Один учебный день. Три урока в волшебном лесу. Модуль "Первый раз в первый класс"

Разделы: Начальная школа


Предмет Обучение грамоте, русский язык, окружающий мир
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) 1. Использование детьми знаний об окружающем мире, основываясь на дошкольном опыте.
2. Освоение различных образовательных пространств: место для тренировки и оценки.
3. Организация сотрудничества учащихся.
4. Активизация дошкольного читательского опыта и кругозора.
5. Выявление и активизация творческих возможностей и актерских способностей детей.
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача Предметные:

– умение выделять звуки в словах;
– соотнесение звуков и букв;
– написание букв;
– составление звуко-буквенной схемы слова;
– инсценировка;

Общеучебные умения:

– элементы одновозрастного сотрудничества в игровой деятельности.
– соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала;
– фиксация сообщений в виде графического изображения;
– высказывание собственной точки зрения;
– публичное выступление;

Планируемый педагогический результат Для первоклассников:

Демонстрация учащимися первоначальных навыков работы со схемами, с прописями, пересказа, а также умения взаимодействовать в микрогруппе.

Ознакомление учащихся с группами грибов, с жизнью енота.

Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе.

Способ и формат оценивания результатов работы Оценка коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом (методом экспертного наблюдения).

Приложение 1, Приложение 2,
Приложение 3, Приложение 4
Приложение 5 (Театр Буратино. МР4) можно посмотреть, связавшись с автором статьи

Ход занятия

В основу задачи положена квазиреальная ситуация: путешествие в волшебный лес. Во время путешествия в игровой форме учащимся предлагается продемонстрировать элементарные предметные и коммуникативные умения. Каждый этап пути требует от группы создание нового продукта, умение его публично продемонстрировать и оценить.

Итогом работы над проектной задачей является «карта движения», которая в схематической форме отражает все, чем занимались учащиеся в процессе решения задачи.

Занятие начинается с демонстрации фрагмента мультфильма «Приключение Буратино».

(На экране фрагмент сказки «Буратино», когда Клоун созывает зрителей на представление своего театра.)

– Куда приглашает нас Клоун? (В театр.)

– А кто был в театре?

– Что такое театр?

– В любом театре есть актёры и зрители. Что они делают?

– Мы с вами попробуем сегодня побывать и зрителями и актёрами. Чтобы изобразить своего героя, костюма не достаточно, актёры используют особые движения, мимику и жесты. Давайте потренируемся в актёрском мастерстве. Изобразите при помощи жестов.

  1. Ловите мух.
  2. Кушаете арбуз.
  3. Укололи палец.
  4. Потеряли ключи.
  5. Нашли ключи.
  6. Причёсываетесь.
  7. Пьёте горькое лекарство.
  8. Кушаете вкусное мороженое.
  9. Устали.
  10. Услышали странный звук.
  11. Встретили лучшего друга.
  12. Рады встрече.
  13. Звонок на урок.

(Дети встают в большой круг, движения придумывают сами, ориентируясь на слова-команды. Последнее задание – «звонок на урок» приглашает детей занять свои места за партами. Аплодисменты всем артистам.)

– А теперь давайте похлопаем артистам, звонок на урок пригласил нас сесть за парты.

– Кто может быть артистом в театре?

(Люди, куклы, животные.)

– Театры бывают разные. Есть цирковые представления, тогда в этих театрах артистами могут быть, животные. Есть кукольные театры, тогда артистами в нём будут куклы. Есть театр теней, артистами в таком театре являются тени. А есть театры, артистами в которых являются люди. Давайте и мы с вами попробуем себя в роли таких артистов. Но мы будем необычными артистами, которые ничего не говорят, но всё изображают (на столах у детей таблички, на которых изображены: три картинки развесистых дерева, две картинки тучи, три картинки кустика, одна картинка пенька, три картинки бутона цветов, три картинки лёгкого ветерка, одна картинка солнца, три птички, две бабочки, одна улитка). Звучит музыка Григ «Утро» учитель читает текст, дети изображают события, играя каждый свою роль, включаясь в нужный момент повествования.

Итак, сказка начинается! Рано утром просыпается природа. На лужайке показались (3) развесистых дерева. (2) тучи устроились рядышком, не дают начинаться новому дню. Сразу под деревьями расположились (3) кустика, и весело шелестят листочками, словно переговариваются. Маленький пенек притаился неподалеку. Из травы показались (3) бутоны еще не распустившихся цветов. Они весело покачивают своими головками, будто здороваются с окружающими. Вот по лужайке пролетел (3) легкий ветерок, он покружился вокруг деревьев, потрепал кустики и скрылся прочь. И вот наконец-то из-за кустиков показалось (1) солнце. Оно поднималось все выше над деревьями, тучи расступились перед солнышком и спрятались прочь. Солнце весело светило лучами по сторонам, словно будило уснувшую природу. Цветы открыли свои листочки лучам солнца.

На лужайку слетелись (3) птички, они покружили над кустиками, облетели деревья и сели маленькой стайкой.

На лужайке показались (2) красивые бабочки и (1) нерасторопная улитка. Бабочки порхали с цветка на цветок, а улитка доползла до пенька и устроилась возле него.

Вся природа вокруг радовалась новому дню. Солнышко светило, деревья качались, кустики шелестели, цветы распускались, улитка пряталась за пеньком. Наступил новый день!

– Я аплодирую артистам. Молодцы!

– В каком лесу мы оказались? (В фантастическом лесу, которого не бывает на самом деле.)

– А бывает ли вот такое на свете. Я буду произносить предложения, если вы согласны со мной, что такое на свете бывает, отвечайте «бывает», если вы не согласны со мной отвечайте «не бывает»:

  1. Туфли стеклянные.
  2. Кошка гуляет по крыше.
  3. Зимой идёт снег.
  4. Рыба поёт песни.
  5. Кошка хочет есть.
  6. Зимой гремит гром.
  7. Человек вьёт гнездо.
  8. На берёзе выросли шишки.
  9. В лесу растут игрушки.

– А что тогда растёт в лесу?

-Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам выполнить задание. Для выполнения задания вам необходимо сесть за свои парты,

– Сегодня мы будем работать в группах, у каждой группы свой цветок, посмотрите, как называется ваша группа.

– Прежде чем вы приступите к выполнению задания, давайте повторим правила работы в группах (учащиеся вспоминают правила, учитель добавляет, обобщает)

– Вам необходимо из картинок выбрать то, что растёт в лесу, выбранные картинки поставить на наборное полотно и приготовиться показать свой ответ ребятам. (Деревья, грибы, кусты, ягоды, трава.)

– А какие деревья растут в лесу? (Берёза, ёлка, клён, осина, дуб, рябина) – учитель вывешивает картинки деревьев, (игнорировать хвойные, кроме ёлки).

– Среди перечисленных деревьев назовите лишнее. (Ёлка.)

– Почему? (У всех деревьев листья, а у ёлки иголки.) Показать гербарий ёлки.

– Давайте произнесём вместе слово ёлка.

– Сколько в этом слове слогов? (2)

– Почему? (Потому что два гласных звука.)

– На столах у вас есть пустая незаполненная схема слова ёлка. Найдите в этой схеме место буквы ё, обозначьте цветом. (Учащиеся раскрашивают два первых звука и внизу показывают букву ё.)

– Какие звуки обозначила буква ё? (й, о)

– Догадайся, какое получится слово, если букву ё в нём заменить на букву е. (Ель)

– Составьте из фишек схему слова ель, выложите на наборном полотне и приготовьтесь рассказать ребятам, что вы нового узнали о букве е. (Буква е может обозначать два звука й, э, когда она находится в начале слова.)

(Наборное полотно ребята вывешивают на доску одно под другим возле номера своей группы. Одному ученику предлагается сравнить предложенные схемы со схемой учителя и оценить правильность выполнения. При наличии работы с ошибкой, эта работа коллективно обсуждается и выявляется ошибка.)

– А сейчас я предлагаю вам интересное задание, правильно выполнив которое, вы узнаете, кто хозяин леса. На столах у вас карточки с изображением животных, возле каждого животного написаны буквы. Вам нужно найти лишнюю букву, тот, животный возле которого находится эта лишняя буква и есть хозяин леса. (Лишняя буква е.)

– Почему? (Потому что буква е может обозначать 2 звука и пишется после мягкого согласного звука.)

– Какое животное является хозяином леса? (Медведь.)

ПЕРЕМЕНА

– Итак, какое животное является хозяином леса? (Медведь.)

– Ребята мы с вами сегодня сами были артистами театра, а сейчас к нам в гости пришёл артист кукольного театра. Кто? (Медведь)

– Но он не просто пришёл к нам, а пришёл попросить помощи, у него рассыпались буквы. Он просит помочь собрать их.

– У вас на столах в конвертах находятся элементы букв, достаньте их из конверта, соберите букву и наклейте её на чистый лист бумаги. Листок с наклеенной буквой вынесите на доску.

– Назовите буквы, которые у вас получились (каждая группа называет букву, которую они собрали). (Большая печатная буква Е, маленькая печатная буква е, большая письменная букве Е, маленькая письменная буква е.)

– А зачем нам нужны большие буквы? (Писать имена людей, названия городов, клички животных.)

– Назовите слова, которые вы напишите с большой буквы Е. (Егор, Емеля, Елена, Елисей, Енисей, Евпатория, Елабуга, Екатеринбург, Европа, Египет)

– А теперь назовите слова, которые вы напишите с маленькой буквы е. (Енот, ель, ежи, ел, еда, егерь, единица, ежевика, едкий, еженедельник, ездок, ежедневно, ерунда, ехать.)

– Откройте прописи на с. 5, 6, 56, найдите первую рабочую строку. Назовите первую букву слева. (Большая письменная буква Е.)

– Из каких элементов она состоит? (Два больших левых полуовала.)

(Показ учителем на доске с проговариванием.)

– Сейчас мы повторим написание заглавной письменной буквы Е с помощью тренажёра. Следим за ручкой только глазками (тренажёр включается три раза).

– Письмо в воздухе под счёт (раз – и, два – и).

– Давайте вспомним как мы должны сидеть при письме (спина касается спинки стула, между грудью и партой свободно проходит кулачок, прописи лежат наклонно, уголок прописи смотрит в середину груди).

– Письмо в прописи тупым концом ручки.

– Письмо в прописи ручкой.

– Назовите вторую букву слева. (Маленькая письменная буква е.)

– Из каких элементов она состоит? (Прямая наклонная линия с закруглением вверху в левую сторону и прямая наклонная линия с закруглением внизу в правую сторону.)

(Показ учителем на доске с проговариванием.)

– Показ буквы на тренажёре.

– Письмо в воздухе под счёт (раз – и, два – и).

– Письмо в прописи тупым концом ручки.

– Письмо в прописи ручкой.

– Медведь вас благодарит и приглашает отдохнуть на полянках слов.

(Пока дети пишут, учитель раскладывает картинки цветов на пол, включает пение птиц.)

– Посмотрите, какая красивая полянка! Лес это праздничный стол. А на нём ягоды, орехи, грибы. Мы пришли в гости к природе и должны знать, как вести себя в лесу. А правильно ли поступили дети, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Эй, ребята!
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали
Жгли костёр, в футбол играли
Пили квас, консервы ели
Отдохнули и ушли.

– Верно, ли вели себя отдыхающие? Как должны поступить дети в лесу? (Выслушиваются ответы детей.)

(Звучит пение птиц, на полу лежат большие цветы: ромашки, васильки, маки, одуванчики.)

– Вот мы и оказались с вами на полянах. Что вы видите? (Цветы.)

– Первая группа назовите ваши цветы. (Ромашки.)

– Вторая группа назовите ваши цветы. (Маки.)

– Третья группа. (Васильки.)

– Четвёртая группа. (Одуванчики.)

– Возьмите каждый по одному своему цветку.

– Посмотрите на обратную сторону цветка. А сейчас встанем в кружочек и каждый произнесёт чётко название того предмета, который изображён на вашем цветке. Разойдитесь по своим группам. Из названий предметов вам нужно собрать цепочку слов, так чтобы последний звук одного слова был первым звуком другого слова. (Карандаш, шкаф, фартук, кот, топор, ракета, автобус.)

– Поднимите карточку с изображением карандаша, слово карандаш в цепочке первое. Подумайте, какое слово должно быть вторым.

(Если дети не ответят, учитель обращает внимание на последний звук в слове карандаш и на первый звук следующего слова.)

– Произнесите ещё раз название того предмета, который изображён на вашем цветке и скажите, в каком слове есть буква, которую мы сегодня искали в словах и писали в тетради. (Ракета.)

– Назовите эту букву. (е)

– Какой звук она обозначает? (Она обозначает звук [э] после мягкого согласного.)

– А сейчас давайте с вами вернёмся к прописям (учащиеся проходят за парты).

– Посмотрите, что изображено на иллюстрации? (Ели)

– Какая буква пропущена в начале слова? (е)

– Почему вы так считаете? (Потому что в слове ели мы слышим в начале слова два звука й, э, которые на письме обозначаются одной буквой е.)

– Допишите первую букву в слове ели.

– Ребята, мы сегодня много говорили про лес. Давайте вспомним, что растёт в лесу?

– А теперь давайте вспомним, кто живёт в лесу.

– Сейчас вы просмотрите видеофрагмент и скажите, о каком животном шла речь и что интересного вы о нём узнали.

(Просмотр видеофрагмента.)

(По окончании просмотра дети рассказывают, что интересного они увидели. Учитель обобщает, что они всё правильно рассказали.)

ПЕРЕМЕНА

– Вы много узнали о еноте, и вам не составит труда закончить четверостишие, которое я вам прочитаю.

Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким,
Как чистюля… (Енот)

– Посмотрите внимательно в пропись и скажите, какую первую букву мы напишем в слове енот.

– Почему вы так считаете? (Потому что в слове енот мы слышим в начале слова два звука й, э, которые на письме обозначаются одной буквой е.)

– Допишите первую букву в слове енот.

– Вот про енота мы с вами говорили, что он питается самой разнообразной пищей. А вот есть животные, которые любят вот такую пищу.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб.)

– Кто любит грибы? (Белки, мыши, олени, кабаны, зайцы.)

– В лесу растёт много грибов. Какие грибы вы знаете? Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».

1. Растут на опушке рыжие подружки,
    Их зовут... (волнушки)

2. Я в красной шапочке расту
    Среди корней осиновых,
    Меня узнаешь за версту,
    Зовусь я... (подосиновик)

3. Возле леса на опушке,
    Украшая тёмный бор,
    Вырос пёстрый, как Петрушка,
    Ядовитый ... (мухомор)

4. Вдоль лесных дорожек
    Много белых ножек
    В шляпках разноцветных,
    Издали приметных.
    Собирай, не мешкай!
    Это ... (сыроежки)

(Учащиеся перечисляют, учитель прикрепляет картинки на доску и дополняет.)
(Сморчок, строчок, подосиновик, белый, рыжик, опёнок, лисичка, мухомор, сыроежка, бледная поганка, ложные опята.)

– Ребята, посмотрите какие они красивые. Особенно красавец мухомор. Но грибы могут быть опасны как для людей, так и для животных. Поэтому все грибы делятся на две группы.

– Как вы думаете, на какие группы можно разделить грибы? (Это съедобные, которые можно употреблять в пищу, но только в варёном виде (это … перечисляем и отодвигаем картинки в сторону) и несъедобные грибы, которые нельзя употреблять в пищу, ни в коем случае. К ядовитым, т. е. несъедобным грибам относятся, прежде всего, мухоморы, употребление которых вызывает резкое отравление, зачастую кончающееся смертельным исходом, бледная поганка, ложные опята (перечисляет и отодвигает картинки)).

– Вам нужно придумать плакат, который будет напоминать вашим друзьям и близким, какие грибы можно употреблять в пищу, а какие нельзя. После выполнения работу следует представить одноклассникам и рассказать, что вы изобразили.

(Групповая практическая работа по созданию плакатов: у каждой группы имеется лист формата А3, изображение грибов, маркеры красного цвета, клей.)

Защита работ.

– Грибы мы смогли разделить на две группы, а на какие группы можно разделить буквы гласных звуков? (Которые пишутся после мягких согласных и которые пишутся после твёрдых согласных; если учащиеся затрудняются, сразу переходим к работе в прописи с. 56)

– Назовите буквы, которые написаны на третьей рабочей строке (ю, е, ё). Что между ними общего? (Могут обозначать два звука в начале слова, пишутся после мягких согласных звуков.)

– Какой буквы не хватает? (я) Почему? (Ответы детей.)

– С помощью тренажёра давайте вспомним, как пишется строчная письменная буква я (тренажёр включается три раза)

– Сели правильно, проверили, как лежит пропись, правильно ли мы держим ручку, допишите в прописи строчную письменную букву я.

– Сейчас мы должны ещё раз прописать буквы е, ё, ю, я в том порядке, в каком они написаны у нас в прописи. Тренажёр поможет вспомнить написание букв (каждую букву показываем один раз).

– Давайте хором проговорим, в каком порядке запишем буквы в пропись (е, ё, ю, я).

– Что общего между буквами, которые мы прописали? (Могут обозначать два звука в начале слова, пишутся после мягких согласных звуков.)

– Какую ещё группу мы можем выделить? (Пишутся после твёрдых согласных звуков.)

– Назовите буквы, которые мы отнесём ко второй группе (а, о, у, э).

– Составьте из букв первой и второй группы пары. Какие пары у нас получились?

Рефлексия

– Ребята, посмотрите, какая картина у нас получилась. Вы узнали что это? (Лес.)

– Подойдите каждый к картине. Наш кукольный Мишка принёс вам корзину с подарками леса. Я предлагаю каждому взять на память небольшой сувенир и рассказать Мишке, что нового вы узнали?

– Чему научились? Что оказалось трудным? Чему ещё хотели бы научиться?

(Учащиеся встают полукругом возле стенда, берут из корзинки изображение грибка, ореха или чего-нибудь другого и высказывают своё мнение о сегодняшнем дне.)