Тема урока: "Симметрия в окружающем мире"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные: систематизировать и расширить знания учащихся по теме "Симметрия в окружающем мире".

Развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие творческого и логического мышления, познавательной активности.

Воспитательные: воспитание аккуратности, эстетических чувств.

Оборудование: экран, мультимедийная аппаратура, работы учащихся на стендах, рисунки, проектор.

Ход урока

I. Актуализация.

Слайд № 1

– Какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?

Слайд №2

– Из какого языка пришло к нам слово симметрия? (Из греческого.)

Что означает это слово в переводе? (соразмерность, пропорциональность, совпадение, согласованность размеров)

– Какая бывает симметрия?

Слайд №3

1. Зеркальная симметрия.

– Какая симметрия изображена на слайде?

– Покажите ось симметрии каждого объекта.

Слайд №4

– Где встречается зеркальная симметрия?

В природе (слайд №5),
в архитектуре (слайд №6),
в танце (слайд № 7),
в музыке и т.д.

2. Поворотная симметрия.

– Какая симметрия у объектов на слайде №8?

– У снежинок лишь поворотная симметрия? (У снежинок и поворотная, и зеркальная симметрия).

3. Переносная симметрия.

– Какая симметрия на слайде №9?

– Что изображено на слайде? (Бордюры.)

– Что такое бордюр? (Бордюр – это периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте.)

– Где встречаются бордюры? (Бордюры бывают разных видов. Это может быть настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы. Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика.)

Слайды № 10, 11.

– Что изображено на слайде № 12? (Орнамент.)

– Что такое орнамент? (Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке. Слово "орнамент"в переводе с латинского означает "украшение". В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, в которую он возник.)

4. История возникновения орнамента.

Орнамент появился в далеком прошлом и носил магический смысл. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.

То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому неудивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение. Слайд № 13.

Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора. Цель орнамента определилась — украшать.

Физминутка. "В королевстве Зеркал".

II. Основная часть урока.

– Сегодня, ребята, мы будем работать парами.

И сегодня у нас необычный урок, а в чем его необычность вы узнаете, прочитав записку, которая лежит у вас на парте под зеркалом.

– Что же надо сделать, чтобы расшифровать эту записку?

– Итак, мы с вами отправляемся в страну "Симметрия" по сказочной тропинке.

Мы попали с вами в дремучий лес, который отражается в озере. (Рисунок на доске.)

– Если он отражается в озере, значит, это какая симметрия?

Практическая часть урока.

1. Я предлагаю с одной стороны озера посадить молодые елочки, а другую сторону украсить цветами. Девочки вырезают цветы, мальчики – елочки.

– Но чтобы вырезать симметричные фигуры, что надо сделать? (Сложить по оси симметрии листочек бумаги.)

– Красивый лес получился? Красивая полянка? В какое время года мы побывали в лесу?

(На доске появляется табличка ЛЕТО)

– Какие буквы в этом слове имеют зеркальную симметрию?

А теперь мы отправляемся к избушке Бабы Яги. (На доске избушка Бабы Яги в осеннее время года.)

– Как стоит избушка?

– Что надо сказать, чтобы избушка повернулась?

– В каких сказках героям приходилось говорить эти слова?

– Какая симметрия? (Поворотная)

– В какое время года мы попали к Бабе Яге в гости?

ОСЕНЬ

– Найдите букву, у которой поворотная симметрия. (Ь)

– Давайте заглянем в избушку. Уютно ли в комнате у Бабы Яги?

2. Я предлагаю украсить комнату.

– Работаем парами. 1 ряд изготовляет обои, 2 – шторы, 3 – палас или ковер.

(Дети выполняют задание и украшают комнату Бабы Яги.)

– Какая симметрия отражена в ваших работах?

– Куда привела нас сказочная тропинка? (В Царство Дракона)

– В какое время года мы добрались до Царства Дракона?

ЗИМА

– Какие буквы имеют зеркальную симметрию, а какие поворотную?

Приближается год ДРАКОНА, а наш герой такой грустный. У него столько богатств, а он чахнет. Почему? (Высказывания детей.)

А мне кажется, причина в том, что у него нет имени. Давайте придумаем ему имя! Не забывайте, что мы в стране Симметрии, и имя у него должно быть необычное.

– Как называются слова, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа налево? (Палиндромы.)

КИРИК

– Доволен Дракон своим именем и, думаю, он поделится с вами своими сокровищами.

Физминутка. “Повторяйка” (повторяем движения, изображенные на карточках).

III. Рефлексия.

– Прежде чем получить сокровища Дракона, давайте вспомним, в какой стране мы побывали?

– Какая бывает симметрия?

– Где встречается симметрия?

– В какое время года мы были в лесу? У Бабы Яги? В царстве Дракона?

– Какое время года идет за зимой?

– Какой можно сделать вывод? (Существует симметрия времени.)

Там где присутствует симметрия, там есть гармония, красота и доброта.

IV. Итог урока.

– За то, что вы преодолели все трудности во время путешествия по стране “Симметрия”, Дракон делится с вами своим богатством.

(Награждение детей сюрпризами от Дракона).

Презентация

Приложение