Методический паспорт учебного проекта
1. Название проекта: “Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих”.
2. ФИО разработчика учебного проекта: Иванова Татьяна Владимировна.
3. Название образовательного учреждения: ГОУ ЦО № 1454.
4. Год разработки учебного проекта: 2011 год.
5. Опыт исследования: проводится один раз в одном классе.
6. Проблемная ситуация.
Ребята. Ученики из другой страны прислали Вам письмо-приглашение. Давайте прочитаем его.
“Дорогие друзя! Приглашаем Вас посетит товарищеский матчь по футболу. Мы можем оказат Вам любую помощ при проведении тренировок. Пуст каждая команда проявит всю свою мощ и волю к победе. Силнейшим достанется выигрышь”.
Скажите, Вы смогли понять содержание письма?
Что помешало сделать это?
Все ли слова написаны в письме верно?
Какие правила русского языка еще не освоили наши иностранные друзья?
При перечислении известных правил написания (написание мягкого знака – показателя мягкости и разделительного мягкого знака) дети сталкиваются с такой проблемой, что их мнения разделились, когда они определяли, как будут писаться некоторые слова: с мягким знаком или без него. Кто-то из детей утверждал, что надо писать мягкий знак, кто-то, что писать мягкий знак не нужно.
7. Проблема проекта. Каким образом нам сделать выбор: писать или нет мягкий знак в некоторых словах? Как составить алгоритм-правило для определения написания слов данной орфограммы?
8. Цель: определить способ действия и составить алгоритм-правило, которое давало бы четкую инструкцию для определения написания подобных слов.
9. Задачи – этапы – способы решения.
- Постановка задач, необходимых для решения данной проблемы.
- Определение этапов работы и способов их решения.
- Проанализировать существующую ситуацию:
Определить существенные признаки, присущие для этих слов, есть ли какое различие между данными словами.
- Изучить данную проблему:
Проследить закономерность.
- Отсортировать и обработать собранную информацию:
Проанализировать ход своих действий, сделать выводы.
- Оформить полученный результат:
Составить алгоритм-правило для выбора написания похожих слов.
10. Форма организации детей: групповая работа.
11. Ведущая деятельность: поисково-исследовательская.
12. Сфера применения результатов: лингвистическая, социологическая.
13. Используемые технологии: культура общения.
14. Форма продуктов проектной деятельности: групповой отчет проектантов.
15. Способ объединения результатов на презентации: отчет по результатам деятельности путем составления макета плаката, отражающего содержание правила.
16. Виды презентации: издательско-макетирующий.
17. Состав участников: одноклассный.
18. Класс или возраст детей: 3 класс, 9 лет.
19. Количество учащихся: 25 человек.
20. Предметная область: русский язык, написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.
21. Характер координации: скрытый со стороны учителя.
22. Темы учебно-тематического плана предмета.
А) Род имен существительных.
Б) Упражнения на определение рода имен существительных.
В) Написание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.
Г) Упражнения в употреблении мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.
23. Время работы: краткосрочный.
24. Цели обучения, развития и воспитания:
- Познакомить с новой орфограммой.
- Выработать умение применять знания о данной орфограмме при написании слов.
- При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность признаков этой орфограммы.
- При анализе пословиц, в которых есть слова на данное правило, воспитывать гармонично и свободно развитую личность, ориентированную на вечные человеческие ценности.
- Воспитывать культуру устного и письменного общения между людьми.
25. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:
- Знание правил о двойной работе мягкого знака и умение применять эти знания на практике.
- Умение находить заведомо допущенные ошибки в тексте.
- Навык проводить анализ предложенной проблемной ситуации.
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия;
26. Приращение в ЗУН и специфические умения:
- Овладение новым правилом орфографии.
- Развитие умения анализировать ход своих действий, делать выводы.
- Развитие умения определять способ действия и составлять алгоритм-правило, которое давало бы четкую инструкцию для определения написания подобных слов.
- Развитие умения составлять макет плаката, который отражает содержание правила.
- Расширение рефлексивных действий, самоанализ проведенной проектной деятельности.
- Расширение навыка презентативной работы.
27. Режим работы (организационная форма): одноурочный.
28. Техническое оснащение: мультимедиа, компьютер, экран для выведения текста письма, обыгрывание данной проблемной ситуации в виде небольшой презентации, составленной заранее учителем. Наглядные таблицы, которые раскрывают двойную работу мягкого знака, родовые отличия имен существительных.
29. Учебно-методическое оснащение: учебники, методические пособия, индивидуальные задания для организации групповой работы, дидактический материал на данное правило, перфокарты.
30. Информационное оснащение: справочное пособие, типографская таблица, отражающая содержание данного правила.
31. Кадровое оснащение: нет.
32. Комментарий.