Урок-практикум по анализу текста в 10-м классе

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • повышение уровня текстовой компетенции адресата;
  • обучение правильному, тонкому, глубокому пониманию текста, побуждение к творческому его восприятию;
  • развитие коммуникативных навыков, мышления; способности анализировать;
  • и синтезировать;
  • воспитание умения видеть красоту человека и окружающего мира.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Слово учителя:

– Сегодня мы будем заниматься анализом текста, такая работа поможет нам написать собственное сочинение.

– Какие задачи мы должны поставить перед собой? (Понять текст, определить его стилевую принадлежность, тип речи; уровень объективного содержания, неявных авторских оценок, роль изобразительно-выразительных средств.)

– А еще мне хочется поговорить с вами об очень важном понятии. Я была обескуражена, когда узнала, что так называют в физике разновидность квантового числа.

– Попробуйте сами определить, о чем пойдет речь. (Работа с афоризмами на доске.)

  • … – кощунственная дрянь. (Д.Бурлюк)
  • … и мудрость в простоте. (М. Горький)
  • Доброта требует доказательств, … же не требует. (Вольтер)
  • Правда и … всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. (А. П. Чехов)
  • Для подсказки: … спасет мир. (Ф. М. Достоевский)

Афоризмы могут появляться по мере необходимости, могут быть использованы все с уточнением сведений об их авторах.

– Сегодня мы будем говорить, действительно, о красоте, но это сложнейшее философское понятие.

– Обратимся за помощью к словарям. (Словарь Ушакова, Ожегова, философский словарь)-индивидуальные задания.

III. А мы поработаем с текстом № 1.

(1) Опустившись на корточки, мальчик высматривал сквозь заросли свою главную тайну.

(2) Там, за окном, в соседской избе при свете лампы расчесывает волосы девочка, белые, мягкие, словно пух одуванчика.

(3) Она появилась в жизни мальчика ошеломляющим наваждением, как и должны появляться роковые женщины.(4) Он чем-то занимался, может, собирался рыбачить и внезапно что-то услышал, почувствовал. (5) Он оторвался от дела, поднял голову и увидел её. (6) На старой, изжелта – серой траве, из-под которой продиралась молодая поросль, стояла и плакала девочка в синеньком платьишке. (7) Сердце мальчика сжалось от насквозь его пронизавшей жалости – очень уж крупные слёзы-бусины катились по лицу девчонки и скапливались в некрасиво сморщенных алых губах. (8) Да и худа была девочка, больная, наверное.

(9) Девочка приехала в село с родителями. (10)Поселилась семья по соседству с подворьем мальчика.(11)Само собой, девочка стала набиваться в ребячью компанию, да не было у неё ни кукол, ни игрушек, только синее застиранное платье и розовая линялая ленточка в пушистой растрёпанной голове. (12) Девочка собирала камешки на берегу, дышала на них.(13) Деревенские ребятишки не умели понимать красоту, окружающую их, прогоняли девочку, и она уходила, собирала цветы и, сплетая венки, прилаживала их на голову. (14)А всем известно: ребёнок, примеряющий на голову венец, – недолгий житель.(15) Всё время девочка пела нездешние, очень красивые и жалостные песни. (16)Своими жалостными песнями, непротивлением и роковыми, ангельски-небесными венками проняла девочка деревенские стойкие сердца. (17) “Злосчастная, видно”, – вздохнули сочувственно, по-бабьи, деревенские девчушки и приняли пришлую играть в дочки-матери.

(По В.П.Астафьеву “Ода русскому огороду”)

IV. Работа с текстом №1

Прочитайте текст про себя.

– Прочитайте текст вслух.

– Что вы знаете о его авторе?

V. Работа с таблицей

Вы должны заполнить таблицу №2, которая поможет нам провести комплексный анализ текста.

– Обратите внимание на задания под *. (Дифференцированный подход)

Учащиеся заполняют таблицу.

Таблица для анализа текста

Стиль (обоснуйте свой ответ)

 

Тип (-ы) речи

 

Ваше заглавие к тексту

 

Тема(ы)

 

Главные объекты и образы, их смысловые отношения

 

Ключевые (субъективные) слова*

 

Изобразительно– выразительные средства (с примерами)

 

Подберите синонимы к слову красивый(красота) в словосочетаниях красивые камешки, песни, окружающая красота

 

Выпишите словосочетания, отражающие миры девочки и ребятни.
Назовите прием и его цель*

Девочка

Ребята

 

 

Авторская позиция

 

Проанализируйте использование в тексте элементов разговорной речи.

 

 

Идея

 

Проблема (-ы)

 

– Давайте теперь попробуем синтезировать данные таблицы (учащийся анализирует текст, строя связный ответ).

– Оцените ответ.

(Допол. информация: белый, синий, розовый цвета в фольклоре символизировали добро; плести венок – ожидать любовь, предсказывая счастье или несчастье; цветок-символ девушки).

– О чем заставляет задуматься автор данного текста?

– На что вы еще хотели бы обратить внимание?

– Отложите текст и таблицу в сторону, в конце урока мы к нему еще вернемся.

VI. Проверка работы со словарями.

VII. Работа с тестом

А. Эти растения имеют розетку прикорневых листьев, края которых покрыты чувствительными волосками.
Б. Растения рода росянка произрастают на болотах России.
В. После переваривания насекомого лист вновь раскрывается.
Г. Волоски захватывают попавшее на лист насекомое, накрывают и обволакивают слизью.

1.Выберете верный вариант ответа, соответствующий созданию текста.

а) Б, А, В, Г
б) Б, Г, В, А
в) А, В, Б, Г
г) А, Б, Г, В.

2. К какому стилю принадлежит данный текст?

а) публицистический
б) разговорный
в) научный
г) художественный.

3. Укажите языковые средства, которые обеспечивают смысловую связь между предложениями в этом тексте.

а) лексические повторы
б) местоимениями
в) однокоренные слова
г) од нотематическая лексика.

4. Укажите тип придаточной части в предложении Б

5. Укажите букву предложения, в котором есть страдательное причастие.

6. В каком словосочетании связь не согласование.

а) попавшее под лист
б) этого рода
в) попавшее насекомое
г) на торфяных болотах.

7. Укажите, чем осложнено предложение Г.

8. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово эти.

Ключ:

1. г)
2. в)
3. а) б)
4. определительное
5. Б
6. а)
7. однородные члены
8. местоимение (указ.)

– Поменяйтесь друг с другом. Проверьте по ключу. Поставьте оценки.(4-5 – “3”, 6-7 – “4”, 8 – “5”)

– Давайте попробуем проанализировать данный текст.

– Оцените ответ.

– Мне бы хотелось показать это растение.

– Имеет ли текст о росянке отношение к нашему разговору о красоте?(внешняя красота)

VIII.

– Что такое красота?

– Безусловно, это один из самых сложных вопросов. Над ним задумывались многие, и мы это видим по цитатам. Я прочитаю вам стихотворение замечательного русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого, написанное в 1955 году “Некрасивая девочка”. (Чтение учителя)

– Я не прочла две заключительные строки, хочу попросить вас попробовать домыслить, стать соавторами.

На доске:

сосуд она, в котором…,

или … в сосуде?

– Учащиеся предлагают свои варианты, в заключение учитель знакомит с авторским вариантом.

IX. Итог урока.

Давайте подведем итоги урока:

– О чем заставил задуматься наш разговор?

– Что вы для себя открыли?

– Конечно, хотелось бы жить всегда там, где правит красота.

Напишите на сердечке те качества и способности человека, которые, по-вашему, являются составляющими понятия красота.

Из записей (Доброта, сочувствие, милосердие, гуманность, гармония с окружающим миром, любовь ко всему живому, природе; такт, простота…)

Д. з. Написать сочинение-рассуждение на тему “Каких людей я считаю красивыми?”