Проблема нарушений связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи — одна из самых актуальных для школьного обучения. От уровня раннего развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.
Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений.
В начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи программой предусматриваются сочинения, основанные на опыте детей: сочинения-рассказы (по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по данному началу, по данному концу, по данным словам), сочинения-описания (описание природы, предметов, животных, события, т.д.).
Наибольшие затруднения у учащихся с ТНР вызывают написание сочинений-описаний.
Умение описывать предмет формируется медленно. Сложность овладения описательной речью связана с тем, что для создания и понимания описания недостаточно накопленного сенсорного опыта ребенка — необходима активная интеллектуальная работа, направленная на выделение не только видимых свойств и признаков предмета, но и тех его качеств, которые не представлены в явном виде. С другой стороны, трудности обучения описательной речи сопряжены с тем, что внутренняя, смысловая организация связного сообщения не имеет такой же “жесткой” программы, как в рассказах повествовательного типа. Программа описательного рассказа носит условный, субъективный характер и зависит от последовательности выделения качеств предмета или характеристик явления в зависимости от целей коммуникации [Лапп Е.А].
Наиболее распространенные ошибки при написании сочинений-описаний:
- нарушения цельности и связности текстового сообщения;
- повторение одних и тех же слов в предложении, не вызванное необходимостью;
- привнесения;
- нарушения последовательности описания;
- неумение выделять структурные компоненты текстов описательного характера;
- нарушение порядка слов в предложении, приводящее к искажению или затемнению смысла;
- неправильное, неточное употребление слова;
- нарушение управления и согласования слов в предложении.
С целью предупреждения речевых ошибок в процессе подготовки к написанию сочинения используются следующие упражнения:
- подбор синонимов, антонимов;
- обогащение словаря словами-признаками, словами-действиями к слову, обозначающему какой-либо предмет, объект, явление, и произнесенному учителем (например, “листья какие?” — желтые, зеленые, красные; “листья что делают? ” — падают, ложатся, кружатся, летят);
- употребление слов в правильном значении (Различные/отличные мнения. Различные/отличные результаты.)
- образование сложных прилагательных: желто-красные, желто-зеленые, т.д.;
- составление предложений с данными словосочетаниями, с данными словами;
- отбор из ряда предложений только тех, которые относятся к прочитанному учителем тексту;
- восстановление частей текста в логической последовательности;
- редактирование текста (замена повторяющихся слов синонимами, нахождение в тексте повторяющейся мысли, написание текста в одном стиле, “распутать” два описания различных предметов, замена слов неподходящих по смыслу, т.д.);
- восстановление последовательности названий частей текста, нахождение лишней части, добавление недостающей;
- нахождение несоответствий между описанием и иллюстрацией к тексту, а также нахождение несоответствий в содержании текстового сообщения;
- составление описательного рассказа по вопросам.
Ниже предлагаем вам конспект факультативного занятия.
Тема: Лексико-грамматическая подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана “Золотая осень”.
Цель: формирование у учащихся умения создавать и сознательно строить высказывания на основе живописи.
Задачи:
1. Образовательные:
- учить детей описывать картину;
- формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;
- обогащать словарный запас учащихся;
- предупреждать речевые и грамматические ошибки в сочинениях детей;
- обучать школьников работать с планом сочинения.
2. Развивающие:
- развивать устную речь учащихся посредством расширения их словарного запаса;
- развивать творческие способности детей;
- развивать конкретно-образное мышление.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к родному языку;
- воспитывать любовь к изобразительному искусству, в частности к живописи;
- воспитывать любовь, чуткое отношение к природе;
- воспитывать “чувство прекрасного”.
Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана “Золотая осень”, аудиозапись – музыка П. Чайковского “Времена года”, “Октябрь”; карточки со стихотворением И.Бунина “Листопад”. Сочинение – описание, по произведению искусства (картина). Стиль – художественный.
Ход урока
Организационный момент.
– Ребята, сегодня на уроке нас ожидает много необычного, интересного, нового. Мы будем писать сочинение, но сочинение не обычное, а особенное. А в чем именно заключается его необычность, вы узнаете позже.
– А сейчас давайте вспомним, какой лес осенью.
– Вспомните, какие стоят деревья, что в них особенного? Опишите их. (Деревья были в золоте, нарядные; в лесу встречались не только высокие, с широким стволом, но и небольшие, подрастающие деревья.)
– Вспомните, какие были листья, опишите их. (Листья были золотые, желтые, красные, оранжевые.)
Беседа по содержанию сочинения. Лексическая работа.
– Каким вы увидели лес, вы уже рассказали. Теперь, нас ожидает путешествие в другой лес, который увидел великий художник И. Левитан.
Это путешествие – необычное: нам не нужны будут билеты на поезд, нам не нужно будет специально собираться, готовиться к путешествию. Это путешествие вне реального времени, а “в воображении”. Мы с вами попробуем мысленно оказаться в этом лесу, дышать его воздухом, прикасаться к деревьям: их веткам, стволам, любоваться его красотой. Я уверена, что это путешествие запомнится вам на всю жизнь. Итак, уберите все лишнее со стола, сосредоточьтесь и … наше путешествие начинается! (На доске “открывается” картина (до этого она должна быть закрыта). Речь учителя сопровождается музыкой П. Чайковского).
– Вот мы в лесу. Здесь уютно, тихо. Под ногами шуршат разноцветные листья, расстилаясь повсюду пёстрым ковром. Стройные берёзки покачивают свои пышные головки. Но вот дует ветер и золотым дождём сыплются нам на голову резные листочки. А рядом дрожат красными монетками листья осины. Недалеко пробегает змейкой речушка. Сквозь кроны деревьев пробивается робкий солнечный луч. А если поднимем глаза вверх – то увидим светлое лазурное небо. Вдали виднеется деревушка, озимые поля. Но мы остановимся здесь: перед нами – лес, полный торжества. Воздух чист и свеж. (Далее учитель-логопед читает стихотворение И. Бунина “Листопад”.)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Пауза.
Анализ картины.
– Вот и закончилось наше небольшое путешествие. Мы снова в классе. На доске – картина И.И. Левитана “Золотая осень”. Она была написана в 1895 году. Художник любил это время года.
– Давайте поговорим о ней.(У каждого ученика на столе лежит репродукция картины.)
– Как бы вы озаглавили эту картину? Обоснуйте свой ответ. (“Золотая осень”, “Осенний лес”, “Лес осенью”, т.к. на картине изображен лес осенью.)
– Что вас поразило, что понравилось вам в этой картине с первого взгляда?
– Какое впечатление (в общем) на вас произвела эта картина? Какие чувства и желания вы испытываете, когда смотрите на картину Левитана. (Чувство таинственности, сказочности. Желание проникнуть в этот сказочный лес.)
– Что хотел сказать, показать своим полотном художник? Почему? Обоснуйте свой ответ. (Художник хотел показать необычайную красу русской природы, хотел выразить свою любовь к ней, восхищение ее красотой.)
– У вас на партах лежат карточки с текстом стихотворения “Листопад”. Давайте еще раз прочитаем это стихотворение. Вы должны ответить на вопрос: соответствует ли содержание стихотворения тому, что изображено на картине. (Один хорошо читающий ученик читает стихотворение, остальные – слушают.)
– Какие строки из стихотворения можно использовать как название картины? (Лес, точно терем расписной)
– Какие особенности осеннего леса, описанные И.Буниным, можно найти на картине И.И.Левитана “Золотая осень”.
– Найдите эти предложения. (Работа с стихотворением.)
– Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, олицетворения. (Дети внимательно читают текст и находят эпитеты, метафоры, олицетворения.)
(В процессе беседы, анализа различных ответов, делается вывод, обобщение. Затем ученики делают вывод о том, что изображение на картине соответствует описанию осеннего леса в стихотворении И.Бунина.)
Запись числа, темы занятия. Учащиеся записывают число и тему занятия.
– Ребята откройте тетради, запишите число и тему занятия.
Беседа о признаках текста сочинения.
– А сейчас мы переходим к составлению плана сочинения.
– Определите тему сочинения?
– Определите основную мысль сочинения?
– К какому типу относится сочинение? (Описание.)
– Какой будет тип связи? (Параллельный.)
– На какие вопросы отвечает?
– Каких слов здесь должно быть больше?
– Из каких частей состоит сочинение? (Вводная, основная, заключительная части.)
– Какая часть будет содержать описание картины? (Основная.)
(Если дети затрудняются ответить, то учитель с помощью наводящих вопросов подводит их к правильному ответу.)
Физкультминутка.
Листья.
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают).
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо – влево).
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся).
Обсуждение структуры сочинения. Составление плана.
– Составим план сочинения. (В процессе коллективной работы дети и учитель-логопед составляют план сочинения. План записывается на доске одновременно с его составлением. Учащиеся записывают план в тетрадь.)
– Кто знает, о чем нужно писать в первой части? (Кто написал картину. Что изображено на картине.)
– Подберите синонимы к слову “художник”, “картина”. (Живописец, пейзажист. Репродукция, полотно.)
– Это будет начало вашего сочинения.
– Озаглавьте первую часть. (Картина И.И. Левитана “Золотая осень”.)
– О чем напишем в основной части? (О том, что изображено на картине.)
– Далее вы должны описать то, что написано на этой картине. Значит, какой будет следующий пункт плана?
– Как озаглавите вторую часть? (Описание картины. Описание осеннего леса.)
– С чего мы начнем описывать картину? (С описания погоды.)
– Начинаем описывать картину с описания погоды.
– Всмотритесь в картину. Какой день изобразил художник? (Ясный, солнечный, тёплый, чудесный, яркий.)
– По каким признакам вы это определили?
– Какие определения вы подберете, чтобы описать небо, воздух? (Небо голубое, бирюзовое. Воздух чист и свеж.)
– О чем мы еще должны сказать? (О деревьях и листьях.)
– Что произошло с деревьями? (Пожелтели.)
– С чем можно сравнить листья на земле? (С покрывалом, ковром, с расписной скатертью.)
– Какие определения вы подберете, чтобы описать деревья, листья?
– Опишите их. (Деревья, освещенные солнцем, нарядные, расписные, словно терем расписной, в нарядах; листья багряные, золотые, лимонные, зеленые, легкие, трепетные, разноцветные, кружась, падают на землю расписным ковром.)
– Посмотрите, что изображено справа? (Речка.)
– Опишите речку. (Небольшая, извилистая.)
– О чем мы еще должны сказать? (О деревне, озимых полях.)
– Каким будет следующий пункт плана?
– Что мы напишем в заключении? (Какое впечатление произвела на нас картина. )
– Как озаглавим последнюю часть? (Мое отношение к картине.)
– В следующем пункте вы должны показать своё отношение к этой картине, потому что вы – авторы своего сочинения и должны высказать свое впечатления, полученные вами от того, о чем вы пишите.
Устное сочинение по картине, плану и опорным словам.
– А сейчас я хочу послушать ваши сочинения, используя план, опорные слова.
– Молодцы!
Подведение итогов.
– Чем занимались? Чему научились? Что запомнили?
– Молодцы!
– Домашнее задание будет следующим: подберите определения, чтобы описать деревья, листья, день, небо.
– Урок закончен.
Литература:
- Лапп Е.А. Составление описательных текстов младших школьников с задержкой психического развития/ Е.А. Лапп // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития . – 2008. – № 2. – С. 20-29.