Идея целостности в системе экологического образования младших школьников

Разделы: Начальная школа, Экология


Инновационные процессы способствуют развитию и модернизации системы образования района.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставит задачу существенных изменений в системе образования, вызванную ускорением социального выбора, глобальных проблем, которые могут быть решены лишь при условии формирования у молодого поколения современного мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству.

Кончился ХХ век, век, когда человек “познавал” окружающий мир. Это познание привело к нарушению храма природы. Исчезают многие виды растений и животных, загрязняются почвы, воздушный и водный океаны.

Практически ежедневно через средства массовой информации на нас обрушиваются предупреждения о неминуемых, если уже не происходящих экологических бедствиях. Многие из нас почувствовали и усвоили, что жизненно необходимые нам воздух, вода, продукты питания загрязнены и становятся причиной многих болезней.

Мы перестали радостно подставлять лица тёплому летнему дождю, потому что всё чаще стали выпадать кислотные дожди. В летнюю жару можно встретить на водоёмах знаки “Купаться запрещено!” или “Опасно для здоровья!”. Открывая окна в квартирах или рабочих помещениях, чтобы проветрить их, вдохнуть “свежего воздуха”, можно получить обратное.

На Международной конференции по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992г. в Рио-де-Жанейро, учёные обратили внимание на быстрое уничтожение лесного покрова Земли, что угрожает снижением содержания кислорода в атмосфере.

Экологические проблемы велики и разнообразны. Их можно разделить на локальные, региональные и глобальные. В нашей стране они становятся особенно угрожающими. Главная тому причина – вызревшая за долгие годы и процветающая в условиях сегодняшнего дня экологическая безответственность.

Главные отравители атмосферы: промышленные предприятия и транспорт. Основными источниками загрязнения водоёмов являются промышленность, сельское и жилищно-коммунальное хозяйства. Загрязнение почв происходит из–за массированного применения в сельском хозяйстве ядохимикатов (пестицидов). Опасным недругом почв являются овраги. Варварски, нерационально используют недра Земли

В последние годы возникает беспокойство о наших соседях по планете – разнообразных видах растений и животных. Они испытывают двойной гнёт: от разрушения и загрязнения мест своего обитания и от непосредственного преследования со стороны человека (сбор растений, охота, рыболовство). В результате многие виды полностью исчезли с лица Земли, другие оказались на грани вымирания.

Специфические экологические проблемы складываются в каждой природной зоне нашей страны.

Я счастлива, что живу в Тисульском районе. Это сохранившийся уголок страны, где относительно чистый воздух и вода, где небо ещё голубое, а трава зелёная. Красива наша река Урюп. Скалисты её берега, тихи плёсы, быстры перекаты. Лес является основным компонентом природных комплексов, способствующих сохранению других жизненно важных компонентов биосферы – воды, воздуха, почвы. Но тревога добирается и сюда.

Тисульский район – это территория, находящаяся в лесной зоне, где драматично складываются отношения в системе “человек – лес”. Правила лесозаготовок нарушаются. Не отвечающая современным экологическим требованиям техника, используемая лесозаготовителями, губит молодые деревья, подрост, почву на десятки тысяч гектаров. Часть заготавливаемой древесины оказывается брошенной, отходы попадают в реку Урюп.

Лесопосадки отстают от лесозаготовок из-за несоблюдения агротехники при закладке “лесов будущего” и из-за отсутствия должного ухода часть посаженного гибнет.

Горячегорское лесничество создавалось с целью охраны лесных массивов от незаконных вырубок, для защиты леса от пожаров, для проведения лесозаготовительных работ и проведения санитарных вырубок.

Если в 80 годы лесничие Горячегорского лесничества проводили посадку саженцев на площади в 300 га и примерно на такой же площади уход за лесонасаждениями, то в последние годы эти площади сократились до 70-50 га.

Одной из главных задач лесничества является охрана лесов от пожаров, так как от неосторожного обращения с огнём выгорают большие лесные массивы, гибнут звери и птицы. В течение 2003 года в урочищах Еловка, Большая Сосновка выгорела территория в 100 га, а молодые саженцы погибли на площади в 30 га.

Страдает лес и от незаконных вырубок браконьерами. В результате вырубок леса в пойме реки Урюп значительно обмелел. Если в 80 годы ХХ века в реке в большом количестве водились хариусы, ельцы, налимы, ленки, таймени, то в настоящее время количество рыбы в реке резко сократилось. Погибли нерестовые места на малых реках Саланга, Малый Урюп, Еловка. С середины 90 годов на нерест в Урюп перестал заходить елец.

Глобальные проблемы современности стоят у нашего порога.

Экологическое образование требует целостного, системного подхода.

И именно начальная школа является важнейшим этапом накопления знаний об окружающем мире, развития отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующим становлению личности, формированию экологической культуры.

“Творческая духовная жизнь не есть движение по плоскости, это – движение вертикальное, ввысь и вглубь”. // Н.Бердяев//.

Н.Н.Моисеев. Академик РАН в своей работе “О необходимых чертах цивилизации будущего” сказал: “Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания и новый менталитет, новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовать собственную ответственность, и зависит это будущее”.

На протяжении ХХ века отношение человека к окружающей среде изменилось. В первой его половине люди в основном хищнически потребляли природные ресурсы, не заботясь об их сохранении и восстановлении. В конце века они в большинстве своём поняли, что эти ресурсы истощимы, и начали переходить к рациональному преобразованию первоначальных природных условий, что, по В.И.Вернадскому, является одним из условий создания ноосферы.

В последнее время многие учёные задумываются над проблемами будущего человечества. В третьем тысячелетии человечество вступило в новую эпоху взаимоотношений с окружающей средой – “Эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходится начинать думать по – иному, чем до сих пор”. (Н.Н.Моисеев).

Естественное следствие нового подхода – понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой.

Спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленной на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

Целью экологического образования является формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде.

Основы экологической культуры закладываются в младшем школьном возрасте, в связи, с чем значительно возрастает роль предмета окружающий мир в начальной школе.

На уроках и во внеклассной деятельности использую такие виды работы, как индивидуальная, работа в группах с последующим обсуждением, поисковая, практическая, исследовательская.

Существуют методические рекомендации по формированию понятийного аппарата у младших школьников:

– вместе с учащимися формулировать природоведческие понятия методами анализа, сравнений и сопоставлений, классификаций, выводов и обобщений;

– вести словарь понятий, записывать чёткие лаконичные формулировки; обращаться к этому словарю на этапе повторения пройденного, а также на уроках по другим дисциплинам;

– использовать моделирование схем по каждой подсистеме понятий, выделять сложные и простые, общие и частные;

– не требовать дословного заучивания формулировок; добиваться самостоятельных рассуждений обучающихся по сути каждого понятия;

– организовывать выполнение творческих заданий.

Система природоведческих понятий, сформированная у обучающихся начальной школы – фундамент для более успешного и осознанного изучения биологии и географии в среднем звене.

Для реализации межпредметных связей использую синхронистическую таблицу, в которой по времени расписано содержание учебного материала в разных учебных предметах. Так можно соединить и сопоставить программы по природоведению, литературе, изобразительному искусству, музыке, трудовому обучению с вертикальными темами.

В системе экологического образования особое место принадлежит становлению личности, формированию экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивному накоплению знаний об окружающем мире через интегрированные уроки.

Структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах обучения. Этого можно достичь за счёт компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, использования разнообразных способов организации и изучения учебного материала, различных методических приёмов через проведение занятий с использованием видеофильмов, использую материалов книги В.Бианки “Лесная газета”, экскурсии, творческие работы (составление рассказа об интересном и любимом животном, составление Красной книги, оформление заметки в газету, составление мини-сценария на экологическую тематику, выполнение композиции на природоохранную тему).

Немаловажную роль в осуществлении экологического обучения и образования играют экскурсии в природу. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребёнка полное и чёткое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними. Они убеждаются, что предметы и явления природы действительно реально существуют, что окружающий мир объективен. Это можно было пронаблюдать при проведении экологического проекта “Дерево – мой друг”.

Организация и проведение кружковой работы также способствует повышению эффективности экологического образования младших школьников. В своей работе необходимо включать материал о гармонии мира, роли человека в природе, о закономерностях окружающего мира, своеобразии местного природного комплекса, обозначить проблемы экологии, отвести время для творческого поиска решения экологических проблем родного края.

Для достижения цели экологического образования важное место занимает знакомство с народным календарём – колыбелью научного естествознания. Изучая окружающий мир природы, дети улавливают закономерности и связи одних явлений с другими, изучают народные приметы, составляют азбуку народной мудрости.

На уроках и во внеклассной работе использую жанры русского народного творчества (загадки, пословицы, поговорки). Они способствуют обогащению представлений детей о предметах и явлениях природы, формированию навыков правильного поведения в природе.

Знакомство с календарно – обрядовыми праздниками способствует приобщению детей к изучению традиций русского народа, знакомству с природными условиями родного края, с поэзией национальных поэтов. Это такие праздники как, “Капустник” (8 октября), “Масленица”, “Международный день птиц” (1 апреля).

Активизации познавательной деятельности обучающихся способствуют работа на “экологической тропе”, слежение за чистотой окружающей среды с помощью живых организмов и растений.

Для формирования основ экологической культуры у младших школьников использую различные виды уроков, беседы, дидактические и ролевые игры, практические работы, а во внеклассной работе праздники, КВН, театрализованные представления, викторины на экологическую тему, экологические игры, выступление агитбригады “Росинка” об охране родного края, проведение мониторинга “Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем”, акции “Моё дерево”, операции “Берёзка без слёзок”, “Первоцветы”, “Муравейник”, фотовыставка “Эти удивительные животные”.

Разносторонняя деятельность помогает ученику осознавать значение природы для человека, важность грамотного взаимодействия с ней.

В заключении хотелось бы подвести итог всему сказанному выше.

Осуществляя идею целостности в системе экологического образования младших школьников, я способствую накоплению знаний об окружающем мире, развитию отношения школьника к природному и социальному окружению. Только через непосредственное общение ребёнка с живым существом возможно формирование экологической культуры школьников. Через общение с природой обучающиеся учатся пропагандировать знания о природе, об отношении к ней, лично участвовать в практической работе по охране природы. В сознании детей происходит формирование современной экологически ориентированной картины мира.

В результате систематической работы по экологическому образованию деятельность обучающихся активизировалась. Это можно увидеть на мониторинге “Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем”. О показателях сформированности экологической культуры ребёнка можно судить по результатам методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру:

– соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для объектов окружающей среды;

– выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

– ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

– доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.

Реализуя разнообразные формы деятельности в области экологического образования, добилась повышения эффективности экологической культуры обучающихся и дальнейшего познания ими мира природы. Заканчивая начальную школу, дети продолжают проявлять интерес к познанию окружающего мира. Они участвуют в районных экологических играх, КВН, конкурсах.

Предложенные формы обучения и воспитания, позволяющие развивать экологическую культуру младших школьников на уроках, во внеурочное время и во внеклассной работе, а также практический материал может использоваться в работе с детьми.

Литература

  1. Аквилева, Г.Н.,Клепинина, З.А.Методика преподавания естествознания в начальной школе./Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина.– М.: Владос. – 2001.
  2. Захлебный, А.Н. На экологической тропе./А.Н.Захлебный.– М.: Знание. – 1985.
  3. Кошмина, И.В. Межпредметные связи в начальной школе./И.В.Кошмина.– М.: Новая школа. – 1999.
  4. Бианки, В.В.Лесная газета./В.В.Бианки. – М.: Правда. – 1986.
  5. Закон Российской Федерации об охране окружающей среды.
  6. Васильченко, А.А. Заповедник “Кузнецкий Алатау”. Альманах./А.А.Васильченко.– Кемерово: Издательский дом “Азия”. – 1999.
  7. Гавриляко, С.Б.Игры “Земля – наш дом”./С.Б.Гавриляко.//Начальная школа. – №5.– 1995.
  8. Лескова, С.В. Формирование экологической культуры./С.В.Лескова.//Начальная школа.-№7. – 2003.
  9. 9.Мытницкая С.Н. Мне помогают элементы интегрирования /С.Н.Мытницкая. //Начальная школа. – №1. -2002.
  10. Плешаков, А.А.Экологические проблемы в начальной школе/А.А.Плешаков.//Начальная школа.-№5. – 1991.
  11. Китаева, Н.А.Земля – наш дом родной/Н.А.Китаева.//Начальная школа.-№5. – 1991.