“Парацентрическая технология” означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций, с последующим выходом на контроль и эталонное собеседование с педагогом. Под средствами обучения понимается все то, что используется педагогом для организации УВП по данной теме занятия.
При таком подходе к обучению возможно реальное осуществление процесса индивидуализации, предоставление ученику права выбора метода и способа обучения, благодаря организации различных видов диалогового учения, одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса.
В каждом диалоговом взаимодействии ученик затрачивает нужное ему количество времени для изучения материала, выбирает наиболее подходящее для него (для его стиля мышления и деятельности) средство обучения (из большого числа), выбирает методические указания, инструкцию наиболее доступные для него. Такая организация УВП предполагает прохождение учащимися четырех – шести диалоговых видов общения. Из предложенных на занятии по ПЦТО средств обучения должны быть обязательные для изучения и дополнительные (используются по желанию уч-ся), так же обязательным должен быть и диалог с педагогом.
Для организации УВП по ПЦТО педагогу необходимо подготовить следующий материал:
- Информационный лист для учеников
- Лист учета деятельности учащихся
- Образец маршрутного движения ученика
- Методические инструкции для учащихся к работе со средствами обучения (СО)
- Лист контроля за деятельностью учащихся (эталонный контроль, если нужен)
- Средства обучения (СО)
- Алгоритм работы по ПЦТО для учащихся.
Хороший эффект дает применение ПЦТО при изучении таких тем, где требуется отработка каких-то навыков и умений до автоматизма.
Парацентрическую технологию целесообразно осуществлять на сдвоенных уроках или отводить несколько пар уроков на предмет.
Обучаясь по ПЦТО не только экономится время учения, устраняя неадекватные способы работы, но и позволяет учащимся сознательно отнестись к собственной мыследеятельности (при совершении определенных умственных действий и операций, планирований умственной работы), управлять ею, целенаправленно осуществляя самоконтроль своих действий (зная структуру приема учащиеся успешнее рефлексируют собственные действия).
При такой организации учебного процесса увеличивается возможность развития компетентностей учащихся в:
– познавательной сфере деятельности (сами регулируют необходимость использовать несколько источников информации, планируют свою работу по изучению темы, отбору информации, самоконтроль и взаимоконтроль)
– в коммуникативной (общение на разных уровнях)
В качестве примера далее предлагается материал по применению ПЦТО, используемый в 9 классе по теме: “Свойства числовых неравенств”.
В разработке представленного материала использовались материалы научного руководителя по внедрению нетрадиционных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс МОУ МУК – профессора, д.п.н. Суртаевой Н.Н.
Карта целей
Категория целей |
Содержание целей |
Знание |
– знать основные свойства числовых неравенств; – читать и записывать математически свойства числовых неравенств; |
Понимание |
– уметь преобразовывать словесный материал в математическое неравенство; – уметь объяснять смысл свойств и приводить примеры; – интерпретировать свойства неравенств геометрически (на координатной прямой) |
Применение |
– уметь использовать теоретический материал на практике;– решать типовые задачи с помощью алгоритма, различными способами; – применять знания при решении нестандартных задач и выполнении исследовательских и практических работ; |
Анализ и синтез |
– видеть ошибки и упущения, проводить различия между свойствами, использовать межпредметные знания; – уметь составлять схемы решения задач; |
Оценка |
– оценивать свою деятельность в соответствии с критериями и деятельность своих одноклассников; – разрабатывать критерии оценки результатов деятельности; – подводить итоги; – оценивать значимость изученного материала. |
Информационная карта учебного занятия.
Тема: Свойства числовых неравенств.
Цель занятия: систематизировать и обобщить свойства числовых неравенств.
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результат |
Время |
1. ИВУ |
– целеполагание; – кратко излагает материал. |
– слушает; – конспектирует; – ставит цели будущей деятельности |
– конспект; – заполненная часть листа контроля. |
10 мин |
2.ОВУ |
Знакомит со средствами обучения | – изучает информационный лист; – выбирает средство обучения; – выбирает маршрут. |
Индивидуальный маршрут. |
10 мин |
3.Самостоятельная Работа по ПЦТО |
– наблюдает; – консультирует; – контролирует. |
– знакомится с инструкциями по маршруту; – работает со СО; – делает записи; – задаёт вопросы учителю; – решает тесты. |
– краткий конспект изученного
материала; – таблица основных свойств неравенств; – решение практических задач; – решение тестов. |
45мин |
4. Контроль и коррекция | – проверяет выполненные работы; | – отвечает; – отстаивает свою точку зрения. |
– заполненный лист учёта результатов учащихся. | 20 мин |
5.Обобщение, подведение итогов |
– задаёт вопросы; – оценивает; – подводит итог деятельности учащихся. |
– слушает; – даёт себе оценку. |
– оценки за проделанную работу. | 5мин |
(ИВУ – информационный ввод учителя; ОВУ – организационный ввод учителя; СО – средства обучения; ПЦТО – парацентрическая технология обучения).