Цели урока:
Образовательные: систематизировать и расширить знания учащихся по теме "Симметрия в окружающем мире".
Развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие творческого и логического мышления, познавательной активности.
Воспитательные: воспитание аккуратности, эстетических чувств.
Оборудование: экран, мультимедийная аппаратура, работы учащихся на стендах, рисунки, проектор.
Ход урока
I. Актуализация.
Слайд № 1
– Какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?
Слайд №2
– Из какого языка пришло к нам слово симметрия? (Из греческого.)
– Что означает это слово в переводе? (соразмерность, пропорциональность, совпадение, согласованность размеров)
– Какая бывает симметрия?
Слайд №3
1. Зеркальная симметрия.
– Какая симметрия изображена на слайде?
– Покажите ось симметрии каждого объекта.
Слайд №4
– Где встречается зеркальная симметрия?
В природе (слайд №5),
в архитектуре (слайд №6),
в танце (слайд № 7),
в музыке и т.д.
2. Поворотная симметрия.
– Какая симметрия у объектов на слайде №8?
– У снежинок лишь поворотная симметрия? (У снежинок и поворотная, и зеркальная симметрия).
3. Переносная симметрия.
– Какая симметрия на слайде №9?
– Что изображено на слайде? (Бордюры.)
– Что такое бордюр? (Бордюр – это периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте.)
– Где встречаются бордюры? (Бордюры бывают разных видов. Это может быть настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы. Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика.)
Слайды № 10, 11.
– Что изображено на слайде № 12? (Орнамент.)
– Что такое орнамент? (Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке. Слово "орнамент"в переводе с латинского означает "украшение". В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, в которую он возник.)
4. История возникновения орнамента.
Орнамент появился в далеком прошлом и носил магический смысл. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.
То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому неудивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций.
Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение. Слайд № 13.
Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора. Цель орнамента определилась — украшать.
Физминутка. "В королевстве Зеркал".
II. Основная часть урока.
– Сегодня, ребята, мы будем работать парами.
И сегодня у нас необычный урок, а в чем его необычность вы узнаете, прочитав записку, которая лежит у вас на парте под зеркалом.
– Что же надо сделать, чтобы расшифровать эту записку?
– Итак, мы с вами отправляемся в страну "Симметрия" по сказочной тропинке.
Мы попали с вами в дремучий лес, который отражается в озере. (Рисунок на доске.)
– Если он отражается в озере, значит, это какая симметрия?
Практическая часть урока.
1. Я предлагаю с одной стороны озера посадить молодые елочки, а другую сторону украсить цветами. Девочки вырезают цветы, мальчики – елочки.
– Но чтобы вырезать симметричные фигуры, что надо сделать? (Сложить по оси симметрии листочек бумаги.)
– Красивый лес получился? Красивая полянка? В какое время года мы побывали в лесу?
(На доске появляется табличка ЛЕТО)
– Какие буквы в этом слове имеют зеркальную симметрию?
– А теперь мы отправляемся к избушке Бабы Яги. (На доске избушка Бабы Яги в осеннее время года.)
– Как стоит избушка?
– Что надо сказать, чтобы избушка повернулась?
– В каких сказках героям приходилось говорить эти слова?
– Какая симметрия? (Поворотная)
– В какое время года мы попали к Бабе Яге в гости?
ОСЕНЬ
– Найдите букву, у которой поворотная симметрия. (Ь)
– Давайте заглянем в избушку. Уютно ли в комнате у Бабы Яги?
2. Я предлагаю украсить комнату.
– Работаем парами. 1 ряд изготовляет обои, 2 – шторы, 3 – палас или ковер.
(Дети выполняют задание и украшают комнату Бабы Яги.)
– Какая симметрия отражена в ваших работах?
– Куда привела нас сказочная тропинка? (В Царство Дракона)
– В какое время года мы добрались до Царства Дракона?
ЗИМА
– Какие буквы имеют зеркальную симметрию, а какие поворотную?
Приближается год ДРАКОНА, а наш герой такой грустный. У него столько богатств, а он чахнет. Почему? (Высказывания детей.)
А мне кажется, причина в том, что у него нет имени. Давайте придумаем ему имя! Не забывайте, что мы в стране Симметрии, и имя у него должно быть необычное.
– Как называются слова, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа налево? (Палиндромы.)
КИРИК
– Доволен Дракон своим именем и, думаю, он поделится с вами своими сокровищами.
Физминутка. “Повторяйка” (повторяем движения, изображенные на карточках).
III. Рефлексия.
– Прежде чем получить сокровища Дракона, давайте вспомним, в какой стране мы побывали?
– Какая бывает симметрия?
– Где встречается симметрия?
– В какое время года мы были в лесу? У Бабы Яги? В царстве Дракона?
– Какое время года идет за зимой?
– Какой можно сделать вывод? (Существует симметрия времени.)
Там где присутствует симметрия, там есть гармония, красота и доброта.
IV. Итог урока.
– За то, что вы преодолели все трудности во время путешествия по стране “Симметрия”, Дракон делится с вами своим богатством.
(Награждение детей сюрпризами от Дракона).