Проект работы с родителями "Оранжерея добра"

Разделы: Работа с родителями


Актуальность: В последнее время снижение жизненного уровня большинства населения приводит к сокращению времени общения детей с родителями, а также родителей со школой. Дети зачастую отдалены от родителей, испытывают дефицит любви и общения. В результате их влечет темный мир улиц и закоулков, неформальных группировок. Этот мир заменяет им дом, а часто и школу. Современный этап развития человечества сопровождается негативными социальными последствиями. Остро стоит проблема воспитания у детей гуманных качеств. Именно вместе с родителями возможно осуществление главной воспитательной задачи- формирование личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников в том, чтобы содействовать единому воспитательному полю, единой социальной среде, в которой бы наивысшие ценности являлись основой жизни либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для жизни человека.

Ключевой фактор становления и формирования личности- социальная среда, окружающая подрастающего ребенка. Она решающим образом влияет на становление его личностного мира, потому что он предоставляет ему материал для отражения мира как такового.

Социальный мир семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать.

Философское обоснование проекта. Ребенок- это плод любви. Он должен расти в особых условиях, где царят добро, любовь и взаимопонимание. Без этих трех составляющих он может погибнуть и нравственно и физически. Сейчас в современной педагогике появилось понятие "серые цветы".Это дети, про которых забыли и родители и общество. Они похожи на цветы, растущие на обочине дороги: серые, запыленные. Мимо проходят люди и не замечают серых цветов. Чтобы избежать этого явления, школа, родители, общественность во взаимодействии должны создать оранжерею добра для детей.

Ожидаемый результат.

Ощутимым результатом реализации проекта является то, что ребенок стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого?

Самые изощренные методы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой.

Таким образом, наш проект нацелен на создание взаимодействии с родителями и школой особой среды, в которой школьник смог бы реализовать свои способности, обрести нравственный стержень, умение противостоять жизненным трудностям, стать конкурентноспособной, самосовершенствующейся , нравственно и физически здоровой личностью.

В процессе реализации проекта нам необходимо решить следующие задачи:

  • Анализ социально-бытовых, семейных условий, где воспитывается ребенок.
  • Изучение способностей детей.
  • Определение особых условий для максимального развития ребенка.
  • Составление плана работы партнерского взаимодействия двух социальных институтов- семья и школа.
  • Мониторинг воспитанности и обученности, психоэмоционального состояния участников проекта.

Срок проекта: 2007 - 2014 год.

Механизм реализации проекта.

Взаимоотношение классного руководителя с семьей учеников, имеют одно назначение: помочь ребенку (в обучении школьника и в развитии его личности).

Семья и школа - автономные социальные институты. Речь может идти только об их взаимодействии. Не более того.

Таким образом, взаимодействие школы и семьи, педагога и родителей необходимо в целях максимального развития ребенка.

Очень важно помочь стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок - это в итоге, несчастный ребенок в будущем.

Исходя из этого, в партнерском взаимодействии с родителями следует поработать над бытовой аналогией "Сорняки и культурные растения". Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.

"Условия произрастания детей - сорняков и питомцев "Оранжереи добра".

Сорняки - растущие без любви, внимания дети, оставленные на обочине общества. Культурное растение-окруженный любовью и вниманием, имеющий все условия для развития личностных качеств, уважающий себя и других, нацеленный на успех.
Сорняки производит сама природа. Культурное растение выращивают специально, возделывают.
Сорняки растут быстро. Культурное растение растет медленно.
Сорняки растут густо. Культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство.
Сорняки стойко выносят превратности судьбы. Культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий.
Сорняки не нуждаются в уходе. Культура требует постоянной заботы садовника, огородника.
Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения. Культурные посадки не обладают такой агрессией к "соседям".
Сорняки чрезвычайно активно размножаются. Новые культурные растения трудно сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении.

Когда приводится такая аналогия работы, родители улыбаются в согласии, удивляются в точности воспитательной ситуации, отражающей "культивирование" человеческой натуры. Потом понимают идею воспитания как "вочеловечивания" натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками классного руководителя.

Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается классным руководителем благодаря ведущей идее "заботы о развитии ребенка". Она развивается на фоне общего уважения к матери отцу как личности.

Забота о развитии ребенка выступает и целью, и мотивом, и способом общения с родителями.

Взаимодействие классного руководителя и родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Ряд видов деятельности и соответственно форм сориентирован на интересы детей и родителей. Распространены семейные формы работы. В реальной жизни коллектива рождаются комплексные формы совместной деятельности.

Перечислим формы совместной деятельности родителей и классного руководителя:

1. Родители разработали свой подпроекты по воспитанию детей, которая помогает реализации в целом проекта "Оранжерея добра".

Главной идеей проекта является забота о развитии ребенка, "вращивание" Человека в человеке.

Структурная составляющая родительского подпроекта:

2. Общее классное собрание.

Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных, заинтересованных людей. Собрание имеет формы конференции, диспута, КТД.

Например: в начале учебного года проводится конференция "Наши коллективные дела". В конференции определяются перспективы совместной деятельности субъектов ОП, планирование работы на год.

3. Родительское собрание- ключевой момент взаимодействия с родителями.

На собрании фокусируются все важнейшие функции классного руководителя.

Во-первых, "согласие" как взаимная договоренность об основах воспитания школьников. Классный руководитель ознакомит с целями и задачами школы на гол.

Во- вторых, "сопряжение" как единство требований и стиля отношения к ребенку. Классный руководитель перечисляет основные педагогические требования и содержания работы с детьми.

В- третьих, "сопереживание" как эмоциональный отклик на события, эпизоды, успехи, неудачи, болезни, изменения в ходе жизни как школьников, так и семьи отдельных учеников.

В-четвертых, "соучастие". Родители сообщают о своих возможностях, предлагают материальную или иную помощь.

В-пятых, совместная деятельность педагога, детей и родителей в подготовке экскурсий, поездок, посещения концертов, организации праздников, субботников, ремонта школы, а также совместного обсуждения вопросов воспитания.

Педагогические лектории для родителей.

9 класс.

  • Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения.
  • Перспективные профессии и ориентации учащихся.
  • Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.
  • Эмоции и чувства в разговоре с подростком.
  • Как научить сына или дочь говорить "нет".
  • Выбор дальнейшего пути: "за" и "против"

Воспитание учащихся школьного возраста 14-15 лет в семье и школе.

1. Юношеский возраст и его особенности. Возможные "кризисы" переходного возраста (психолог).

2. Идеалы и интересы подростков. Учение, труд и игра в жизни подростков.

3. Проблема "отцов и детей", перестройка взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Родительский лекторий.

Знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей,

В определении тематики лектория участвуют родители в виде заказа.

4. Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всем включиться в обсуждении проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогического мышление.

5. Встреча с администрацией, с учителями целесообразно класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со свои требованиями, выслушивают их пожелания. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении.

Вот те правила, которые придерживаются мои родители с детьми.

Заповеди родителям.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не думай, что ребенок принадлежит тебе, он не твоя собственность.
  3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может благодарить тебя: он даст жизнь другому, тот - третьему.
  4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть в жизни дана каждому по силам, и будь уверен, что его тяжесть не меньше, чем твоя. А может и больше, потому что у него нет привычки.
  6. Не унижай ребенка никогда!
  7. Не мучь себя, если не сможешь что-то сделать для своего ребенка.
  8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  9. Не обманывай ребенка ни в чем!
  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.