Формирование описательной связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Логопедия


Проблема нарушений связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи — одна из самых актуальных для школьного обучения. От уровня раннего развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.

Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений.

В начальных классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи программой предусматриваются сочинения, основанные на опыте детей: сочинения-рассказы (по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по данному началу, по данному концу, по данным словам), сочинения-описания (описание природы, предметов, животных, события, т.д.).

Наибольшие затруднения у учащихся с ТНР вызывают написание сочинений-описаний.

Умение описывать предмет формируется медленно. Сложность овладения описательной речью связана с тем, что для создания и понимания описания недостаточно накопленного сенсорного опыта ребенка — необходима активная интеллектуальная работа, направленная на выделение не только видимых свойств и признаков предмета, но и тех его качеств, которые не представлены в явном виде. С другой стороны, трудности обучения описательной речи сопряжены с тем, что внутренняя, смысловая организация связного сообщения не имеет такой же “жесткой” программы, как в рассказах повествовательного типа. Программа описательного рассказа носит условный, субъективный характер и зависит от последовательности выделения качеств предмета или характеристик явления в зависимости от целей коммуникации [Лапп Е.А].

Наиболее распространенные ошибки при написании сочинений-описаний:

  • нарушения цельности и связности текстового сообщения;
  • повторение одних и тех же слов в предложении, не вызванное необходимостью;
  • привнесения;
  • нарушения последовательности описания;
  • неумение выделять структурные компоненты текстов описательного характера;
  • нарушение порядка слов в предложении, приводящее к искажению или затемнению смысла;
  • неправильное, неточное употребление слова;
  • нарушение управления и согласования слов в предложении.

С целью предупреждения речевых ошибок в процессе подготовки к написанию сочинения используются следующие упражнения:

  • подбор синонимов, антонимов;
  • обогащение словаря словами-признаками, словами-действиями к слову, обозначающему какой-либо предмет, объект, явление, и произнесенному учителем (например, “листья какие?” — желтые, зеленые, красные; “листья что делают? ” — падают, ложатся, кружатся, летят);
  • употребление слов в правильном значении (Различные/отличные мнения. Различные/отличные результаты.)
  • образование сложных прилагательных: желто-красные, желто-зеленые, т.д.;
  • составление предложений с данными словосочетаниями, с данными словами;
  • отбор из ряда предложений только тех, которые относятся к прочитанному учителем тексту;
  • восстановление частей текста в логической последовательности;
  • редактирование текста (замена повторяющихся слов синонимами, нахождение в тексте повторяющейся мысли, написание текста в одном стиле, “распутать” два описания различных предметов, замена слов неподходящих по смыслу, т.д.);
  • восстановление последовательности названий частей текста, нахождение лишней части, добавление недостающей;
  • нахождение несоответствий между описанием и иллюстрацией к тексту, а также нахождение несоответствий в содержании текстового сообщения;
  • составление описательного рассказа по вопросам.

Ниже предлагаем вам конспект факультативного занятия.

Тема: Лексико-грамматическая подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана “Золотая осень”.

Цель: формирование у учащихся умения создавать и сознательно строить высказывания на основе живописи.

Задачи:

1. Образовательные:

  • учить детей описывать картину;
  • формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • предупреждать речевые и грамматические ошибки в сочинениях детей;
  • обучать школьников работать с планом сочинения.

2. Развивающие:

  • развивать устную речь учащихся посредством расширения их словарного запаса;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать конкретно-образное мышление.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку;
  • воспитывать любовь к изобразительному искусству, в частности к живописи;
  • воспитывать любовь, чуткое отношение к природе;
  • воспитывать “чувство прекрасного”.

Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана “Золотая осень”, аудиозапись – музыка П. Чайковского “Времена года”, “Октябрь”; карточки со стихотворением И.Бунина “Листопад”. Сочинение – описание, по произведению искусства (картина). Стиль – художественный.

Ход урока

Организационный момент.

– Ребята, сегодня на уроке нас ожидает много необычного, интересного, нового. Мы будем писать сочинение, но сочинение не обычное, а особенное. А в чем именно заключается его необычность, вы узнаете позже.

– А сейчас давайте вспомним, какой лес осенью.

– Вспомните, какие стоят деревья, что в них особенного? Опишите их. (Деревья были в золоте, нарядные; в лесу встречались не только высокие, с широким стволом, но и небольшие, подрастающие деревья.)

– Вспомните, какие были листья, опишите их. (Листья были золотые, желтые, красные, оранжевые.)

Беседа по содержанию сочинения. Лексическая работа.

– Каким вы увидели лес, вы уже рассказали. Теперь, нас ожидает путешествие в другой лес, который увидел великий художник И. Левитан.

Это путешествие – необычное: нам не нужны будут билеты на поезд, нам не нужно будет специально собираться, готовиться к путешествию. Это путешествие вне реального времени, а “в воображении”. Мы с вами попробуем мысленно оказаться в этом лесу, дышать его воздухом, прикасаться к деревьям: их веткам, стволам, любоваться его красотой. Я уверена, что это путешествие запомнится вам на всю жизнь. Итак, уберите все лишнее со стола, сосредоточьтесь и … наше путешествие начинается! (На доске “открывается” картина (до этого она должна быть закрыта). Речь учителя сопровождается музыкой П. Чайковского).

– Вот мы в лесу. Здесь уютно, тихо. Под ногами шуршат разноцветные листья, расстилаясь повсюду пёстрым ковром. Стройные берёзки покачивают свои пышные головки. Но вот дует ветер и золотым дождём сыплются нам на голову резные листочки. А рядом дрожат красными монетками листья осины. Недалеко пробегает змейкой речушка. Сквозь кроны деревьев пробивается робкий солнечный луч. А если поднимем глаза вверх – то увидим светлое лазурное небо. Вдали виднеется деревушка, озимые поля. Но мы остановимся здесь: перед нами – лес, полный торжества. Воздух чист и свеж. (Далее учитель-логопед читает стихотворение И. Бунина “Листопад”.)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Пауза.

Анализ картины.

– Вот и закончилось наше небольшое путешествие. Мы снова в классе. На доске – картина И.И. Левитана “Золотая осень”. Она была написана в 1895 году. Художник любил это время года.

– Давайте поговорим о ней.(У каждого ученика на столе лежит репродукция картины.)

– Как бы вы озаглавили эту картину? Обоснуйте свой ответ. (“Золотая осень”, “Осенний лес”, “Лес осенью”, т.к. на картине изображен лес осенью.)

– Что вас поразило, что понравилось вам в этой картине с первого взгляда?

– Какое впечатление (в общем) на вас произвела эта картина? Какие чувства и желания вы испытываете, когда смотрите на картину Левитана. (Чувство таинственности, сказочности. Желание проникнуть в этот сказочный лес.)

– Что хотел сказать, показать своим полотном художник? Почему? Обоснуйте свой ответ. (Художник хотел показать необычайную красу русской природы, хотел выразить свою любовь к ней, восхищение ее красотой.)

– У вас на партах лежат карточки с текстом стихотворения “Листопад”. Давайте еще раз прочитаем это стихотворение. Вы должны ответить на вопрос: соответствует ли содержание стихотворения тому, что изображено на картине. (Один хорошо читающий ученик читает стихотворение, остальные – слушают.)

– Какие строки из стихотворения можно использовать как название картины? (Лес, точно терем расписной)

– Какие особенности осеннего леса, описанные И.Буниным, можно найти на картине И.И.Левитана “Золотая осень”.

– Найдите эти предложения. (Работа с стихотворением.)

– Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, олицетворения. (Дети внимательно читают текст и находят эпитеты, метафоры, олицетворения.)

(В процессе беседы, анализа различных ответов, делается вывод, обобщение. Затем ученики делают вывод о том, что изображение на картине соответствует описанию осеннего леса в стихотворении И.Бунина.)

Запись числа, темы занятия. Учащиеся записывают число и тему занятия.

– Ребята откройте тетради, запишите число и тему занятия.

Беседа о признаках текста сочинения.

– А сейчас мы переходим к составлению плана сочинения.

– Определите тему сочинения?

– Определите основную мысль сочинения?

– К какому типу относится сочинение? (Описание.)

– Какой будет тип связи? (Параллельный.)

– На какие вопросы отвечает?

– Каких слов здесь должно быть больше?

– Из каких частей состоит сочинение? (Вводная, основная, заключительная части.)

– Какая часть будет содержать описание картины? (Основная.)

(Если дети затрудняются ответить, то учитель с помощью наводящих вопросов подводит их к правильному ответу.)

Физкультминутка.

Листья.

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают).

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо – влево).

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся).

Обсуждение структуры сочинения. Составление плана.

– Составим план сочинения. (В процессе коллективной работы дети и учитель-логопед составляют план сочинения. План записывается на доске одновременно с его составлением. Учащиеся записывают план в тетрадь.)

– Кто знает, о чем нужно писать в первой части? (Кто написал картину. Что изображено на картине.)

– Подберите синонимы к слову “художник”, “картина”. (Живописец, пейзажист. Репродукция, полотно.)

– Это будет начало вашего сочинения.

– Озаглавьте первую часть. (Картина И.И. Левитана “Золотая осень”.)

– О чем напишем в основной части? (О том, что изображено на картине.)

– Далее вы должны описать то, что написано на этой картине. Значит, какой будет следующий пункт плана?

– Как озаглавите вторую часть? (Описание картины. Описание осеннего леса.)

– С чего мы начнем описывать картину? (С описания погоды.)

– Начинаем описывать картину с описания погоды.

– Всмотритесь в картину. Какой день изобразил художник? (Ясный, солнечный, тёплый, чудесный, яркий.)

– По каким признакам вы это определили?

– Какие определения вы подберете, чтобы описать небо, воздух? (Небо голубое, бирюзовое. Воздух чист и свеж.)

– О чем мы еще должны сказать? (О деревьях и листьях.)

– Что произошло с деревьями? (Пожелтели.)

– С чем можно сравнить листья на земле? (С покрывалом, ковром, с расписной скатертью.)

– Какие определения вы подберете, чтобы описать деревья, листья?

– Опишите их. (Деревья, освещенные солнцем, нарядные, расписные, словно терем расписной, в нарядах; листья багряные, золотые, лимонные, зеленые, легкие, трепетные, разноцветные, кружась, падают на землю расписным ковром.)

– Посмотрите, что изображено справа? (Речка.)

– Опишите речку. (Небольшая, извилистая.)

– О чем мы еще должны сказать? (О деревне, озимых полях.)

– Каким будет следующий пункт плана?

– Что мы напишем в заключении? (Какое впечатление произвела на нас картина. )

– Как озаглавим последнюю часть? (Мое отношение к картине.)

– В следующем пункте вы должны показать своё отношение к этой картине, потому что вы – авторы своего сочинения и должны высказать свое впечатления, полученные вами от того, о чем вы пишите.

Устное сочинение по картине, плану и опорным словам.

– А сейчас я хочу послушать ваши сочинения, используя план, опорные слова.

– Молодцы!

Подведение итогов.

– Чем занимались? Чему научились? Что запомнили?

– Молодцы!

– Домашнее задание будет следующим: подберите определения, чтобы описать деревья, листья, день, небо.

– Урок закончен.

Литература:

  • Лапп Е.А. Составление описательных текстов младших школьников с задержкой психического развития/ Е.А. Лапп  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития . – 2008. – № 2. – С. 20-29.