Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Цель урока: формирование системы знаний о строении, свойствах алюминия и его соединений.
Задачи:
- Обучающие:
- познакомить учащихся с историей открытия, изучения свойств и применении алюминия;
- познакомить учащихся со строением и свойствами алюминия и его соединений.
- Развивающие:
- развивать умения обобщать, сравнивать, делать выводы о наличии взаимосвязей между составом и свойствами веществ;
- развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников;
- развивать речь, творческие и интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность.
- Воспитательные:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- вырабатывать культуру умственного труда ответственность и естественно-материалистическое мировоззрение.
Оборудование и реактивы: алюминиевая проволока, алюминиевая фольга, алюминиевая посуда; пробирки, растворы: хлорида алюминия, гидроксида натрия, гидроксида аммония, соляной кислоты; таблица периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, компьютеры, проектор, интерактивная доска.
Средства обучения: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 3-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2007 г.; мультимедийная презентация (Приложение 1), цифровые образовательные ресурсы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучение темы «Металлы».
(Слайд 2 на интерактивной доске)
Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов
Пред египтянином, китайцем, древним греком
И каждым современным человеком.
II. Мотивация и целеполагание
Сегодня познакомимся с хорошо известным вам металлом. Послушаем сообщение и сделаем вывод, о каком металле идет речь.
Сообщение ученика: Этот элемент сразу
после его открытия привлек химиков своей
красотой и легкостью. Внешне походит на серебро,
примерно в три раза легче железа и меди. (Слайд 3).
Он очень пластичен: его можно прокатать в тонкую
фольгу, сделать тончайшие украшения (Слайд 4),
придать нужную форму (Слайд 5). Вот только
прочность чистого металла невелика, но в виде
сплавов с другими металлами он заметно
«крепчает». Уже созданы сплавы данного элемента
с прочностью в 10 раз выше, чем у стали.
Первоначально из-за несовершенного способа
получения был необычайно дорог – почти в 10 раз
дороже золота. Первые украшения и изделия из него
были доступны только очень богатым людям.
Император Наполеон III заменил серебряную
посуду в своем дворце на более дорогую и
редкостную, изготовленную из данного металла.
Так, не ведая того, французский император
заглянул в XX в., когда посуда из этого металла
стала обычной в любом доме. В знак признания
выдающихся заслуг Д.И.Менделеева в
Великобритании ему был преподнесен подарок –
весы, одна чаша которых была сделана из золота, а
другая – из этого химического элемента.
На балах знатные дамы во времена Наполеона III
нередко щеголяли ювелирными украшениями,
изготовленными из этого элемента. Я думаю, вы
догадались, что это за элемент? (Алюминий) (Слайд
6).
Учитель: Тема урока – алюминий.
III. Актуализация знаний
Учитель: Вспомним, где располагаются металлы в Периодической системе? Учащиеся отмечают, что все они располагаются в левой нижней части ПС.
– Какие физические свойства металлов вам известны? Учащиеся вспоминают агрегатное состояние металлов, блеск, пластичность, хорошую электро-, теплопроводность
Учитель: Ознакомимся с планом изучения металла алюминия. (Выводится на интерактивную доску).
IV. Изучение нового материала
План изучения алюминия: (Слайд 7)
- Положение алюминия в периодической системе
химических элементов
Д.И. Менделеева. Строение атома и валентные состояния алюминия. - Распространение и роль алюминия в природе.
- Физические свойства алюминия.
- Химические свойства алюминия.
- Важнейшие соединения алюминия.
- Алюминий, его соединения и сплавы в жизни человека.
Группа из 2-х или 3-х учащихся заполняет ЦОР (« Характеристика алюминия по его положению в периодической системе») DL_RES_00000036-1000-4ddd-9c4e-300046767db6 на интерактивной доске.
Остальные заполняют схемы на местах. (Приложение 2)
Проверяют правильность заполнения, сравнивая
с ответом на доске.
Учитель: Алюминий по
распространенности в природе среди всех
элементов занимает 3 место. На его долю
приходится 8,13% от массы земной коры. (Слайд 8).
В природе встречается только в виде соединений.
В основном он сосредоточен в минералах,
называемых алюмосиликатами (Слайд 9). К их
числу относятся как обыкновенные глины и слюда,
так и замечательные драгоценные камни, такие как
гранат, берилл, топаз (Слайд 10).
Важнейшими минералами алюминия, имеющими
промышленное значение являются бокситы (Al2O3
. H2O), криолит (Na3AlF6) и
др. (Слайд 11).
Учитель: Как вы думаете, какой алюминий металл: активный или неактивный?
Ответы могут быть разные: из своего жизненного опыта ребята отвечают, что это неактивный металл (в посуде из алюминия готовят пищу, алюминиевые провода не реагируют с водой), другие делают предположение об активности алюминия, так как он находится в электрохимическом ряду напряжения металлов сразу после активных металлов.
Учитель: Чтобы правильно ответить на вопрос, опишите свойства алюминия. Выполните лабораторный опыт.
ЛО: Рассмотрите образцы
алюминиевой фольги и проволоки. Несколько раз
согните и разогните проволоку. О каком свойстве
алюминия позволяют судить эти действия?
Поцарапайте поверхностную оксидную пленку на
проволоке. Что вы наблюдаете?
Опишите физические свойства алюминия, используя
наблюдения, справочник по плану.
План характеристики физических свойств алюминия: (Слайд 12).
- Агрегатное состояние.
- Цвет.
- Плотность вещества.
- Температура плавления.
- Пластичность.
- Теплопроводность, электропроводность.
Учащиеся записывают в тетрадь
Физические свойства: блестящий металл серебристого цвета, легкий, = 2700 кг/м3, tпл = 660°C , высокопластичный, характеризуется высокой электро- и теплопроводностью.
Учитель: На поверхности алюминия тонкая и прочная, но отслаивающаяся при механическом воздействии (сгибании-разгибании) пленка. Ее толщина всего 0,00001 мм, но она надежно защищает металл от атмосферных воздействий, обеспечивая высокую коррозионную устойчивость. Просмотр видеофрагмента ЦОР № 53242 («Оксидная пленка алюминия») L_RES_0aba781e-4185-11db-b0de-0800200c9a66.
Можно уже сделать вывод об активности алюминия? (Нет). Рассмотрим химические свойства алюминия, так как знание только физических свойств не позволяет судить об активности алюминия.
Химические свойства алюминия
Взаимодействует с простыми веществами:
кислородом, галогенами, азотом, углеродом (Слайд
13).
Сущность процессов выражается уравнениями
(записи в тетрадь):
Просмотр ЦОР:
- ЦОР № 33263 « Взаимодействие алюминия с кислородом воздуха».
- ЦОР № 33264 «Горение алюминия на воздухе».
- Взаимодействие алюминия с иодом ЦОР DL_RES_0aba781c-4185-11db-b0de-0800200c9a66.
Взаимодействует со сложными веществами (записи в тетради): (Слайд 14).
1. Взаимодействие с водой
Взаимодействие алюминия с водой. Просмотр
видеофрагмента ЦОР № 33262 «Взаимодействие
алюминия с водой»
Сущность процесса выражается уравнением (записи
в тетрадь):
2Al + 6H2O =2Al(OH)3 + 3H2
2. Взаимодействие с кислотами
Алюминий реагирует с соляной и разбавленной серной кислотами
2Al + 3H2SO4 =2Al2(SO4)3 + 3H2
Но не взаимодействует при нормальных условиях с очень разбавленными и концентрированными растворами азотной кислоты (пассивируется).
3. После удаления оксидной пленки алюминий активно взаимодействует со щелочами, образуя комплексные соединения (гексагидроксоалюминаты). Просмотр видеофрагмента ЦОР № 33595 «Взаимодействие алюминия со щелочью и водой»
Сущность процесса взаимодействия алюминия со щелочью можно выразить следующим уравнением реакции:
2Al + 6NaOH + 6H2O = 2Na3[Al(OH)6] + 3H2
гексагидроксоалюминат
натрия
2Al0 + 6OH- + 6H2O = 2Na3[Al(OH)6]3- + 3H2
4. Взаимодействие с оксидами металлов – алюмотермия (алюминотермия)
Вследствие высокого сродства алюминия к кислороду этот металл способен восстанавливать многие другие металлы (вольфрам, ванадий):
Cr2O3 + 2Al = 2Cr + Al2O3
(Просмотр ЦОР «Алюминотермия»).
Обобщение по химическим свойствам (делают
учащиеся):
Алюминий является активным металлом, реагирует с
простыми веществами-неметаллами,
восстанавливает металлы до свободного
состояния, стоящие в электрохимическом ряду
напряжения справа от него. Как амфотерный
элемент реагирует и с кислотами и со щелочами.
Однако при комнатной температуре на воздухе
алюминий не изменяется, так как покрыт защитной
оксидной пленкой.
Важнейшие соединения алюминия
Оксид алюминия
В природе существует несколько
различающихся по строению модификаций оксида
алюминия. Наиболее устойчива модификация,
называемая корундом. (Слайд 15).
Минерал корунд характеризуется значительной
твердостью. Его мелкокристаллические
непрозрачные разновидности серовато-черного
цвета называют наждаком и применяют в качестве
абразивного материала.
Корунд удивительно многолик. В коллекции
минералогического музея Санкт-Петербургского
горного института хранятся корунды более 40
оттенков: красных, синих, зеленых, оранжевых,
желтых цветов.
Оксид алюминия является основной составной
частью глинистых минералов: глин, нефелина,
бокситов.
Оксид алюминия нерастворим в воде, амфотерен. Он
сплавляется с твердыми KOH и NaOH, взаимодействует с
кислотами и щелочами.
Учащиеся совместно с учителем составляют
уравнения реакций, отражающие химические
свойства оксида алюминия. (Слайд 16)
Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O
Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2O
Просмотр ЦОР:
- «Характеристика оксида алюминия» DL_RES_0aba781e-4185-11db-b0de-0800200c9a66;
- «Амфотерные свойства оксида алюминия» DL_RES_0aba9f20-4185-11db-b0de-0800200c9a66
Гидроксид алюминия
Гидроксид алюминия – полимерное
соединение, имеющее слоистое строение.
ЛО: Амфотерность гидроксида алюминия.
Получите гидроксид алюминия, добавляя к раствору хлорида алюминия по каплям раствор гидроксида аммония и разделите его на две части. К первой прилейте раствор соляной кислоты, ко второй – раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? О каком свойстве гидроксида алюминия это свидетельствует? Запишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Можно лабораторный опыт выполнить виртуально, используя ЦОР
- Получение гидроксида алюминия реакцией обмена (DL_RES_0aba9f22-4185-11db-b0de-0800200c9a66).
- Характеристика гидроксида алюминия (DL_RES_0aba9f21-4185-11db-b0de-0800200c9a66).
- Амфотерные свойства гидроксида алюминия (№ 53244)
Учитель: Где применяется алюминий?
Учащихся на основании жизненного опыта говорят о
применении металла в быту (посуда), в
строительстве, в качестве упаковочного
материала (фольга), вспоминают о том, что
«алюминий» – крылатый металл и т.д.
Вывод (по цепочке каждый ученик высказывает одно предложение с информацией об алюминии, условие – не повторяться):
1. Алюминий занимает третье место по
распространенности в земной коре.
2. Имеет малую плотность.
3. Обладает высокой электропроводностью и
теплопроводностью.
4. Обладает высокой коррозионной стойкостью.
5. Сплавы на основе алюминия обладают прочностью.
6. Находит широкое практическое применение.
V. Закрепление изученного материала
Вопросы:
- Какое место по распространенности в земной коре занимает алюминий? (Третье).
- Встречается ли алюминий в природе в свободном виде? (Нет).
- Что означает амфотерность алюминия и его соединений? (Обладает двойственными свойствами, реагирует как с кислотами, так и со щелочами).
- Назовите минерал состава Al2O3, обладающий очень высокой прочностью и твердостью. (Корунд).
- Назовите способ получения металлов из оксидов с помощью алюминия. (Алюминотермия).
- Чем является алюминий в химических реакциях? (Восстановитель).
В качестве закрепления предлагается тест,
выполненный на основе конструктора тестов
А.А. Баженова, позволяет создавать как
проверочные тесты, так и обучающе-контролирующие
ресурсы, а также использовать при подготовке к
ГИА. (Приложение 3)
VI. Подведение итогов урока
Объявляются оценки за устные ответы и работу у доски, за выполнение теста.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что нового вы узнали об алюминии?
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
Учащиеся делают вывод о приобретенных знаниях и умениях.
VII. Домашнее задание. §82. В качестве домашнего задания также предлагается выполнить творческие задания: подготовить небольшие доклады, презентации о применении алюминия. (Алюминий – тара и упаковка, алюминий в фармацевтике, транспорте, электрике и машиностроении, строительстве). (Приложение 4) Составить схему превращений на основе алюминия и написать уравнения реакций.
Многие учащиеся имеют домашние компьютеры. Можно в качестве упражнений предложить выполнить ЦОР-ы:
- Уравнения реакций алюминия с простыми и сложными веществами (DL_RES_0aba781a-4185-11db-b0de-0800200c9a66).
- Химические свойства алюминия (DL_RES_0aba781d-4185-11db-b0de-0800200c9a66).
- Генетический ряд алюминия (DL_RES_0aba9f23-4185-11db-b0de-0800200c9a66).
- Применение алюминия (DL_RES_00000033-1000-4ddd-be5d-110046694c7a).
- Расчетная задача по теме соединения алюминия (DL_RES_0aba9f27-4185-11db-b0de-0800200c9a66).
- Применение алюминия и его соединений (DL_RES_00000034-1000-4ddd-6a54-0000466952c8).
Список литературы:
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003 г.
- Аранская О.С., Бурак Н.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. – М.: Вентана-Граф, 2007 г.
- Врублевский А.И. Тесты по химии. – Минск: Юнипресс, 2010 г.
- Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам
школьного курса. 8-9 класс. – М.: Вако,
2006 г. - Корощенко А.С. ЕГЭ: шаг за шагом. – М.: Дрофа, 2011 г.
- Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. М.: Вентана-Граф, 2007 г.
- Курганский А.М. Внеклассная работа по химии.: ООО «5 за знания», 2006 г.
- Махова Л.В. Минутки школьного урока. – Сыктывкар: КРИП и ПК РНО, 1993 г.
- Радецкий А.М. Дидактические материалы. Химия. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы. – М.: Вентана-Граф, 2003 г.
- http://www.school-collection.edu.ru
- http://fcior.edu.ru/card/11621/testy-po-teme-alyuminiy.html
- http://metodisty.ru/m/files/view/test_-aljuminii
- http://www.rosinka.vrn.ru/pp/
- http://www.museum.gorodovoy.spb.ru/museums/2437378.shtml
- http://strannik-travel.com/tours/1429/музей
- http://www.minerals.nw.ru/
- http://ru.wikipedia.org/
- http://syktyvkarcity.ru/komirepublic/emva.php
- http://protown.ru/russia/obl/articles/3395.html
- http://www.infogeo.ru/metalls/