Пояснительная записка.
В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства. Элективный курс “Физика и промышленность” дополняет и развивает школьный курс физики, а так же является информационной поддержкой выбора дальнейшего образования и ориентирование на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 11 класса. Он открывает широкие возможности для развития общих и специальных знаний, понимания роли физики в жизни общества, повышения интереса учащихся, что поможет им с выбором профессии.
Цель курса:
– создание условий для формирования и развития у учащихся:
– интеллектуальных и практических умений в области применения физики в
ромышленности;
– интереса к изучению предмета физики;
– умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по физике;
творческих способностей;
– коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в
группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Содержание программы курса:
Программа курса включает в себя:
– лекции – 19 час.
– решения задач – 5 час.
– экскурсии – 4 час.
– тесты – 1 час.
– творческая работа – 4 час.
– смотр-конкурс – 1 час.
Итого: 34 час.
Основные разделы программы курса :
- Введение – 2 час.
- Добывающая промышленность – 2 час.
- Топливно-энергетическая промышленность – З час.
- Электроэнергетика – 4 час.
- Металлургическая промышленность – 4 час.
- Машиностроительная промышленность – 10 час.
- Химическая промышленность – З час.
- Легкая промышленность – 1 час.
- Лесная и деревообрабатывающая промышленность – З час.
- Пищевая промышленность – З час.
Ожидаемые педагогические результаты:
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
– наблюдать и описывать законы физики, их практическое использование (умение
связывать теорию с практикой);
– выдвигать гипотезы;
– отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы и знать их применение
на практике;
– выполнять измерения;
– решать задачи в области применения законов физики;
– делать выводы;
– обсуждать результаты эксперимента.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о скорости, движении тел, импульсе, условий плавания тел, гидростатическом давлении, принципах радиосвязи, законов термодинамики, строении вещества, законов оптики.
Поэтому целью курса также является повторение и глубокое изучение учащимися законов, теории, методов физической науки, ее влияния на развитие научно – технического прогресса.
Примечание:
Промышленность – отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления.
Промышленное объединение: комплекс производственных, технологических, научно-исследовательских, конструкторских предприятий и организаций.
В элективный курс “Физика и промышленность”, наряду с теоретическими основами введены часы практической части: а) решение задач, охватывающих все темы и разделы курса физики 7–11 кл. (5 часов), б) экскурсии (4 часа), во время которых учащиеся могут убедиться в практическом применении физики (законов физики) в промышленности, как основы инженерных дисциплин. Разнообразие программы, заданий, разный уровень сложности заданий позволяет учащимся реализовать свое право на выбор будущей профессии, соответствующей их возможностям и способностям.
Новизна программы курса.
В курсе “Физика и промышленность” широко рассматриваются области применения законов физики во всех ведущих отраслях материального производства.
Рекомендуемые методологические подходы и организация занятий:
- Теоретические знания
Занятия проводятся на базе школьного кабинета физики.
а) Программа курса инвариантна, т.е. включенный в программу материал может
применяться
для различных групп учащихся;
б) Программа может быть разбита на несколько блоков с различным количеством
часов, что
достигается обобщенностью материала;
в) Развертывание содержания материала в программе построено таким образом, что изучение последующих тем не связано с изучением предыдущих; охвачены все разделы курса физики 7–11 классов.
г) программа курса развивает мировоззренческий, системообразующий взгляд на законы физики.
д) Доля практической и самостоятельной работы учащихся составляет 46%;
е) Возможно применение программы (частично) при изучении курса физики 8–10 классов.
ж) Данная программа связана с авторской государственной программой под редакцией СВ. Громова, Н.С. Родиной “Физика. 7–9 класс” и авторской государственной программой “Физика.7–11 класс” под редакцией Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской;
з) Данная программа хорошо демонстрирует связь физики со многими дисциплинами: географией, историей, экономикой, черчением, технологией, математикой, литературой;
и) Обладает возможностью использования современных информационно-коммуникационных технологий;
к) Помогает учителю раскрыть полностью свой творческий потенциал.
Учебно-тематический план.
№ урока | ТЕМА УРОКА | Дата | ТСО | Д.з. | |||||
1. Введение (2 часа). | |||||||||
1 | Введение в курс. Классификация отраслей промышленности и профессий (тест). | ||||||||
2 | Формула выбора профессий (тест). | ||||||||
2. Добывающая промышленность (2 часа). | |||||||||
3 | Открытая и морская добыча полезных ископаемых; подземное выщелачивание. Специфика работы, оборудование. | ||||||||
4 | Открытая и морская добыча полезных ископаемых; подземное выщелачивание. Специфика работы, оборудование. | ||||||||
3. Топливно-энергетическая промышленность (3 часа). | |||||||||
5 | Рост производства и потребления
топлива. Нефтяная, газовая, угольная промышленности – основа мировой
энергетики, а) нефтяная пром – ть – добыча б) газовая пром – ть: добыча, сжижение, газопроводы, (в т.ч. подводные) в) угольная пром – ть – добыча, производство коксующихся углей. |
||||||||
6 | Рост производства и потребления
топлива. Нефтяная, газовая, угольная промышленности – основа мировой
энергетики, а) нефтяная пром – ть : добыча б) газовая пром – ть: добыча, сжижение, газопроводы, (в т.ч. подводные) в) угольная пром – ть : добыча, производство коксующихся углей. |
||||||||
7 | Решение задач | ||||||||
4. Электроэнергетика (4 часа). | |||||||||
8 | Теплоэнергетика. Гидроэнергетика. Атомная энергетика. | ||||||||
9 | Альтернативные источники энергии: а) геотермальная энергия б) приливная энергия в)солнечная энергия Творческая работа |
||||||||
10 | Решение задач. | ||||||||
11 | Экскурсия. | ||||||||
5. Металлургическая промышленность (4
часа), а) черная металлургия б) цветная металлургия |
|||||||||
12 | Металлургический комбинат; оборудование для выплавки металла; | ||||||||
13 | Прокатные станы; технологический процесс (общие понятия); плавление и отвердевание металла; отливки. | ||||||||
14 | Решение задач. | ||||||||
15 | Экскурсия (или урок – конференция). | ||||||||
6. Машиностроительная промышленность (10 час.) | |||||||||
16 | Станкостроение Приборостроение | ||||||||
17 | Автомобилестроение. | ||||||||
18 | Авиационная промышленность Ракетостроение, космонавтика, аэрокосмическое производст. | ||||||||
19 | Судостроение | ||||||||
20 | Электротехническая промышленность Радиотехническая промышленность Отрасли: микроэлектроника вычислит, техника роботостроение индустрия информатики | ||||||||
21 | Сельскохозяйственная техника. | ||||||||
22 | Предприятия Министерства Обороны: производство вооружения | ||||||||
23 | Производство медицинской аппаратуры, приборов, инструментов: Электрические схемы, сборочные чертежи, приборы; основы аэродинамики, уравнение Бернулли, условия плавания тел; основы кинематики, динамики, статики. | ||||||||
24 | Решение задач. | ||||||||
25 | Решение задач. | ||||||||
7. Химическая промышленность (3 часа). | |||||||||
26 | Переработка горно-химического и нефтехимического сырья. | ||||||||
27 | Производство полимеров, удобрений, (творческая работа) | ||||||||
28 | Экскурсия (или диспут “Формула успеха”) | ||||||||
8. Легкая промышленность (1 час). | |||||||||
29 | Текстильная промышленность. Ткацкие и швейные фабрики. | ||||||||
9. Лесная и деревообрабатывающая промышленность (3 часа). | |||||||||
30 | Заготовка древесины и переработка в пиловочник, ДВП, ДСП, целлюлозу, бумагу, картон. Изготовление мебели (творческая работа). Оборудование, технологический процесс, проблемы экологии (создание очистных сооружений, внедрение малоотходных и безотходных технологий). | ||||||||
31 | Смотр – конкурс проектов | ||||||||
10. Пищевая промышленность (3 часа). | |||||||||
32 | Хлебозаводы. | ||||||||
33 | Сахарные заводы (творческая работа). Кондитерские фабрики. Мясо – молочные комбинаты. Овощехранилище и консервные цеха: хранение и переработка. | ||||||||
34 | Экскурсия или “Обобщение знаний” : (выставка моделей, макетов, исследовательских и творческих работ учащихся). |
Протокол соответствия планирования учебного материала и полноты его выполнения государственным требованиям.
Муниципальное образование –
Учреждение –
Класс –
Наименование элективного курса “Физика и промышленность”.
Наименование рабочей программы: рабочая программа по элективному курсу для 11 класса составлена учителем _____________на основе авторской “Программы по элективному курсу “Физика и промышленность” для 11 классов общеобразовательных учреждений”, Тимофеевой Л.В.,2010 г.
Утверждена решением педагогического совета, протокол № 2 от 30.08.2010 г.
№/№ | Показатель качества | Значения показателей качества | Оценка | |||
Эталонное | Фактическое | |||||
Программа по учебному курсу | Календарно-тематический план |
Журнал (на момент проверки) | ||||
авторская | рабочая | |||||
1 | Количество тем | 10 | 10 | 10 | ||
2 | Объем часов на прохождение всех тем | 34 | 34 | 34 | ||
3 | Объем часов на прохождение каждой темы | |||||
3.1 | Введение | 2 | 2 | 2 | ||
3.2 | Добывающая промышленность | 2 | 2 | 2 | ||
3.3 | Топливно-энергетическая промышленность | 3 | 3 | 3 | ||
3.4 | Электроэнергетика | 4 | 4 | 4 | ||
3.5 | Металлургическая промышленность | 4 | 4 | 4 | ||
3.6 | Машиностроительная промышленность | 10 | 10 | 10 | ||
3.7 | Химическая промышленность | 3 | 3 | 3 | ||
3.8 | Легкая промышленность | 1 | 1 | 1 | ||
3.9 | Лесная и деревообрабатывающая промышленность | 3 | 3 | 3 | ||
3.10 | Пищевая промышленность | 2 | 2 | 2 |
Эксперты: ____________
Литература.
- Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская – “Физика.7–9 класс”, М., “Дрофа”,2009 г.
- Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская – “Физика.10–11класс”, М., “Дрофа”,2007 г.
- С.В.Громов, Н.С.Родина – “Физика 7–9 класс”, М, “Дрофа”.2006–2009 гг..
- Б.Ф.Абросимов – “Физика. Способы и методы решения задач”, М., “Экзамен”,2005.
- Е.Н.Бурцева, С.Д.Некрасов – “Физика. Пособие для аттестации”, Краснод.,1998.
- В.И.Елькин – “Физика и астрономия”, М., “Школьная пресса”, 2003.
- А.С..Енохин – “Справочник по физике и технике”, М., “Просвещение”, 1989.
- О.Ф.Кабардин – “Контрольные и проверочные работы по физике.7–11 кл.”, М, “Дрофа”, 1997.
- Е.П.Левитан – “Астрономия”, М., “Просвещение”, 2004.
- З.П.Мастропас – “Физика: методика и практика преподавания”, Р.-на – Д., “Феникс”, 2002.
- Я.Перельман – “Занимательная физика”, М., “Наука”, 1976.
- А.П.Гуляев – “Металловедение”, М., “Металлургия”, 1978.
- Г.Банк – “В мире самоцветов”, М., “Мир”, 1979 г.
- А.П.Рымкевич – “Сборник задач по физике”, М., “Яхонт”.2000.
- Т.И.Трофимова – “Физика: теория, решение задач, лексикон”, М., “Образование”,2003.
- В.А.Шевцов – “Физика: тренажеры”, Волгоград, 2006.
- ГИА – 2008, 2009, 2010, 2011 г.
- Интернетресурсы.
- В.Ф.Барская – “Практические работы по общей геологии”,М., “Просвещение”, 1971 г.
- В.Л.Зверев – “Каменная радуга”, М.,”Недра”, 1990 г.
- Н.С.Подобедов – “Общая физическая география и геоморфология”,М., “Недра”, 1974 г.
- Дискавери – “Погода и небо”,2007 г.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
– наблюдать и описывать законы физики, их практическое использование (умение
связывать теорию с практикой);
– выдвигать гипотезы;
– отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы и знать их применение
на практике;
– выполнять измерения;
– решать задачи в области применения законов физики;
– делать выводы;
– обсуждать результаты эксперимента.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о скорости, движении тел, импульсе, условий плавания тел, гидростатическом давлении, принципах радиосвязи, законов термодинамики, строении вещества, законов оптики.
Поэтому целью курса также является повторение и глубокое изучение учащимися законов, теории, методов физической науки, ее влияния на развитие научно – технического прогресса.
Содержание программы.
1. Введение (2 часа).
Введение в курс. Классификация отраслей промышленности и профессий. Формула выбора профессий.
2. Добывающая промышленность (2 часа).
Открытая и морская добыча полезных ископаемых; подземное выщелачивание. Специфика работы, оборудование.
3. Топливно-энергетическая промышленность (3 часа).
Рост производства и потребления топлива. Нефтяная, газовая, угольная промышленности -основа мировой энергетики:
а) нефтяная промышленность – добыча
б) газовая промышленность – добыча, сжижение, газопроводы, (в т.ч. подводные)
в) угольная промышленность– добыча, производство коксующихся углей.
4. Электроэнергетика (4 часа).
Теплоэнергетика. Гидроэнергетика. Атомная энергетика Альтернативные источники энергии:
а) геотермальная энергия
б) приливная энергия
в) солнечная энергия
5. Металлургическая промышленность (4 часа).
а) черная металлургия.
б) цветная металлургия.
Металлургический комбинат; оборудование для выплавки металла. Прокатные станы. Технологический процесс (общие понятия). Плавление и отвердевание металла, отливки.
6. Машиностроительная промышленность (10 час.)
Станкостроение. Приборостроение. Автомобилестроение. Авиационная промышленность.
Ракетостроение, космонавтика, аэрокосмическое производство. Судостроение. Электротехническая промышленность. Радиотехническая промышленность. Отрасли: микроэлектроника, вычислительная техника, роботостроение, индустрия информатики. Сельскохозяйственная техника. Предприятия Министерства Обороны: производство вооружения. Производство медицинской аппаратуры, приборов, инструментов.
Электрические схемы, сборочные чертежи, приборы. Основы аэродинамики, уравнение Бернулли, условия плавания тел; основы кинематики, динамики, статики.
7. Химическая промышленность (3 часа).
Переработка горно-химического и нефтехимического сырья. Производство полимеров, удобрений.
8. Легкая промышленность (1 час).
Текстильная промышленность. Ткацкие и швейные фабрики.
9. Лесная и деревообрабатывающая промышленность (Зчас).
Заготовка древесины и переработка в пиловочник, ДВП, ДСП, целлюлозу, бумагу, картон. Изготовление мебели. Оборудование, технологический процесс, проблемы экологии (создание очистных сооружений, внедрение малоотходных и безотходных технологий).
10. Пищевая промышленность (3 часа).
Хлебозаводы. Сахарные заводы. Кондитерские фабрики. Мясо – молочные комбинаты. Овощехранилище и консервные цеха: хранение и переработка.