Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Методический паспорт учебного проекта

1. Название проекта: “Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих”.

2. ФИО разработчика учебного проекта: Иванова Татьяна Владимировна.

3. Название образовательного учреждения: ГОУ ЦО № 1454.

4. Год разработки учебного проекта: 2011 год.

5. Опыт исследования: проводится один раз в одном классе.

6. Проблемная ситуация.

Ребята. Ученики из другой страны прислали Вам письмо-приглашение. Давайте прочитаем его.

“Дорогие друзя! Приглашаем Вас посетит товарищеский матчь по футболу. Мы можем оказат Вам любую помощ при проведении тренировок. Пуст каждая команда проявит всю свою мощ и волю к победе. Силнейшим достанется выигрышь”.

Скажите, Вы смогли понять содержание письма?

Что помешало сделать это?

Все ли слова написаны в письме верно?

Какие правила русского языка еще не освоили наши иностранные друзья?

При перечислении известных правил написания (написание мягкого знака – показателя мягкости и разделительного мягкого знака) дети сталкиваются с такой проблемой, что их мнения разделились, когда они определяли, как будут писаться некоторые слова: с мягким знаком или без него. Кто-то из детей утверждал, что надо писать мягкий знак, кто-то, что писать мягкий знак не нужно.

7. Проблема проекта. Каким образом нам сделать выбор: писать или нет мягкий знак в некоторых словах? Как составить алгоритм-правило для определения написания слов данной орфограммы?

8. Цель: определить способ действия и составить алгоритм-правило, которое давало бы четкую инструкцию для определения написания подобных слов.

9. Задачи – этапы – способы решения.

  • Постановка задач, необходимых для решения данной проблемы.
  • Определение этапов работы и способов их решения.
  • Проанализировать существующую ситуацию:

Определить существенные признаки, присущие для этих слов, есть ли какое различие между данными словами.

  • Изучить данную проблему:

Проследить закономерность.

  • Отсортировать и обработать собранную информацию:

Проанализировать ход своих действий, сделать выводы.

  • Оформить полученный результат:

Составить алгоритм-правило для выбора написания похожих слов.

10. Форма организации детей: групповая работа.

11. Ведущая деятельность: поисково-исследовательская.

12. Сфера применения результатов: лингвистическая, социологическая.

13. Используемые технологии: культура общения.

14. Форма продуктов проектной деятельности: групповой отчет проектантов.

15. Способ объединения результатов на презентации: отчет по результатам деятельности путем составления макета плаката, отражающего содержание правила.

16. Виды презентации: издательско-макетирующий.

17. Состав участников: одноклассный.

18. Класс или возраст детей: 3 класс, 9 лет.

19. Количество учащихся: 25 человек.

20. Предметная область: русский язык, написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

21. Характер координации: скрытый со стороны учителя.

22. Темы учебно-тематического плана предмета.

А) Род имен существительных.

Б) Упражнения на определение рода имен существительных.

В) Написание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.

Г) Упражнения в употреблении мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.

23. Время работы: краткосрочный.

24. Цели обучения, развития и воспитания:

  • Познакомить с новой орфограммой.
  • Выработать умение применять знания о данной орфограмме при написании слов.
  • При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность признаков этой орфограммы.
  • При анализе пословиц, в которых есть слова на данное правило, воспитывать гармонично и свободно развитую личность, ориентированную на вечные человеческие ценности.
  • Воспитывать культуру устного и письменного общения между людьми.

25. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:

  • Знание правил о двойной работе мягкого знака и умение применять эти знания на практике.
  • Умение находить заведомо допущенные ошибки в тексте.
  • Навык проводить анализ предложенной проблемной ситуации.
  • Формирование навыков коммуникативного взаимодействия;

26. Приращение в ЗУН и специфические умения:

  • Овладение новым правилом орфографии.
  • Развитие умения анализировать ход своих действий, делать выводы.
  • Развитие умения определять способ действия и составлять алгоритм-правило, которое давало бы четкую инструкцию для определения написания подобных слов.
  • Развитие умения составлять макет плаката, который отражает содержание правила.
  • Расширение рефлексивных действий, самоанализ проведенной проектной деятельности.
  • Расширение навыка презентативной работы.

27. Режим работы (организационная форма): одноурочный.

28. Техническое оснащение: мультимедиа, компьютер, экран для выведения текста письма, обыгрывание данной проблемной ситуации в виде небольшой презентации, составленной заранее учителем. Наглядные таблицы, которые раскрывают двойную работу мягкого знака, родовые отличия имен существительных.

29. Учебно-методическое оснащение: учебники, методические пособия, индивидуальные задания для организации групповой работы, дидактический материал на данное правило, перфокарты.

30. Информационное оснащение: справочное пособие, типографская таблица, отражающая содержание данного правила.

31. Кадровое оснащение: нет.

32. Комментарий.