Профилактика дислексии у учащихся 1-го класса

Разделы: Логопедия


В наш центр поступают учащиеся, которые на начало обучения не знают букв, не умеют читать, не владеют звуковым анализом и синтезом или звуковой анализ и синтез сформирован на низком уровне. У них нарушены оптико-пространственные представления, ритмическая структура слов сложной слоговой структуры. Все дети попадают в группу риска по дислексии и нуждаются в тщательном обследовании.

По итогам обследования уровня готовности детей к чтению было выявлено, что из 14 учащихся знают все буквы – 5 человек, знают несколько букв – 7 человек, совсем не знают букв – 2 человека, сливают в слог – 6 человек, не сливают в слог – 8 человек, читают по слогам – 6 человек, не умеют читать – 8 человек.

С первого дня обучения остро стала задача по профилактике нарушений чтения и письма.

Профилактическую работу в системе коррекционного обучения детей с ТНР необходимо осуществлять по следующим направлениям.

  1. Развитие зрительного гнозиса.
  2. Развитие оптико-пространственных функций.
  3. Формирование фонетических процессов.
  4. Работа над ритмической структурой слова.

Данную работу я проводила при обучении детей грамоте в процессе добукварного периода. Эти задачи интегрировались на уроки математики, произношения, развития речи, логоритмики, куклотерапии, рисования, а также в процессе индивидуальной логопедической работы. Такой комплексный подход позволяет достичь наиболее эффективных результатов в реализации поставленных задач.

В процессе работы сложилась следующая система заданий и упражнений, способствующая устранению имеющихся нарушений у учащихся в добукварный период.

  1. “Электронная муха”.
  2. Графические диктанты.
  3. Графические рисунки “Закончи рисунок”.
  4. “Дорисуй вторую половину”.
  5. “Скопируй рисунок”.
  6. Обводка рисунков по точкам.
  7. Игра “Найди отличия”.
  8. Назвать предметы, наложенные друг на друга.
  9. Игра “Где спрятался Гномик?”
  10. “Помоги сказочным героям дойти до дома”.
  11. Игра “Нарисуй по клеточкам”.
  12. Расположение игрушек в пространстве.
  13. Выкладывание из палочек фигурок по образцу.
  14. Выкладывание из палочек фигур по памяти.
  15. Расположение геометрических фигур на листе бумаги по словесной инструкции.
  16. Определение места звука в слове. Игра “Рыбка”.
  17. Игра “Дин и Дон” на дифференциацию твёрдых и мягких согласных.
  18. Игра на дифференциацию звонких и глухих согласных.
  19. Игры “Песенка кукушки” и “Песенка дятла” на отработку ритма.
  20. Игра “Телеграф” на определение количества слогов в слове.
  21. Игра “ Снежный ком” на запоминание ряда слов. И др. игры.

К концу добукварного периода уровень подготовки к процессу обучения значительно улучшился.

В букварный период продолжилась профилактическая работа по преодолению нарушений чтения с включением следующих заданий и упражнений.

  1. Формирование стабильного графического образа буквы на полианализаторной основе. Группа стилизованных букв.
  2. Найти букву среди ряда других букв. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом.
  3. Определить буквы в неправильном положении.
  4. Объяснить сходство и различие в написании данных букв.
  5. Каких букв больше?
  6. Найди одинаковые буквы.
  7. Соедините знаки так, чтобы получились буквы.
  8. Допишите буквы.
  9. Выделите буквы, положенные друг на друга.
  10. Назовите перечёркнутые буквы.
  11. Буквы пунктиром.
  12. Прочитайте буквы в правильном и зеркальном отображении.

При изучении каждой печатной буквы проводился анализ её элементов с использованием различных анализаторов.

Такие упражнения способствовали быстрому закреплению образа буквы.

По мере изучения гласных и согласных букв для формирования навыка слияния звуков в слог, я стала вводить в работу упражнения со слоговыми таблицами. Таблицы составлялись по принципу сочетания прямых и обратных слогов, составленных из одинаковых букв: АК, КА, УК, КУ и т.д. Использование этих таблиц способствовали автоматизации чтения слогов данного типа.

У большинства детей моего класса имелись нарушения в речевом дыхании, особенно проявлялись трудности в формировании длительного выдоха, необходимого для обучения чтению, поэтому мною и учителями логоритмики проводились упражнения для формирования длительного выдоха.

  1. Петь на выдохе гласные звуки.
  2. Петь на выдохе слоги: па –па – пу – пы – пэ и т.д.
  3. Удлиннение фразы.
  4. Заучивание долгоговорок.
  5. Заучивание стихотворения “ Дом, который построил Джек”. И т.д.

При переходе работы на уровень слова, для более успешного овладения навыком слитного чтения использовались следующие упражнения.

  1. Чтение столбиков слов, с постепенным наращиванием количества букв в словах.
  2. Нахождение слов среди набора букв.
  3. Составление слов из слогов.
  4. Добавление постоянного слога в слова.
  5. Вставить пропущенный слог в слово.
  6. Вставить пропущенную букву в слово.

Параллельно продолжалась работа по совершенствованию звукового анализа и синтеза на уровне слова с использованием упражнений игрового характера.

  1. Игра “Наборщик”.
  2. Ребусы
  3. Шифровки
  4. Кроссворды.
  5. Слова-перевёртыши.

Также проводилась работа над осознанностью чтения.

В конце учебного года были подведены итоги. Проанализировав результаты работы за 1 класс, были сделаны выводы. Благодаря профилактической работе по предупреждению дислексии все учащиеся класса овладели навыком чтения и стали читать осознанно. У 13 учащихся скорость чтения соответствует норме.

Таким образом, своевременно начатая коррекционная работа по профилактике и устранению дислексических ошибок, с учётом индивидуальности и принципом системности и постепенного усложнения материала, а также доступности, даст более высокие результаты при формировании навыков чтения у учащихся с ТНР. А это в свою очередь поможет решить задачу нашего центра: реабилитация детей и адаптация их в социуме.

Презентация