В наш центр поступают учащиеся, которые на начало обучения не знают букв, не умеют читать, не владеют звуковым анализом и синтезом или звуковой анализ и синтез сформирован на низком уровне. У них нарушены оптико-пространственные представления, ритмическая структура слов сложной слоговой структуры. Все дети попадают в группу риска по дислексии и нуждаются в тщательном обследовании.
По итогам обследования уровня готовности детей к чтению было выявлено, что из 14 учащихся знают все буквы – 5 человек, знают несколько букв – 7 человек, совсем не знают букв – 2 человека, сливают в слог – 6 человек, не сливают в слог – 8 человек, читают по слогам – 6 человек, не умеют читать – 8 человек.
С первого дня обучения остро стала задача по профилактике нарушений чтения и письма.
Профилактическую работу в системе коррекционного обучения детей с ТНР необходимо осуществлять по следующим направлениям.
- Развитие зрительного гнозиса.
- Развитие оптико-пространственных функций.
- Формирование фонетических процессов.
- Работа над ритмической структурой слова.
Данную работу я проводила при обучении детей грамоте в процессе добукварного периода. Эти задачи интегрировались на уроки математики, произношения, развития речи, логоритмики, куклотерапии, рисования, а также в процессе индивидуальной логопедической работы. Такой комплексный подход позволяет достичь наиболее эффективных результатов в реализации поставленных задач.
В процессе работы сложилась следующая система заданий и упражнений, способствующая устранению имеющихся нарушений у учащихся в добукварный период.
- “Электронная муха”.
- Графические диктанты.
- Графические рисунки “Закончи рисунок”.
- “Дорисуй вторую половину”.
- “Скопируй рисунок”.
- Обводка рисунков по точкам.
- Игра “Найди отличия”.
- Назвать предметы, наложенные друг на друга.
- Игра “Где спрятался Гномик?”
- “Помоги сказочным героям дойти до дома”.
- Игра “Нарисуй по клеточкам”.
- Расположение игрушек в пространстве.
- Выкладывание из палочек фигурок по образцу.
- Выкладывание из палочек фигур по памяти.
- Расположение геометрических фигур на листе бумаги по словесной инструкции.
- Определение места звука в слове. Игра “Рыбка”.
- Игра “Дин и Дон” на дифференциацию твёрдых и мягких согласных.
- Игра на дифференциацию звонких и глухих согласных.
- Игры “Песенка кукушки” и “Песенка дятла” на отработку ритма.
- Игра “Телеграф” на определение количества слогов в слове.
- Игра “ Снежный ком” на запоминание ряда слов. И др. игры.
К концу добукварного периода уровень подготовки к процессу обучения значительно улучшился.
В букварный период продолжилась профилактическая работа по преодолению нарушений чтения с включением следующих заданий и упражнений.
- Формирование стабильного графического образа буквы на полианализаторной основе. Группа стилизованных букв.
- Найти букву среди ряда других букв. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом.
- Определить буквы в неправильном положении.
- Объяснить сходство и различие в написании данных букв.
- Каких букв больше?
- Найди одинаковые буквы.
- Соедините знаки так, чтобы получились буквы.
- Допишите буквы.
- Выделите буквы, положенные друг на друга.
- Назовите перечёркнутые буквы.
- Буквы пунктиром.
- Прочитайте буквы в правильном и зеркальном отображении.
При изучении каждой печатной буквы проводился анализ её элементов с использованием различных анализаторов.
Такие упражнения способствовали быстрому закреплению образа буквы.
По мере изучения гласных и согласных букв для формирования навыка слияния звуков в слог, я стала вводить в работу упражнения со слоговыми таблицами. Таблицы составлялись по принципу сочетания прямых и обратных слогов, составленных из одинаковых букв: АК, КА, УК, КУ и т.д. Использование этих таблиц способствовали автоматизации чтения слогов данного типа.
У большинства детей моего класса имелись нарушения в речевом дыхании, особенно проявлялись трудности в формировании длительного выдоха, необходимого для обучения чтению, поэтому мною и учителями логоритмики проводились упражнения для формирования длительного выдоха.
- Петь на выдохе гласные звуки.
- Петь на выдохе слоги: па –па – пу – пы – пэ и т.д.
- Удлиннение фразы.
- Заучивание долгоговорок.
- Заучивание стихотворения “ Дом, который построил Джек”. И т.д.
При переходе работы на уровень слова, для более успешного овладения навыком слитного чтения использовались следующие упражнения.
- Чтение столбиков слов, с постепенным наращиванием количества букв в словах.
- Нахождение слов среди набора букв.
- Составление слов из слогов.
- Добавление постоянного слога в слова.
- Вставить пропущенный слог в слово.
- Вставить пропущенную букву в слово.
Параллельно продолжалась работа по совершенствованию звукового анализа и синтеза на уровне слова с использованием упражнений игрового характера.
- Игра “Наборщик”.
- Ребусы
- Шифровки
- Кроссворды.
- Слова-перевёртыши.
Также проводилась работа над осознанностью чтения.
В конце учебного года были подведены итоги. Проанализировав результаты работы за 1 класс, были сделаны выводы. Благодаря профилактической работе по предупреждению дислексии все учащиеся класса овладели навыком чтения и стали читать осознанно. У 13 учащихся скорость чтения соответствует норме.
Таким образом, своевременно начатая коррекционная работа по профилактике и устранению дислексических ошибок, с учётом индивидуальности и принципом системности и постепенного усложнения материала, а также доступности, даст более высокие результаты при формировании навыков чтения у учащихся с ТНР. А это в свою очередь поможет решить задачу нашего центра: реабилитация детей и адаптация их в социуме.