Цель урока – сформировать знания о строении и функциях зрительного анализатора.
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить формирование знаний о сенсорных системах;
- познакомить с особенностями строения и функциями зрительного анализатора;
- повторить свойство зрительного анализатора – аккомодация, а также понятие о линзах.
Воспитательные:
- развитие навыков коммуникативного общения;
- формирование интереса к изучаемому предмету;
- стимулирование любознательности, активности на уроке.
Развивающие:
- развитие умений анализировать;
- логически мыслить и делать выводы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Зрительный анализатор”, различные виды линз.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, работа с
журналом, сообщение темы и целей урока).
II. Активизация знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление знаний.
V. Домашнее задание.
VI. Итоги урока.
I. - Сегодня, на уроке мы продолжим изучение сенсорных систем, вспомним особенности строения и функции зрительного анализатора и проверим знания о линзах. (Слайд 1)
II. Активизация знаний.
1. Продолжить фразу:
Человек стоит на берегу моря. Ветер бросает ему в лицо соленые брызги. Перед ним бескрайняя синева и золотое солнце. Он слушает непрекращающийся шум волн, вдыхает неповторимый запах моря. В его мозге рождается единый образ — Море, которое он никогда не забудет. Этот мир нам дарят …….(органы чувств). (Слайд 2)
2. Фронтальный опрос: (слайд 3)
- Что Н. И. Павлов назвал анализатором?
- Из каких отделов состоит анализатор? Дайте им характеристику. (Слайд 4)
- Что такое корковое ядро анализатора? Приведите примеры.
- Перечислите виды анализаторов из предложенного задания о море. Какие вы еще знаете анализаторы?
- Какими свойствами обладают рецепторы? Приведите примеры.
III. Изучение нового материала.
Учитель биологии: О нем писали многие:
- Физики, что это сложнейший
самонастраивающийся оптический прибор.
- Врачи, называли его зеркалом души.
- Писатели посвящали следующие строки: “Как они
изменчивы! То темны и глубоки, как омут, а
несколько мгновений спустя уже посветлели,
заголубели, через мгновение приняли
сосредоточенное, почти печальное выражение” И.С.
Тургенев “Ася”.
А, биологи называют его зрительным анализатором.
Органом зрения является глаз. Именно в нем располагается рецепторный аппарат, приспособленный к восприятию света – это сетчатка, и оптическая система, которая преломляет световые лучи и обеспечивает четкое изображение предметов на сетчатке
- Используя рисунки презентации, определите какое значение, имеет зрение в жизни человека? (Слайд 5,6,7)
(Человек может различать: форму предметов, размеры, цвет, движение).
Учитель биологии: Глаз расположен в углублении черепа – глазнице. Сзади и сбоку он защищен от внешних воздействий костными стенками глазницы, а спереди - веками и ресницами. Они защищают глаз от пыли. Снаружи веки покрыты кожей, а изнутри тонкой оболочкой – конъюнктивой. В толще век располагаются слезные железы. Жидкость, которую они вырабатывают, увлажняет слизистую оболочку глаза, поэтому поверхность глазного яблока всегда влажная. Глаз имеет форму шара и поэтому называется глазным яблоком. (Слайд 8,9, 10)
В ходе изучения нового материала учащиеся заполняют таблицу:
Строение глаза
№ | Оболочки и части глаза | Особенности строения | Функция |
Наружная оболочка глаза |
|||
1. | Склера (белочная оболочка). | Плотная, непрозрачная, белого цвета. | Выполняет защитную функцию, обеспечивает постоянство формы, объема и тонуса глаза. |
2. | Роговица. | Прозрачная, пропускает солнечные лучи. | Выполняет функцию объектива - имеет силу преломления, равную 40 дптр (диоптрий). |
Средняя оболочка глаза |
|||
3. | Радужка. | Тонкая пленка, окрашенная в определенный цвет в зависимости от пигмента (меланина), содержащегося в ткани радужки и определяющего цвет глаз. | Выполняет роль диафрагмы, защищает глаза от неблагоприятного действия ультрафиолетовой части спектра солнечного света. |
4. | Зрачок. | Черное круглое отверстие в центре радужки. | Зрачок с помощью мышц регулирует количество поступающего света, что способствует ясности изображения. При ярком свете зрачок сужается, а при слабом свете - расширяется. |
5. | Ресничное тело. | По периферии радужка переходит в ресничное тело, в толще которого расположена мышца | Изменяет кривизну хрусталика и служит для аккомодации. |
6. | Сосудистая оболочка. | Содержит большое количество кровеносных сосудов. На внутренней стороне этой оболочки тонким слоем лежит красящее вещество – черный пигмент. | Сосудистая оболочка принимает участие в питании сетчатки. |
Внутренняя оболочка глаза |
|||
7. | Хрусталик. | Двояковыпуклая линза. | Участвует в аккомодации глаза. |
8. | Камеры глаза. | Пространство, заполненное прозрачной жидкостью – водянистой влагой. | Питает роговицу и хрусталик. |
9. | Стекловидное тело. | Представляет собой желеобразную массу. | Выполняет оптическую функцию. |
10. | Сетчатка. | Содержит светочувствительные клетки, названные из-за их формы колбочками и палочками. Насчитывается примерно 125 млн. палочек и 6 млн. колбочек. | Колбочки – аппарат дневного зрения. Ими воспринимается форма, цвет и детали предметов. Палочки воспринимают световые лучи в условиях сумеречного освещения. |
Проведение теста на цветоощущение: какую цифру вы видите? (Слайд 11)
Люди с нормальным цветовым зрением, различающие все три основных цвета – красный, зеленый и синий, увидят здесь число 74. Люди с красно-зеленой – наиболее распространенной – цветовой слепотой не отличают красный от зеленого и видят число 21. Полной цветовой слепотой страдают единицы. Цветовая слепота наследуется от родителей. Мальчики подвержены ей больше, чем девочки. Избавиться от нее невозможно, но она редко перерастает в серьезную проблему.
- Как получается и воспринимается изображение глазом человека, вы вспомните с учителем физики.
Фронтальный опрос. (Слайд 12, 13)
- Дайте определение сферических линз? (Тела, изготовленные из оптического или органического стекла, ограниченные двумя сферическими поверхностями)
- Продолжить фразу: по своей форме линзы бывают ……. (выпуклые, вогнутые, вогнуто-выпуклые, плоско-выпуклые, плоско-вогнутые).
- Как изображают собирающие и рассеивающие линзы?
- Что такое оптическая сила линзы?
- Запишите формулу для расчета оптической силы линзы
- Назовите единицу измерения оптической силы
- Назовите оптическую систему глаза (свет, падающий, преломляется в роговице, хрусталике и стекловидном теле – это и есть оптическая система глаза. На сетчатке образуется изображение).
- Дайте характеристику изображения на сетчатке глаза (слайд 13).
- Но, мы с вами видим прямое, действие таких же размеров. Почему?
Учитель биологии: Световые лучи от рассматриваемых предметов, проникая через зрачок в глаз, действуют на светочувствительные клетки сетчатки и вызывают в них возбуждение, которое передается по зрительному нерву в корковый центр зрения, расположенный в затылочных долях мозга. В коре больших полушарий головного мозга происходит очень сложный процесс переработки зрительной информации, в результате возникает зрительное ощущение и происходит окончательное различение раздражений – формы предметов, их окраски, величины, расположения и движения.
Учитель физики: Дайте названия рисункам и объясните их (слайд 14, 15)
Для исправления близорукости применяют – вогнутые линзы – рассеивающие, при дальнозоркости – выпуклые – собирающие линзы.
IV. Работа в группах: решение творческих задач.
1) Г.Уэллс описал человека-неведимку, который стал невидимым, благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучей света. В рассказе человек-неведимка ничем, кроме невидимости, не отличается от других людей. Так ли это? Какие нежелательные эффекты могут таиться в невидимости?
2) Ужасный человеческий недуг – слепота. Слепые люди идут по земле и неуверенно определяют свой путь палкой, не замечая многих препятствий, луж и т.д. Как помочь слепому человеку? Чем можно заменить палку?
Отчет групп.
V. Домашнее задание: §52, подготовить сообщение на тему: Фотоаппарат и глаз.
VI. Подведение итогов. Выставление оценок.