Цель урока: изучить работу газа и пара при расширении; дать понятие о тепловых двигателях
Задачи урока:
Образовательные:
- рассмотреть работу газа и пара при расширении на опыте;
- выработать умения воспринимать и излагать новый материал;
- формировать умения объяснять физические явления;
- показать практическую значимость изученного материала.
Развивающие:
- развивать умения выделять главное, анализировать, делать выводы;
- развивать внимание, память, творческие способности учащихся;
- развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции.
Воспитательные:
- формировать интерес учащихся к изучению физики;
- умение работать в группе.
Тип урока: комбинированный.
Метод: проблемный, исследовательский, репродуктивный.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока, презентации учащихся, диск Microsoft Office в школе. Приборы для проведения демонстрации.
План урока.
- Организационный момент. Объявление темы урока, порядка работы на уроке. – 1мин.
- Проверка домашнего задания: выполнение и взаимопроверка теста. – 6мин.
- Решение качественных задач. – 5 мин.
- Читаем графики. – 3 мин.
- Объяснение нового материала. Демонстрация опыта работа пара при расширении. – 10мин.
Работа с учебником. – 4мин. - Презентации учащихся - 11мин.
- Закрепление изученного материала. Ответы на вопросы - 3мин.
- Подведение итогов. Домашнее задание. – 2мин.
Ход урока
Слайд №1
I. Организационный момент.
Объявление темы урока, порядка работы на уроке.
Слайд №2
II. Учащиеся выполняют тест.
(Затем проводится взаимопроверка и проверка теста)
Тест
Вариант -1
1.Как называют энергию, которую тело получает или отдает в процессе теплопередачи?
а) удельной теплоемкостью б) количеством теплоты в) нагреванием г) температурой
2. Чему равно количество теплоты необходимого для нагревания тела?
а) Q = mL б) Q = mq в) Q = mc(t2 - t1) г) Q= - mL
3. Как называют процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое?
а) испарение б) отвердевание в) плавление г) кипение
4. Какой буквой обозначается удельная теплота парообразования?
а) L б) q в) c г) t
5. От чего зависит скорость испарения?
а) от температуры и ветра б) рода вещества в) площади поверхности г) от а), б), в).
Вариант – 2
1. Как называют переход вещества из жидкого состояния в газообразное?
а) конденсация б) кристаллизация в) сублимация г) парообразование
2. Какой буквой обозначается удельная теплоемкость?
а) c б) L в) q г) l
3. Чему равно количество теплоты необходимого для плавления вещества?
а) Q = mq б) Q = mL в) Q = mc(t2 - t1) г) Q= ml
4. От чего зависит температура кипения данной жидкости?
а) от времени нагревания б) от атмосферного давления в) от массы жидкости г) нет правильного ответа
5. В каких единицах измеряется удельная теплота сгорания?
а) Дж б) Дж/кг в) °C г) Дж/°C
Слайд №3 -10
III. Решение качественных задач.
- Почему в сильные морозы деревья трещат?
- Почему у многих растений пустыни вместо листьев колючки?
- Почему в сильную жару собака высовывает язык?
- Чем объяснить, что при наступлении засухи, листья у многих растений скручиваются?
- Почему огурец всегда на 1-2°C холоднее окружающей среды?
- Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись клубком?
- Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему?
Слайд №11
IV. Читаем графики.
- Какой участок соответствует процессу кипения вещества?
- В какой момент времени начался процесс парообразования вещества?
- Какой участок соответствует процессу конденсации пара?
- Чему равна температура кипения вещества?
- Сколько длилось: а) нагревание жидкости; б) парообразование вещества; с) охлаждение пара?
Слайд №13
V. Объяснение нового материала.
На демонстрационном столе стоит тележка, на которой укреплена пробирка с водой закрытая пробкой.
Как вы думаете, что произойдет, если мы будем нагревать воду в пробирке закрытой пробкой?
Демонстрируется опыт. Почему пробка вылетает?
Пар при нагревании расширяется и совершает работу.
Какие превращения энергии происходят в данном случае?
Слайд №14 (видео)
Слайд №15
Устройства, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию, называются тепловыми двигателями.
Слайд №16
Историческая справка.
Первый в мире паровой двигатель изобрел Герон Александрийский, который жил в 1 веке н.э.
В сочинениях Герона есть описание интересного прибора, который сейчас называют Героновым шаром или эолипилом (в переводе с греческого: "шар бога ветров Эола").
Эолипил представлял собой наглухо запаянный котел с двумя трубками на крышке. На трубках устанавливался вращающийся полый шар, на поверхности которого были установлены два Г-образных патрубка-сопла. В котел через отверстие заливалась вода, отверстие закрывалось пробкой, и котел устанавливался над огнем. Вода вскипала, образовывался пар, который по трубкам поступал в шар и в Г-образные патрубки. При достаточном давлении струи пара, вырываясь из сопел, быстро вращали шар. Построенный современными учеными по чертежам Герона эолипил развивал до 3500 оборотов в минуту! К сожалению эолипил не получил должного признания и не был востребован ни в эпоху античности ни позже, хотя и производил огромное впечатление на всех, кто его видел. К этому изобретению относились лишь, как к забавной игрушке. Фактически эолипил Герона является прототипом паровых турбин, появившихся лишь спустя два тысячелетия! Более того, эолипил можно считать одним из первых реактивных двигателей.
Слайд №17 (видео)
Работа с учебником. Ребята получают задание в тексте параграфа найти, какие виды тепловых двигателей существуют.
- Паровая машина
- Двигатель внутреннего сгорания
- Паровая и газовая турбины
- Реактивный двигатель
Слайд №18 - 19
Первый универсальный тепловой двигатель (паровую машину) создал в 1774 году выдающийся английский изобретатель Джеймс Уатт. Первая паровая турбина, которая использовалась на практике, была изготовлена Г. Лавалем в 1889г. Турбина Лаваля делала около тридцати тысяч оборотов в минуту
Можно ли тележку с пробиркой наполненной водой и закрытой пробкой, находящуюся на демонстрационном столе, считать тепловым двигателем? Тепловой двигатель должен работать непрерывно. Для этого нужно, чтобы акты расширения пара многократно повторялись. Повторяемость актов расширения означает периодический возврат системы в исходное состояние.
Кто заметил, что произошло с тележкой? При вылете пробки тележка двигается в противоположную сторону. Это пример реактивного движения, которое мы будем изучать. Подумайте, и предложите способы, как можно увеличить время движения тележки. Ваши предложения? Рассматриваются предложения учеников. Можно дать задание на дом.
VI. Презентации учащихся.
- Создание первого теплового двигателя.
- Изобретение двигателя внутреннего сгорания.
- История изобретения паровой турбины.
Слайд №20
VII. Закрепление
- Какие устройства называют тепловыми двигателями?
- Какие виды тепловых двигателей вы знаете?
- Какие превращения энергии происходят в тепловых двигателях?
- Кто изобрел первый тепловой двигатель?
- Какое значение имеют тепловые двигатели?
- Когда был изобретен первый тепловой двигатель?
Слайд №21
Домашнее задание.
x 21. упр. 10 №5
Темы сообщений и презентаций:
- Влияние работы тепловых двигателей на окружающую среду.
- Использование энергии Солнца на Земле.
- Достижение науки и техники в создании ДВС.