Цели:
- формировать умение изменять имя существительное по числам;
- определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- развивать навыки грамотного письма; способствовать обогащению лексического запаса, развитию речи, внимания, памяти, мышления.
Задачи:
- развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся.
- формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой.
- формировать логическое мышление детей, опирающиеся на образное логическое мышление.
Тип урока: урок применения и совершенствования знаний.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, коллективные.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая технологии, презентация.
Вид урока: практическая работа.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь, линейка, карандаш, ручка, индивидуальные карточки, дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовить учащихся к работе на уроке. Проверить всё ли есть на партах.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
II. Проверка домашнего задания.
Упражнение 311,с. 87 (Дидактический материал).
Что?
Камень, глина, песок, клещи, гвозди, молоток, нитки, лопата, труд.
Что бы времени не терять ребята, я записала на доске слова которые вы должны были выписать при выполнении дом. задания. Проверьте, пожалуйста!
У кого не так исправьте!
(Использование сигнальных кругов)
III. Чистописание.
Упражнения для рук.
а) Встряхнуть кистями рук, покрутим, потом
потянули за каждый пальчик.
б) Изображаем замочек (открывается и
закрывается).
Молодцы!
-Теперь записываем число и классную работу в тетради. Прописываем буквы а и д наиболее часто встречающиеся при письме. (Жду, когда пропишут, при этом слежу за осанкой, за положением тетради) Положите ручки, все смотрим на меня.
В это же время некоторым ученикам даю карточки:
Карточка №1.
Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы Что?
Ударили сильные холода. Вот снегири летят к кормушкам. Птички начали клевать крошки и семена.
Карточка №2.
Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос Кто?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник, штанга – штангист, шахматы – шахматист.
Карточка №3.
Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Снег таял на солнышке.
Побежали ручьи.
Дети пускали лодочки.
Карточка №4.
Спиши предложение.
Петя закинул сеть. Сеть ушла на дно. Ушла и рыба.
Подчеркни подлежащее – одной чертой. Поставь ударение над словами.
IV. Постановка темы урока.
Учитель:
- Мы сегодня ребята продолжим тему про
существительные.
- Давайте вспомним, какую тему проходили? (Одушевлённые
и неодушевлённые имена существительные)
- Правильно! Молодцы! Но для начала давайте
скажем.
- Какие слова мы называем именами
существительными? (Слова, которые отвечают на
вопросы Кто? или Что? называются именами
существительными).
- Приведите пример.
- На какие две группы можем разделить все слова
имени существительного? (Одушевлённые и
неодушевлённые. Например: кто? – медведь, что?-
книга)
- В каком числе могут быть употреблены имена
существительные? (В единственном, и
множественном числе. Например: ручка (ед.ч.) –
ручки (мн.ч.))
(На интерактивной доске просматриваем картинки в единственном и множественном числе).
- Подведём итог, в каком числе могут быть существительные. (Ответы детей).
V. Работа по теме урока.
Словарный диктант.
- Напишите слова в два столбика, кто? и что?
Берёза, воробей, сорока, осина, стакан, ворона, капуста, заяц.
Кто? | Что? |
Воробей | Берёза |
Сорока | Осина |
Ворона | Стакан |
Заяц | Капуста |
Поверка: два ученика читают слова в каждом столбике.
Остальные ученики поднимают сигнальные карточки.
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос
Кто? (Одушевлённые существительные)
- А на вопрос Что? (Неодушевлённые
существительные)
- Хорошо! Молодцы!
VI. Физкультминутка.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
VII. Работа с учебником.
- А сейчас открываем учебник стр.10-11.
- Найдите упражнение 16. Читаем задание. (Один
ученик читает задание вслух)
Задание: Подумайте, как определить, является ли данное слово существительным. Выпишите сначала существительные, которые отвечает на вопрос кто?, потом на вопрос что?
Подчеркните слова, которые называют явления природы.
Кто? | Что? |
Герой | Метель |
Почтальон | Ветер |
Волк | Холодильник |
Слон | Оттепель |
Страус | Стакан |
Холод | |
Гроза | |
Гром | |
Туча | |
Туман |
(Учащиеся задание выполняют самостоятельно).
Проверка задания.
- А сейчас ребята, мы с вами поиграем.
- Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать,
и сказать какое это существительное
одушевленное или неодушевленное.
1.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима).
(Неодушевленное существительное).
2.
В самолет меня не сажают.
Говорят, лети рядом, раз мотор есть.
(Карлсон).
(Одушевленное существительное).
3.
Махнула птица крылом
Закрыла свет одним пером.
(Ночь).
(Неодушевленное существительное).
4. Кто сказал бы: “купил печку “На “Жигули” денег не хватило”?
(Емеля).
(Одушевленное существительное).
5. Белый зайчик прыгает по черному полю.
(Мел).
(Неодушевленное существительное).
6. Какого мальчика звали Дядя?
(Федор).
(Одушевленное существительное).
7.
Лошадь – не лошадь, матрос – не матрос,
Вроде в тельняшке, копыта и хвост.
(Зебра).
(Одушевленное существительное).
- Молодцы! Вы хорошо справились с загадками!
Самостоятельная работа учащихся.
- А теперь откройте страницу 12 и найдите упр.17.
Работаем самостоятельно.
Проверка задания.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Чем мы занимались на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- А что не понравилось?
IX. Домашнее задание.
Упр.18, стр.13.