Актуальность: В последнее время снижение жизненного уровня большинства населения приводит к сокращению времени общения детей с родителями, а также родителей со школой. Дети зачастую отдалены от родителей, испытывают дефицит любви и общения. В результате их влечет темный мир улиц и закоулков, неформальных группировок. Этот мир заменяет им дом, а часто и школу. Современный этап развития человечества сопровождается негативными социальными последствиями. Остро стоит проблема воспитания у детей гуманных качеств. Именно вместе с родителями возможно осуществление главной воспитательной задачи- формирование личности ребенка.
Педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников в том, чтобы содействовать единому воспитательному полю, единой социальной среде, в которой бы наивысшие ценности являлись основой жизни либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для жизни человека.
Ключевой фактор становления и формирования личности- социальная среда, окружающая подрастающего ребенка. Она решающим образом влияет на становление его личностного мира, потому что он предоставляет ему материал для отражения мира как такового.
Социальный мир семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать.
Философское обоснование проекта. Ребенок- это плод любви. Он должен расти в особых условиях, где царят добро, любовь и взаимопонимание. Без этих трех составляющих он может погибнуть и нравственно и физически. Сейчас в современной педагогике появилось понятие "серые цветы".Это дети, про которых забыли и родители и общество. Они похожи на цветы, растущие на обочине дороги: серые, запыленные. Мимо проходят люди и не замечают серых цветов. Чтобы избежать этого явления, школа, родители, общественность во взаимодействии должны создать оранжерею добра для детей.
Ожидаемый результат.
Ощутимым результатом реализации проекта является то, что ребенок стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого?
Самые изощренные методы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой.
Таким образом, наш проект нацелен на создание взаимодействии с родителями и школой особой среды, в которой школьник смог бы реализовать свои способности, обрести нравственный стержень, умение противостоять жизненным трудностям, стать конкурентноспособной, самосовершенствующейся , нравственно и физически здоровой личностью.
В процессе реализации проекта нам необходимо решить следующие задачи:
- Анализ социально-бытовых, семейных условий, где воспитывается ребенок.
- Изучение способностей детей.
- Определение особых условий для максимального развития ребенка.
- Составление плана работы партнерского взаимодействия двух социальных институтов- семья и школа.
- Мониторинг воспитанности и обученности, психоэмоционального состояния участников проекта.
Срок проекта: 2007 - 2014 год.
Механизм реализации проекта.
Взаимоотношение классного руководителя с семьей учеников, имеют одно назначение: помочь ребенку (в обучении школьника и в развитии его личности).
Семья и школа - автономные социальные институты. Речь может идти только об их взаимодействии. Не более того.
Таким образом, взаимодействие школы и семьи, педагога и родителей необходимо в целях максимального развития ребенка.
Очень важно помочь стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок - это в итоге, несчастный ребенок в будущем.
Исходя из этого, в партнерском взаимодействии с родителями следует поработать над бытовой аналогией "Сорняки и культурные растения". Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.
"Условия произрастания детей - сорняков и питомцев "Оранжереи добра". |
|
Сорняки - растущие без любви, внимания дети, оставленные на обочине общества. | Культурное растение-окруженный любовью и вниманием, имеющий все условия для развития личностных качеств, уважающий себя и других, нацеленный на успех. |
Сорняки производит сама природа. | Культурное растение выращивают специально, возделывают. |
Сорняки растут быстро. | Культурное растение растет медленно. |
Сорняки растут густо. | Культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство. |
Сорняки стойко выносят превратности судьбы. | Культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий. |
Сорняки не нуждаются в уходе. | Культура требует постоянной заботы садовника, огородника. |
Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения. | Культурные посадки не обладают такой агрессией к "соседям". |
Сорняки чрезвычайно активно размножаются. | Новые культурные растения трудно сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении. |
Когда приводится такая аналогия работы, родители улыбаются в согласии, удивляются в точности воспитательной ситуации, отражающей "культивирование" человеческой натуры. Потом понимают идею воспитания как "вочеловечивания" натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками классного руководителя.
Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается классным руководителем благодаря ведущей идее "заботы о развитии ребенка". Она развивается на фоне общего уважения к матери отцу как личности.
Забота о развитии ребенка выступает и целью, и мотивом, и способом общения с родителями.
Взаимодействие классного руководителя и родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Ряд видов деятельности и соответственно форм сориентирован на интересы детей и родителей. Распространены семейные формы работы. В реальной жизни коллектива рождаются комплексные формы совместной деятельности.
Перечислим формы совместной деятельности родителей и классного руководителя:
1. Родители разработали свой подпроекты по воспитанию детей, которая помогает реализации в целом проекта "Оранжерея добра".
Главной идеей проекта является забота о развитии ребенка, "вращивание" Человека в человеке.
Структурная составляющая родительского подпроекта:
2. Общее классное собрание.
Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных, заинтересованных людей. Собрание имеет формы конференции, диспута, КТД.
Например: в начале учебного года проводится конференция "Наши коллективные дела". В конференции определяются перспективы совместной деятельности субъектов ОП, планирование работы на год.
3. Родительское собрание- ключевой момент взаимодействия с родителями.
На собрании фокусируются все важнейшие функции классного руководителя.
Во-первых, "согласие" как взаимная договоренность об основах воспитания школьников. Классный руководитель ознакомит с целями и задачами школы на гол.
Во- вторых, "сопряжение" как единство требований и стиля отношения к ребенку. Классный руководитель перечисляет основные педагогические требования и содержания работы с детьми.
В- третьих, "сопереживание" как эмоциональный отклик на события, эпизоды, успехи, неудачи, болезни, изменения в ходе жизни как школьников, так и семьи отдельных учеников.
В-четвертых, "соучастие". Родители сообщают о своих возможностях, предлагают материальную или иную помощь.
В-пятых, совместная деятельность педагога, детей и родителей в подготовке экскурсий, поездок, посещения концертов, организации праздников, субботников, ремонта школы, а также совместного обсуждения вопросов воспитания.
Педагогические лектории для родителей.
9 класс.
- Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения.
- Перспективные профессии и ориентации учащихся.
- Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.
- Эмоции и чувства в разговоре с подростком.
- Как научить сына или дочь говорить "нет".
- Выбор дальнейшего пути: "за" и "против"
Воспитание учащихся школьного возраста 14-15 лет в семье и школе.
1. Юношеский возраст и его особенности. Возможные "кризисы" переходного возраста (психолог).
2. Идеалы и интересы подростков. Учение, труд и игра в жизни подростков.
3. Проблема "отцов и детей", перестройка взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Родительский лекторий.
Знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей,
В определении тематики лектория участвуют родители в виде заказа.
4. Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всем включиться в обсуждении проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогического мышление.
5. Встреча с администрацией, с учителями целесообразно класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со свои требованиями, выслушивают их пожелания. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении.
Вот те правила, которые придерживаются мои родители с детьми.
Заповеди родителям.
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не думай, что ребенок принадлежит тебе, он не твоя собственность.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может благодарить тебя: он даст жизнь другому, тот - третьему.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока: тяжесть в жизни дана каждому по силам, и будь уверен, что его тяжесть не меньше, чем твоя. А может и больше, потому что у него нет привычки.
- Не унижай ребенка никогда!
- Не мучь себя, если не сможешь что-то сделать для своего ребенка.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
- Не обманывай ребенка ни в чем!
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.