Цель:
- Прививать любовь и уважение к русскому языку как духовной ценности;
- Учить анализировать и сравнивать языковые явления, делать выводы;
- Развивать метапредметные навыки и коммуникативные компетенции учащихся.
Задачи:
- На основе исследования разных алфавитов выяснить, какие изменения произошли в языке за несколько веков;
- Развивать умение работать со справочной литературой;
- Работать над выразительностью, образностью, эмоциональностью речи.
Ожидаемые результаты:
В результате работы на уроке учащиеся должны уметь:
- Выстраивать слова в алфавитном порядке;
- Восстанавливать нарушенный текст;
- Находить нужную информацию в словарях и справочниках;
- Проводить мини-исследование, анализировать и сравнивать языковой материал, делать выводы об исторических изменениях языка.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран; слайды презентации; словари и справочники, конверты с разрезными стихами (приложение 2); раздаточный материал для мини-исследования <Рисунок 1>; таблицы для работы в группах (приложение 3); список слов для работы со словарями (приложение 4); магниты для крепления букв алфавита; принадлежности для рисования, плакат “Алфавитный ералаш” <Рисунок 2 >
Ход урока
1. Организационный момент.
Прежде чем вы рассядетесь по местам и я объявлю тему урока, прошу вас встать по порядку имен от А до Я, только с условием, что ваши имена будут полными: не Настя, а Анастасия, не Толя, а Анатолий и т. д. (Учащиеся выстраиваются в три группы – по рядам, проверяют правильность построения, затем рассаживаются по группам).
2. Беседа с классом.
- Что делать, если имена начинаются на одну
букву? (Тамара, Татьяна)
- В вашем классе несколько фамилий начинаются на
букву К: Курбатова, Кураченко, Кузьменко, Калинко,
Каташев. Как должен поступить классный
руководитель, внося их в список? Кого записать
первым, а кого следующим?
- А как расположить в словаре тысячи слов,
начинающихся на одну и ту же букву?
3. Работа со словарями.
- Давайте заглянем в орфографический словарь.
Откройте на любой странице. Посмотрите
внимательно на расположение слов. К какому
выводу вы пришли? (Теперь вы знаете, как должны
были встать Тамара и Татьяна, Анастасия и
Анатолий, чтобы их имена соответствовали
алфавитному порядку?)
- Расположите фамилии на букву “К” по порядку.
- Какие знания помогли вам в этом?
Совершенно верно. Здесь не обойтись без знания алфавита. Вот о нем-то и пойдет речь сегодня на уроке.
Запишите тему урока: Алфавит.
- А кто может дать определение слову
“алфавит”? (Ребята предлагают свои варианты)
- Загляните в толковый словарь. Какое определение
слову “алфавит” дается в нем?.
Алфавит –
- Совокупность букв или других знаков данной системы письма.
- Порядок букв, принятый в азбуке.
- А что такое азбука? Обратимся к тому же словарю.
Азбука – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке (слайд 1).
Сравните определения, выведите общее. (Ребята предлагают варианты)
Запишите в тетради: Алфавит (от греч. альфа и вита) = азбука (от слав. аз и буки) – буквы или знаки, расположенные в определенном порядке.
На основе буквенного алфавита созданы азбука Морзе, азбука глухонемых, семафорная азбука и др. (слайд 2)
4. Повторение алфавита.
Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете алфавит.
Ребята читают отрывки из стихотворения С. Я. Маршака “Про всё на свете” (приложение 1), после прочтения своего отрывка каждый прикрепляет магнитом к доске красочное изображение своей буквы. (Стихи и рисунки школьники готовят заранее дома, но никто не знает, у кого какая буква).
Перед вами на доске русский алфавит. Каких букв в нем не хватает? (Ь, Ъ, Ы)
Пока представители каждой группы в художественной мастерской готовят буквы, остальные ребята соревнуются: кто быстрее восстановит разрезанное на части стихотворение. (Конверты с карточками выдаются каждой группе) – (приложение 2).
Художники укрепляют недостающие буквы на доске. Теперь все буквы алфавита на месте.
- А знаете ли вы, как возник русский алфавит, кто его создатели?
5. Экскурс в историю.
Славянская азбука очень молода. Ей немногим более тысячи ста лет. Она была создана в середине IX века выдающимися людьми своего времени – братьями Кириллом и Мефодием. (слайд 3). Они родились и выросли в византийском городе Фессалоники (Солунь) (слайд 4). С детства оба много читали, любили учиться. Кирилл получил блестящее образование в Константинополе. Знал 22 языка (слайд 5).
В то время у славян не было своей письменности. Они пользовались латинскими и греческими буквами. В 863 году по просьбе моравского князя Ростислава Кирилл и Мефодий стали создавать славянскую азбуку, названную впоследствии глаголицей (слайд 6).
После смерти Кирилла его ученики создали вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу, названную в честь Кирилла (слайд 7).
Благодарные потомки установили памятники Кириллу и Мефодию во многих городах России и за рубежом (слайд 8).
Кирилл и Мефодий считаются святыми, а день их памяти стал Днем славянской письменности. Он отмечается 24 мая.
6. Работа с языковым материалом (мини-исследование).
Давайте сравним три алфавита – глаголицу, кириллицу и современный алфавит.
У каждого из учащихся есть ксерокопии алфавитов <Рисунок 1> (слайд 9), по которым они проводят мини-исследование. Вопросы проецируются на экран (слайд 10):
Рисунок 1
- Сколько букв в каждом из алфавитов?
- Какой из них самый большой?
- Запишите рядом с кириллицей современные буквы
алфавита.
- Сколько букв кириллицы совпадает с современным
алфавитом?
- Какие кириллические буквы отсутствуют в
современном алфавите? (выделите их маркером)
Сколько их? (12: зело, и десятеричное, ук, омега,
от, ять, юс малый, юс большой, кси, пси, фита, ижица).
- Какие буквы, отсутствовавшие в кириллице,
появились в современном алфавите?
- Сравните названия букв глаголицы, кириллицы и
названия современных букв. Различаются ли они?
- Какой алфавит легче выучить: современный или
старый?
- Какой вывод можно сделать из проведенного вами
исследования? (Изменения, произошедшие в
алфавите, упростили современное письмо, названия
букв близки к их звучанию) (Алфавит со временем
изменился, букв стало меньше, их названия стали
ближе к произношению). Запишите вывод в
тетрадь.
7. Физминутка “Алфавитная разминка”.
На экран проецируются фигурки детей, изображающие буквы алфавита (слайд 11): Б, В, Г, Р, Т, Ф, Х, Ь, Я. Ученики повторяют движения, изображая буквы, при этом один из них называет буквы, которые нужно изобразить.
- Как вы думаете, зачем нужно знать алфавит? Где в жизни это может пригодиться? (Ребята дают ответы).
Существует великое множество словарей и справочников, в которых собраны сведения, накопленные человечеством за всю историю существования. Чтобы не заблудиться в этом лабиринте, чтобы быстро найти нужное слово, понятие, необходимо знать алфавит.
Давайте посмотрим, кто из вас может пользоваться этим знанием при поиске нужной информации.
8. Работа в группах со справочной литературой.
1) У вас есть список слов (приложение 4), сведения о которых содержатся в справочной литературе. Запишите рядом с каждым словом страницу словаря или справочника, на которой находятся сведения об этом слове.
2) Заполните таблицу (приложение 3). В алфавитном порядке запишите названия растений, животных, птиц, цветов, овощей, фруктов, имен и т. п. В случае затруднения можно пользоваться справочной литературой.
9. Поиск информации в Интернете.
- Вы работали с печатными словарями и
справочниками. А где ещё можно найти ответы на
вопросы?
- В Интернете есть специальные сайты, где вы
найдете нужные словари. Может быть, кто-то уже
пользовался электронными справочниками и может
показать, как это делать?
Кто-либо из учеников или учитель показывает образец поиска в электронных словарях и справочниках, например, на сайте portal@gramota.ru, site/www.gramota.ru, http://www.gramma.ru (проецировать на экран).
Если урок проводится в школьном медиацентре, пятиклассники могут сами поработать с электронными словарями.
10. Игра “Алфавитный ералаш”.
Если останется время, можно поиграть в “Алфавитный ералаш” (слайд 12). Один ученик медленно рассказывает алфавит, а другой в это время должен найти на плакате и показать названную букву.
При отсутствии времени мини-плакаты <Рисунок 2> учащиеся забирают домой, где могут поиграть с домашними, продемонстрировать им знание алфавита.
Рисунок 2
11. Итоги урока:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Чему хотели бы научиться?
- Что понравилось и что не понравилось?
С детства мы знаем буквы нашего русского алфавита, пишем на русском языке и редко задумываемся о том, когда и как возник наш язык, какова его история. Сегодня мы прикоснулись к этой истории, узнали о развитии языка.
12. Домашнее задание:
Повторить алфавит (уметь рассказать, правильно называя буквы); составить задания, при выполнении которых требуется знание алфавита; найти в Интернете дополнительную информацию о создателях русской азбуки.