Повышение эффективности традиционного урока русского языка

Разделы: Русский язык


Возможность повысить эффективность урока, вызвать активность учеников представляют уроки разных типов и особенно нестандартные уроки (урок-конференция, урок-практикум, урок-семинар, урок-зачёт, урок-консультация, урок-поиск, исследование, деловая игра). Но такие уроки проводятся не очень часто. Чтобы нестандартный урок по-настоящему состоялся, необходимо многое: найти интересную тему, заставить класс думать и говорить. А вот это всё отрабатывается на традиционном уроке, не столь ярком, но необходимом.

Какими приёмами и методами может достичь эффективности классический урок? Рассмотрим это на конкретном примере урока русского языка в 8 классе по теме: “Определение”.

И так, приём первый – проверка домашнего задания по аналогии. Учащиеся получают то же самое задание, что и дома – составить словосочетания и определить прямое и косвенное дополнения, но работа идёт в парах, идёт на другом материале и идёт очень активно.

Приём второй – совместная с учащимися формулировка темы и целей. Прошу восьмиклассников переставить словосочетания так, чтобы начальные буквы первых слов словосочетаний составили название члена предложения. Это и есть тема нашего урока. Мы обсуждаем, что мы уже знаем об определении и что нам необходимо узнать. Это задачи, которые учащиеся ставят перед собой.

Следующий приём я условно назову: “удивительное рядом”. Предлагаю ученикам поработать с текстом об осеннем лесе, из которого убраны все определения. Интересуюсь впечатлением детей.

Учащиеся говорят о том, что текст не содержит определений, он беден. Тогда предлагаю посмотреть, каким увидели осенний лес учителя МОУ “Гимназия №2” Савельева Н.А. и Алексеева Г.А. В двух словах рассказываю об увлечении фотографией этих учителей, об их наблюдательности и любви к родному краю. А потом показываю презентацию осенних фотографий под музыкальную пьесу Вивальди “Осень”. Находясь под впечатлением от увиденного, учащиеся пытаются самостоятельно обогатить первоначальный текст “осенними” определениями. Затем на фоне презентации “Осень в лесу” я читаю текст Н. Сладкова. Конечно, на таком фоне и под музыку Вивальди текст воспринимается как яркий и образный.

Далее мне хочется сказать о том, что использование интерактивной доски на уроке русского языка не совсем обычно и само по себе является очень эффективным приёмом, который позволяет отработать наглядно изученный материал в форме одного из заданий ГИА, проверить знания, умения и навыки по теме и выполнение задач, поставленных самими учащимися в начале урока.

И ещё один приём эффективности можно использовать при задании на дом. Домашнее задание может быть, конечно, традиционным – составить сообщение о несогласованном определении по таблице. А можно задать творческое задание: рассказать о несогласованном определении, представив, что вы доктор, ставящий диагноз, при этом употребить слова и выражения: “Так-так, посмотрим…”, “Что мы имеем…”, “Да у вас, батенька мой, несогласованное определение”, “Несомненно, перед нами несогласованное определение, поскольку…”.

Использование на уроке подобных методов и приёмов позволяет избежать схематизма, однообразия, позволяет экономно и рационально использовать учебное время, создаёт творческую атмосферу, обеспечивает интенсивную работу учащихся, снимает вопрос о дисциплине и даёт хорошие результаты.

Тема урока: Определение.

Цели:

  1. расширение и углубление представления восьмиклассников об определении как второстепенном члене предложения и способах его выражения
  2. развитие учебно-логических компетенций учащихся при выстраивании ответа, формулировании вывода
  3. развитие умения самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы
  4. привитие любви к природе родного края, знакомство с хобби учителей Савельевой Н.А. и Алексеевой Г.А.
  5. развитие интереса к художественному тексту

Средства обучения:

  1. учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений “Русский язык. 8 класс” /Л.А. Тростенцова
  2. доска
  3. интерактивная доска

Наглядность:

  1. самостоятельно изготовленные карточки
  2. презентация по теме урока (Приложение 1)
  3. презентация фотографий учителей Савельевой Н.А. и Алексеевой Г.А. “Осень в лесу”
  4. музыкальная композиция Вивальди “Осень”

Методы обучения:

А) исследовательский

Приёмы:

  1. постановка проблемных вопросов
  2. самостоятельный анализ текста, предложений

Б) эвристический

Приёмы:

  1. построение логически чёткой системы вопросов по заявленной теме
  2. подготовка специальных упражнений для проверки знаний и умений.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Организационный момент. Приветствие учащихся, создание психологической атмосферы на уроке.

-Здравствуйте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Посмотрите на меня, улыбнитесь. Я тоже рада вас видеть.

Мы продолжаем наше путешествие по стране родного языка. А по пути заглянем в одно очень интересное место. В дороге нам понадобятся острый глаз, тонкий слух, ясная голова, надёжное плечо.

Приветствуют учителя и друг друга.

2

Проверка д/з, повторение пройденного 1)-Сначала давайте немного повторим. У вас на партах лежат небольшие таблицы, в которых зафиксированы слова. Подберите к каждому слову дополнение в том падеже (без предлога или с указанным предлогом), который обозначен в скобках.

(см. Приложение 2)

преодолеть (В.п.)

охота на (В.п.)

разузнать о (П.п.)

ездить (Т.п.)

далеко от (Р.п.)

егозить (угодничать) перед (Т.п.)

ехать на (П.п.)

ласкать (В.п.)

единство (Р.п.)

накормить (Т.п.)

испугаться (Р.п.)

( Данная таблица представлена на слайде презентации.)

2) -Приведите из таблицы примеры дополнения прямого и косвенного.

Обучающиеся работают в парах. Они подбирают дополнения к словам из таблицы. Каждое дополнение напечатано на отдельной карточке.

 

автобусом

дома

препятствия

начальником

машине

грозы

котёнка

происшествии

обедом

медведя

партии

Задание выполняется, проверяется. (Общая таблица представлена на следующем слайде.)

Обучающиеся приводят примеры.

3

Целеполагание 1)-А теперь вам предстоит угадать тему нашего урока. Попытайтесь переставить наши словосочетания из таблицы так, чтобы по начальным буквам первых слов прочитать зашифрованное название одного из членов предложения. (После ответа учащегося на интерактивную доску выводится таблица.)

охота на медведя

преодолеть препятствия

разузнать о происшествии

ездить автобусом

далеко от дома

егозить перед начальником

ласкать котёнка

ехать на машине

накормить обедом

испугаться грозы

единство партии

2)Оформление доски. ( Число. Классная работа. Тема.)

3)-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

4) На интерактивную доску выводится слайд: “Задачи

  1. расширить представление об определении как второстепенном члене предложения
  2. познакомиться с разновидностями определений
  3. рассмотреть роль определений в художественном тексте.” (Запись на слайде проговаривается.)
Переставляют словосочетания и получают слово “определение”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление тетрадей.

Высказывают свои предположения, обосновывают их.

4

Повторение изученного -Давайте вспомним, что мы знаем об определении. Расскажите об этом члене предложения по плану, сопровождая ответ примерами.

План.

(заранее написан на доске)

  1. Что обозначает?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. От каких частей речи зависит?
  4. Какими частями речи выражается?
  5. Как графически выделяется?

-Давайте прочитаем определение в учебнике на стр. 68 (1 абзац). Совпадает ли наш вывод с данным определением?

Ученики самостоятельно составляют сообщение по плану. Одно сообщение заслушивается, обсуждается, дополняется. Обучающиеся самостоятельно формулируют вывод: “Что такое определение?”

Читают определение в учебнике, сравнивают, подводят итоги.

5

Работа с текстом А)-Понаблюдаем, как ведут себя определения в тексте.

(На слайде презентации текст.)

Осень в лесу.-Имеются ли в тексте определения? Как вы оцените выразительность данного текста?

Б) -Посмотрим, каким же увидели осенний лес учителя Савельева Н.А. и Алексеева Г.А., чьим увлечением является фотография. Это очень талантливые люди, куда бы они ни шли, всегда берут с собой фотоаппарат. Когда вы будете смотреть фотографии осеннего леса, подумайте, какими определениями вы бы обогатили данный текст? Запишите несколько определений.

(Просмотр презентации фотографий под музыку Вивальди.)

В) –А теперь послушаем, каким увидел осенний лес Н. Сладков.

(Идёт презентация фотографий, звучит музыка Вивальди, читается текст.)

Осень в лесу.

(1)Осенний лес торжествен и печален. (2) На рассвете деревья стоят по колено в молочно-белом тумане. (3) Птичьи голоса становятся тихими. (4) Потом наступает пора листопада – самая грустная, но всё же прекрасная пора.

(5) Прячутся в лесу за первыми опавшими листьями грибы. (6) Нагнёшься, чтобы сорвать красную сыроежку, а в руках остаётся лист осины.

-Давайте сделаем вывод, какова роль определений в художественном тексте?

-Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор, чтобы создать образ осеннего леса?

-Что такое эпитет?

-Найдите в тексте несколько эпитетов.

-Запишите 5, 6 предложения, найдите в них определения, выделите их графически, определите, чем они выражены

-Является ли слово осины определением?

Читают текст про себя.

Один ученик читает текст вслух. Текст обсуждается, делается вывод: “В тексте нет определений, он маловыразителен”

 

Просматривают презентацию, записывают несколько определений в тетрадь. Один ученик читает исходный текст, вставляя в него записанные определения.

 

Слушают текст.

 

Обучающиеся приходят к выводу, что определения делают текст точным, образным, выразительным.

-Эпитеты.

Дают определение эпитету. (Образное определение.)

В Записывают два предложения в тетрадь, находят и подчёркивают определения, подписывают сверху части речи.

Первыми – числ.

Опавшими- прич.

Красную – прил.

Осины – сущ.

Обсуждают предложенный вопрос.

5

Новый материал. -Попытаемся расширить наши знания об определении. Откройте учебник на стр. 70 и самостоятельно прочитайте материал, обозначенный зелёной вертикальной чертой. Попытайтесь представить данный материал в виде схемы.

-Глядя на эту схему, попробуйте сделать вывод, чем ещё может быть обогащён текст?

Читают материал учебника и представляют его в виде схемы. Одна схема воспроизводится на доске. Примеры берутся из 5, 6 предложений

(Приложение 3)

-Согласованными и несогласованными определениями.

6

Закрепление Выполните следующие задания. Подобные задания встретятся вам на ГИА. (Задания представлены на слайдах)

А) Превратите согласованные определения в несогласованные.

шёлковое платье

волчий след

семилетний мальчик

кирпичный дом

Б)

масло для смазки

скульптура из бронзы

сервиз для кофе

цех завода

нора лисы

Выполняют задание.

(Устная фронтальная проверка)

платье из шёлка

след волка

мальчик семи лет

дом из кирпича

смазочное масло

бронзовая скульптура

кофейный сервиз

заводской цех

лисья нора

7

Проверка ЗУН Тестовое задание в двух вариантах.

(Представлено на слайде презентации Приложение 1 и в Приложении 3)

Выполнение тестового задания

8

Подведение итогов. -Что же мы теперь знаем об определении? ( Воспроизводится слайд )

Подведём итоги.

  1. Определения могут быть выражены …
  2. Определения бывают …
  3. Определения делают текст…
Обучающиеся, заканчивая предложения, объясняют, чему они научились на уроке.

9

Домашнее задание
  1. упр. 134 (рассказ по таблице о несогласованных определениях, 3 примера)
  2. или

  3. творческая работа

Расскажите о несогласованном определении, представив, что вы доктор, ставящий диагноз.

Используйте выражения:

“Так-так, посмотрим …”

“Что мы имеем?..”

“Несомненно, перед нами несогласованное определение, поскольку …”

“Да у вас, батенька мой, несогласованное определение.”

Записывают домашнее задание.

10

Релаксация Давайте изобразим весы. Положите на левую чашу то, что вы сами сделали на уроке. Положите на правую чашу то, что весь класс сделал на уроке. Взвесьте. А теперь соедините ладони. И пусть ваш личный вклад станет достоянием всего коллектива, а успех классного коллектива – вашим личным успехом. Ученики изображают весы, их ладони – чаши весов.