1. Представление ведущих. Обсуждение регламента работы. Вступительное слово ведущего(их).
2. Знакомство, ожидания.
3. Мозговой штурм. Какие они – «агрессивные» подростки? Признаки агрессивного ребенка.
Эмоционально-оценочные:
- Не понимают чувств и переживаний других людей;
- Не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать;
- Чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;
- Ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире, эгоцентричны;
- Обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение;
- Во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.
Поведенческие:
- Легко теряют контроль над собой;
- Проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань);
- Демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы);
- Раздражены, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны;
- Отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);
- Намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.
Физические:
- Страдают головными болями, мускульным напряжением;
- Отличаются угрюмым, тоскливым настроением.
4. Предоставление ведущими(им) результатов изучения обращений преподавателей, учащихся, их родителей к психологам школы по проблеме конфликтного и агрессивного поведения.
5. Информация ведущих(его) для участников семинара о базовых потребностях детей: интеллектуальная, коммуникативная состоятельность, состоятельность в деятельности.
6. (Работа в парах). Причины появления агрессивного поведения и формирования агрессивности:
- постоянное агрессивное поведение родителей (проекция собственных проблем и потребностей, личные особенности родителей);
- проявление нелюбви к ребенку, формирование ощущения опасности и враждебности окружающего мира;
- длительные и частые обиды, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства;
- унижения, оскорбления ребенка родителями, учителями, сверстниками;
- примеры агрессивного поведения на телеэкране и со стороны сверстников;
- взаимодействия со сверстниками (отсутствие навыков общения);
- наследственно-характерологические факторы;
- органические поражения коры головного мозга.
7. Работа в мини-группах по выявлению механизмов формирования агрессивной модели поведения и агрессивности у подростков в семье:
- Подражание и идентификация с агрессором, его поведением.
- Защитная реакция как ответ и следствие агрессии на ребенка и подростка в семье.
- Реакция, обусловленная фрустрацией базовых потребностей и ценностей.
8. Сообщение ведущего(их) о мотивах «плохого поведения»: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.
9. Упражнение «Шла Саша по шоссе…»
Каждый участник получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздражительным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (ворчат). По хлопку ведущего останавливаются время от времени друг перед другом, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовлетворение, раздражение. После этого все продолжают бродить и ворчать.
2 этап. Участники молча ходят по комнате. По хлопку ведущего время от времени останавливаются друг перед другом и сердитым голосом трижды выкрикивают текст скороговорки. После этого продолжают ходить до следующего хлопка. После чего меняют партнеров.
Обсуждение. Что чувствовали после проведения 1–2 этапа упражнения. В каком случае больше освободились от отрицательных эмоций? Как поступают в реальной ситуации, если кто-либо постоянно ворчит или кричит?
10. Обсуждение после упражнения: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения, распознавание направленности собственных агрессивных импульсов.
Вопросы:
- В какой форме деструктивной или конструктивной чаще всего проявляется Ваша агрессивная энергия?
- Как Вы справляетесь со своей агрессивной энергией – даете ей ход или сдерживаете?
- Как относитесь к собственной агрессивной энергии – боитесь, наслаждаетесь ею, получаете удовольствие?
- Какие Ваши привычные способы разрядки этой энергии?
11. Упражнение «Я в конфликтной ситуации».
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вспомните какой-нибудь из конфликтов, который Вы недавно пережили. Желательно вспомнить ситуацию как можно более полно: увидьте всех участников конфликта, их позы, расположение друг относительно друга. Услышьте то, что они говорят – слова, интонации, громкость и тембр их голосов.
Теперь увидьте себя в этой ситуации: где Вы стояли, что делали, услышьте свои слова, почувствуйте свое тело и вспомните те ощущения, которые были у Вас в тот момент. Говорили ли Вы о своих чувствах? Если нет, то что Вы говорили и делали? Можете ли Вы сейчас осознать и сформулировать для себя те чувства, которые Вы тогда испытывали? Назвать их коротко, одним словом? Если можете, сделайте это сейчас, скажите себе самому о своих чувствах.
12. Информация ведущих(его) о технике «Я-высказывание».
Обычным, к сожалению, способом поведения в конфликтной ситуации, является соскальзывание в одну из непартнерских позиций и соответственно, либо высказывание прямых негативных оценок, либо жалобы и самообвинения.
Лучший из придуманных приемов способ самовыражения – Я-высказывание – это осознавание своих чувств и сообщение их партнеру.
Важно понимать, что Я-высказывание конструктивно изменяет не только Ваше собственное отношение к конфликтной ситуации, но и отношение Вашего собеседника к ней. Ваше искренне свободное называние своих чувств с позиции осознания собственной ответственности за то, что происходит с Вами, не может никого обидеть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает, а Ваш партнер… как минимум просто теряется от неожиданности. Я-высказывание может и не дать мгновенного эффекта, но став Вашей привычкой, многое изменит в Вашем поведении, которое будет выглядеть как поведение человека с высоким самоуважением.
Чтобы освоить технику Я-высказывания, важно научиться очень хорошо осознавать происходящее с Вами прямо сейчас, в настоящий момент Вашей жизни.
13. Упражнение «Три плана».
Выполняется в парах. Члены пары садятся напротив друг друга и закрывают глаза на одну минуту. Задача участников упражнения как можно полнее почувствовать внешние воздействия: слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные. Затем партнеры рассказывают друг другу о своем опыте, начиная со слов: «Во внешнем плане я ощущал…»
Партнеры опять закрывают глаза и в течение одной минуты обращают внимание на ощущения, идущие от своего тела, стараясь как можно полнее почувствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжение и т.д. Через минуту они рассказывают об этом друг другу, начиная словами: «Во внутреннем плане я ощущал…»
Поле этого они рассказывают о тех мыслях, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: «В это время я думал о …»
Обсуждение по схеме:
Что было легче формулировать – чувства, мысли?
Было ли формулирование ощущений во внешнем и внутреннем плане высказыванием чувств или, может быть, это было высказыванием мыслей?
14. Техника «Я-высказывание». (С практической отработкой: заготовленные Ты-высказывания переделать в Я-высказывания).
Цель «Я-высказывания» – не вежливость и мягкость (но и не грубость), а ясность и прямота.
Схема:
1. Объективно описать ситуацию, которая вызвала напряжение (без эмоционально окрашенных выражений и без своего истолкования):
- «Когда на меня поднимают голос…»,
- «Когда я вижу, что…»,
- «Когда я сталкиваюсь с тем, что…».
2. Описать свою реакцию, дать точное название своего чувства в этой ситуации (когда мы говорим «Я», мы находимся на безопасной почве:
- «Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.),
- «Я не знаю, как реагировать…»,
- «Я начинаю кричать на тебя»,
- «У меня появляется желание избегать тебя».
3. Высказать свои пожелания, представить как можно больше альтернативных вариантов (когда мы говорим другим, что они должны сделать что-то, они зачастую противятся этому. Если они не чувствуют свободы выбора, они могут сопротивляться нашим предложениям. Возможно, они изменятся, а возможно, нет, однако мы уведомили их о нашей позиции):
- «Мне хотелось бы…»,
- «Потому что…».
15. Завершение семинара-практикума. Отзывы участников.
Литература:
- Кривцова С.В