева) Эволюция атмосферы, биосферы и климата. — М.: Наука, 1984.
- Красилов В.А. Метаэкология. Основные понятия // Экология и жизнь. — 1998. — № 4.
- Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. – Естествознание. – М., 1996.
- Марчук Г.И. Горизонты научного поиска, - М., Советская Россия, 1987.
- Мельников Н.Н. и др. Пестициды и регуляторы роста растений. Справочник.- М: "Химия", 1995.
- Меренков В. Г. Проблемы преодоления глобального экологического кризиса. – Смоленск, 2001.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. - М.: 1995.
- Привалевская Г.А., Рунова Т.Г. Районирование для решения экологических проблем России. - М.: Школа-Пресс, 1994, География в школе, N3.
- Рамад Ф. Основы прикладной экологии: Пер. с франц. – Л.: Гидрометеоиздат, 1981.
- Реймерс Н.Ф. Азбука природы. Микроэнциклопедия биосферы. - М.: "Знание", 1980.
- Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. – М.: изд-во ИЦ "Россия молодая" –Экология, 1992.
- Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). // Россия Молодая. 1994.
- Розенберг Г.С. Анализ определений понятия “экология” // Экология. — 1999. — № 2.
- Хорват Л. Кислотный дождь: Пер. с венгр. – М.: Стройиздат, 1990.
- Христофорова Н.К. К истории экологии // Вестн. ДВО РАН. — 1997. — № 2.
- Эйхлер В. Яды в нашей пище. - М.: Мир, 1993.
- Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. - Мысль, 1991.