Цель: совершенствовать умение определять значение наречий.
Задачи:
- закрепить умение ставить вопросы к наречиям и какую часть речи они поясняют;
- обобщить знания о частях речи и умение выделять наречия в тексте.
Оборудование: проектор, экран, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Работа по теме
1. Актуализация знаний
Учитель: Спорят 2 ученика одного класса. Один утверждает, что тепло, лихо, зло, подряд – это наречия. Другой утверждает, что это существительные. Кто прав? Подумайте и ответьте. (Слайд 1)
Ученик: Это существительные, потому что отвечают на вопрос что? Что? Тепло, зло, лихо, подряд.
Учитель: Как еще можно доказать, что это существительные?
Ученик: Можно их просклонять по падежам.
Ученик: Еще можно определить их склонение. Оно, мое тепло, лихо, зло – средний род, он мой подряд – мужской род. Значит, 2 склонения.
Ученик: Это может быть и наречия.
Учитель: Докажи, что это наречия.
Ученик: Можно составить предложения и поставить вопрос как?
Учитель: Давайте возьмем слово зло и на этом слове докажем. Натворил много (чего?) зла (р.п.). Посмотрел на него (как? Каким образом?) зло (нар.). Какое значение имеет наречие?
Ученик: Это наречие образа действия.
Учитель: Тогда почему они спорят? Сделайте вывод.
Ученик: Эти слова могут быть и существительными, и наречиями. (Слайд 2)
Учитель: Так что же такое наречие? Давайте вспомним.
– Какое значение имеет наречие? (Слайд 3)
– Чем отличается наречие от других частей речи?
– Что свидетельствует об их неизменяемости?
– Какова роль наречий в русском языке?
Ученик: Наречия делают нашу речь более яркой, выразительной, образной, конкретной, точной.
Учитель: Так о чем же будем говорить на сегодняшнем уроке? Кто сможет сформулировать тему урока?(Слайд 4)
Учитель: На уроке продолжим разговор о наречиях и об их значениях. Запишите эти слова в тетрадь по столбикам.
Что? тепло зло лихо подряд |
Как? тепло зло лихо подряд |
2. Анализ предложений (Слайд 5)
Учитель: Посмотрите на экран. Прочитайте пары предложений и сравните их.
а) Мне предстояло решить трудную задачу. б) Веселая песня приободрила туристов. |
Трудно идти по болоту. Мы весело шли по тропе. |
Ученик: В этих предложениях есть одинаковые слова. Это однокоренные слова.
Учитель: Что можете сказать о них? Что они обозначают?
Учитель: Что общее у наречий?
– Какое значение имеют наречия?
– Какую роль в предложении играют наречия?
3. Работа по учебнику
Учитель: Найдите упражнение 192. Прочитаем вслух задание. Вам предстоит самостоятельно выписать словосочетания по вариантам. 1 вариант выписывает существительные с прилагательными, а 2 вариант – глаголы с наречиями.
Учитель: Проверим, что у вас получилось. (Слайд 6)
1 вариант Легкая задача |
2 вариант легко решил |
Учитель: Какой вывод можно сделать о наречиях?
Ученик: Эти наречия поясняют глагол и имеют значение образа действия.
4. Установить соответствие вопросов и наречий(Слайд 7)
Как? Когда? Где? Куда? Откуда? |
Слева Горячо Часто Вокруг Направо Высоко Раньше |
Учитель: Как определить наречия?
Ученик: По вопросам.
Учитель: Перечислите вопросы. Почему так много вопросов?
Ученик: Потому что наречия имеют разные значения.
Учитель: Посмотрите на экран и установите соответствие.
Ученик:
Как? Когда? Где? Куда? Откуда? |
Горячо, часто, высоко. Раньше. Слева, впереди. Направо. Слева. |
Учитель: С каким значением нет наречий?
Ученик: Нет наречий степени качества.
Учитель: Приведите примеры наречий степени качества. Итак, какие значения имеют наречия, сделайте вывод.
5. Физкультминутка
6. Творческая работа по группам
Учитель: Найдите упражнение 193.
Даны наречия вдоль, влево, утром, однажды.
Задание: используя данные наречия,
составьте в группах связный рассказ из 4-5
предложений.
Учитель: Проверим. Каждая группа прочитает свой рассказ.
7. Работа с фразеологизмами
Учитель: Мы с вами уже сказали, что наречия обогащают нашу речь, делает ее более выразительной.
– Замените данные фразеологизмы синонимами наречиями. (Слайд 8)
Комар носа не подточит. Как по маслу. Разнести в пух и прах. |
(Сделать безукоризненно) (Выполнить хорошо) (Сильно браниться) |
Учитель: А теперь наоборот, подберите фразеологизмы к наречиям.
Сильно покраснеть. Быстро бежать. Рано. Медленно. |
(До корней волос) (Во весь дух, сломя голову, во вселопатки) (Ни свет, ни заря, чуть свет) (Черепашьим шагом, через час по чайной ложке) |
8. Тестирование по вариантам(Слайд 9)
Учитель: Проведем небольшое тестирование по вариантам. 1 вариант выписывает наречия, обозначающие время действия, а 2 вариант выписывает наречия, обозначающие образ действия.
Учитель: Напишите цифры от 1 до 10. Если в предложении есть ваше наречие, то ставите знак +, если его нет, то ставите знак – .
1. Ребята приняли новичка дружелюбно.
2. Завтра мы идем в кино.
3. Сегодня выпал первый снег.
4. На экране телевизора быстро сменялись кадры.
5. Ночью температура воздуха понизилась.
6. Надо себя вести вежливо.
7. Двери глухо заскрипели.
8. Издавна русские считались храбрыми воинами.
9. Волны бешено бились о берег.
10. Мы договорились встретиться вечером.
Учитель: Проверим результаты тестирования.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 в. | – | + | + | – | + | – | – | + | – | + |
2 в. | + | – | – | + | – | + | + | – | + | – |
III. Подведение итогов урока
Учитель: Что показалось самым
интересным на уроке?
– Что бы еще хотелось вам узнать?
IV. Домашнее задание: выписать 4 предложения с наречиями из художественного произведения и указать их значения.(Слайд 10)