Актуальность проекта. В школах по воспитанию детей проводятся работы по многим направлениям. Программы предназначены для одного класса или на один учебный год. Из года в год они повторяются, либо меняют направление. Мало программ, которые имеют систему.
Цель проекта: планирование воспитательной работы по темам.
Задачи:
- Расширить содержание, формы воспитательной работы.
- Развивать социальное сотрудничество.
- Развивать культуру воспитуемых.
- Углубить работу с родителями.
Основные принципы проекта:
- Доступность – темы, отвечают интересам, развитию, любознательности детей.
- Преемственность, последовательность – связь между классами.
- Системность воспитания.
- Межпредметная связь – связь с учёбными предметами, исследовательской деятельностью.
Новизна проекта. Основная работа учителя отводится на познание, исследование Родины. С целью собственного изучения, наблюдения, проводится много экскурсий, по итогам года планируются поездки.
Срок проекта: рассчитан на 4 года (обучение в начальной школе).
В итоге проекта:
- Учащиеся готовят свои исследования, доклады, выступления, статьи о своём селе, улусе (районе), республике.
- Дети участвуют и сами проводят конкурсы, игры.
- Учитель организует классные часы, встречи, соревнования. По сценариям проведённых уроков, классных часов, мероприятий выпускает методическое пособие (книги по творческим работам учащихся, фотоальбом по поездкам, диски и т.п.)
Тематическое планирование воспитательной работы с каждым годом расширяется:
1 класс – «Моя родная Сулгача» (моё родное село).
2 класс – «Моя любимая Амга» (мой любимый район).
3 класс – «Республика Саха (Якутия). Улусы республики».
4 класс – «Города нашей республики. Город Якутск» (мой город).
Если рассматривать по классам, то можно выделить такие темы:
1 класс – «Моя родная Сулгача»
- «Осенняя природа», «Весенняя природа» (экскурсии);
- «Общественные места» (школа, детсад, почта, сельская библиотека, магазины – экскурсии, встречи);
- «Моя семья», «Моя родословная», «Профессии моих родителей», «Комната моей мечты» и т.д. (беседы, конкурсы);
- «Знаменитые люди нашего села», «История моего наслега».
2 класс – «Моя любимая Амга»
- «Амгинский улус»;
- «Знаменитые люди моего улуса»;
- «Красивые места моего улуса»;
- «Природа моего улуса»;
- «Основное занятие людей»;
- посещение районного центра Амга (музей, центр культуры, новая школа, развлекательный ___ «Слобода»).
3 класс – «Республика Саха (Якутия). Улусы республики»
- «Отличие улусов по местоположению»;
- «Знаменитые исторические события»;
- «Занятия людей разных улусов»;
- «Знаменитые люди моей республики»;
- Наши улусы-соседи (поездки).
4 класс – «Города нашей республики. Город Якутск»
- «История города Якутска»;
- «Якутск – дом многих народов»;
- «Театры, музеи города Якутска»;
- «Памятные места города»;
- «Крупные предприятия Якутска» и т.д.
По этим темам в течение года проводятся разнообразные работы. Например: классные часы, встречи, викторины, соревнования, выставки, праздники. Межпредметная связь наблюдается на уроках окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и др. На уроках учат песни-гимны, рисуют, мастерят, выступают с сообщениями и т.д. В проведении классных часов участвуют родители.
В итоге учебного года планируются поездки в интересные места.
1 класс – выбирают самостоятельно.
2 класс – районный центр – Амга.
3 класс – близлежащие улусы (Чурапчинский, Усть-Алданский).
4 класс – город Якутск.
В итоге тематического планирования:
- повышается внимание ребёнка к своей семье, родственникам, старается быть полезным;
- ответственно относится к школе, наслегу;
- бережно относится к природе;
- изучая культуру, историю улуса, республики, расширяет кругозор, уважает культуру другого народа;
- гордится своей Родиной.
Такое распределение тем способствует высокой организации воспитательной работы, всестороннему развитию учащихся, учит ребёнка достигать поставленных целей.