Тема урока: "Зрительный анализатор"

Разделы: Физика, Биология


Цель урока – сформировать знания о строении и функциях зрительного анализатора.

Задачи урока:

Образовательные:

  • продолжить формирование знаний о сенсорных системах;
  • познакомить с особенностями строения и функциями зрительного анализатора;
  • повторить свойство зрительного анализатора – аккомодация, а также понятие о линзах.

Воспитательные:

  • развитие навыков коммуникативного общения;
  • формирование интереса к изучаемому предмету;
  • стимулирование любознательности, активности на уроке.

Развивающие:

  • развитие умений анализировать;
  • логически мыслить и делать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Зрительный анализатор”, различные виды линз.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие, работа с журналом, сообщение темы и целей урока).
II. Активизация знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление знаний.
V. Домашнее задание.
VI. Итоги урока.

Приложение 1.

I. - Сегодня, на уроке мы продолжим изучение сенсорных систем, вспомним особенности строения и функции зрительного анализатора и проверим знания о линзах. (Слайд 1)

II. Активизация знаний.

1. Продолжить фразу:

Человек стоит на берегу моря. Ветер бросает ему в лицо соленые брызги. Перед ним бескрайняя синева и золотое солнце. Он слушает непрекращающийся шум волн, вдыхает неповторимый запах моря. В его мозге рождается единый образ — Море, которое он никогда не забудет. Этот мир нам дарят …….(органы чувств). (Слайд 2)

2. Фронтальный опрос: (слайд 3)

  1. Что Н. И. Павлов назвал анализатором?
  2. Из каких отделов состоит анализатор? Дайте им характеристику. (Слайд 4)
  3. Что такое корковое ядро анализатора? Приведите примеры.
  4. Перечислите виды анализаторов из предложенного задания о море. Какие вы еще знаете анализаторы?
  5. Какими свойствами обладают рецепторы? Приведите примеры.

III. Изучение нового материала.

Учитель биологии: О нем писали многие:

- Физики, что это сложнейший самонастраивающийся оптический прибор.
- Врачи, называли его зеркалом души.
- Писатели посвящали следующие строки: “Как они изменчивы! То темны и глубоки, как омут, а несколько мгновений спустя уже посветлели, заголубели, через мгновение приняли сосредоточенное, почти печальное выражение” И.С. Тургенев “Ася”.

А, биологи называют его зрительным анализатором.

Органом зрения является глаз. Именно в нем располагается рецепторный аппарат, приспособленный к восприятию света – это сетчатка, и оптическая система, которая преломляет световые лучи и обеспечивает четкое изображение предметов на сетчатке

- Используя рисунки презентации, определите какое значение, имеет зрение в жизни человека? (Слайд 5,6,7)

(Человек может различать: форму предметов, размеры, цвет, движение).

Учитель биологии: Глаз расположен в углублении черепа – глазнице. Сзади и сбоку он защищен от внешних воздействий костными стенками глазницы, а спереди - веками и ресницами. Они защищают глаз от пыли. Снаружи веки покрыты кожей, а изнутри тонкой оболочкой – конъюнктивой. В толще век располагаются слезные железы. Жидкость, которую они вырабатывают, увлажняет слизистую оболочку глаза, поэтому поверхность глазного яблока всегда влажная. Глаз имеет форму шара и поэтому называется глазным яблоком. (Слайд 8,9, 10)

В ходе изучения нового материала учащиеся заполняют таблицу:

Строение глаза

Оболочки и части глаза Особенности строения Функция

Наружная оболочка глаза

1. Склера (белочная оболочка). Плотная, непрозрачная, белого цвета. Выполняет защитную функцию, обеспечивает постоянство формы, объема и тонуса глаза.
2. Роговица. Прозрачная, пропускает солнечные лучи. Выполняет функцию объектива - имеет силу преломления, равную 40 дптр (диоптрий).

Средняя оболочка глаза

3. Радужка. Тонкая пленка, окрашенная в определенный цвет в зависимости от пигмента (меланина), содержащегося в ткани радужки и определяющего цвет глаз. Выполняет роль диафрагмы, защищает глаза от неблагоприятного действия ультрафиолетовой части спектра солнечного света.
4. Зрачок. Черное круглое отверстие в центре радужки. Зрачок с помощью мышц регулирует количество поступающего света, что способствует ясности изображения. При ярком свете зрачок сужается, а при слабом свете - расширяется.
5. Ресничное тело. По периферии радужка переходит в ресничное тело, в толще которого расположена мышца Изменяет кривизну хрусталика и служит для аккомодации.
6. Сосудистая оболочка. Содержит большое количество кровеносных сосудов. На внутренней стороне этой оболочки тонким слоем лежит красящее вещество – черный пигмент. Сосудистая оболочка принимает участие в питании сетчатки.

Внутренняя оболочка глаза

7. Хрусталик. Двояковыпуклая линза. Участвует в аккомодации глаза. 
8. Камеры глаза. Пространство, заполненное прозрачной жидкостью – водянистой влагой. Питает роговицу и хрусталик.
9. Стекловидное тело. Представляет собой желеобразную массу. Выполняет оптическую функцию.
10. Сетчатка. Содержит светочувствительные клетки, названные из-за их формы колбочками и палочками. Насчитывается примерно 125 млн. палочек и 6 млн. колбочек. Колбочки – аппарат дневного зрения. Ими воспринимается форма, цвет и детали предметов. Палочки воспринимают световые лучи в условиях сумеречного освещения.

Проведение теста на цветоощущение: какую цифру вы видите? (Слайд 11)

Люди с нормальным цветовым зрением, различающие все три основных цвета – красный, зеленый и синий, увидят здесь число 74. Люди с красно-зеленой – наиболее распространенной – цветовой слепотой не отличают красный от зеленого и видят число 21. Полной цветовой слепотой страдают единицы. Цветовая слепота наследуется от родителей. Мальчики подвержены ей больше, чем девочки. Избавиться от нее невозможно, но она редко перерастает в серьезную проблему.

- Как получается и воспринимается изображение глазом человека, вы вспомните с учителем физики.

Фронтальный опрос. (Слайд 12, 13)

  1. Дайте определение сферических линз? (Тела, изготовленные из оптического или органического стекла, ограниченные двумя сферическими поверхностями)
  2. Продолжить фразу: по своей форме линзы бывают ……. (выпуклые, вогнутые, вогнуто-выпуклые, плоско-выпуклые, плоско-вогнутые).
  3. Как изображают собирающие и рассеивающие линзы?
  4. Что такое оптическая сила линзы?
  5. Запишите формулу для расчета оптической силы линзы
  6. Назовите единицу измерения оптической силы
  7. Назовите оптическую систему глаза (свет, падающий, преломляется в роговице, хрусталике и стекловидном теле – это и есть оптическая система глаза. На сетчатке образуется изображение).
  8. Дайте характеристику изображения на сетчатке глаза (слайд 13).

- Но, мы с вами видим прямое, действие таких же размеров. Почему?

Учитель биологии: Световые лучи от рассматриваемых предметов, проникая через зрачок в глаз, действуют на светочувствительные клетки сетчатки и вызывают в них возбуждение, которое передается по зрительному нерву в корковый центр зрения, расположенный в затылочных долях мозга. В коре больших полушарий головного мозга происходит очень сложный процесс переработки зрительной информации, в результате возникает зрительное ощущение и происходит окончательное различение раздражений – формы предметов, их окраски, величины, расположения и движения.

Учитель физики: Дайте названия рисункам и объясните их (слайд 14, 15)

Для исправления близорукости применяют – вогнутые линзы – рассеивающие, при дальнозоркости – выпуклые – собирающие линзы.

IV. Работа в группах: решение творческих задач.

1) Г.Уэллс описал человека-неведимку, который стал невидимым, благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучей света. В рассказе человек-неведимка ничем, кроме невидимости, не отличается от других людей. Так ли это? Какие нежелательные эффекты могут таиться в невидимости?

2) Ужасный человеческий недуг – слепота. Слепые люди идут по земле и неуверенно определяют свой путь палкой, не замечая многих препятствий, луж и т.д. Как помочь слепому человеку? Чем можно заменить палку?

Отчет групп.

V. Домашнее задание: §52, подготовить сообщение на тему: Фотоаппарат и глаз.

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.