Открытое тренинговое занятие "Последнее слово за тобой!"

Разделы: Классное руководство


Цель: Формирование четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных аспектов наркомании.

Задачи:

  • Повышение уровня информированности подростков о проблеме наркомании;
  • Формирование мотивации к сохранению здоровья;
  • Создать условия, при которых каждый студент получает возможность высказывать свое мнение;
  • Формировать умения сказать «Нет» наркотикам.

Форма проведения: Тренинг

Организационные аспекты:

  • состав группы 20 подростков;
  • группа подростков в возрасте 15–17 лет;
  • время работы проведения 1 час.

Предварительная подготовка:

  • Подготовить информацию для стенгазеты с антинаркотической направленностью;
  • Подготовка слайдов;
  • Подготовка группы журналистов;
  • Подготовка памяток для участников;
  • Подготовка тестов;
  • Подготовка наглядного материала к упражнению «Чистый экран»;
  • Подготовка групповых заданий.

Оборудование: Лист ватмана для стенгазеты, фломастеры, ручки, листочки, жетоны, плакаты с антинаркотической направленностью, диски с видеороликами, мультимедийное сопровождение (слайды), конверты с заданиями для групповой работы (газетные статьи), памятки «Как сказать НЕТ!», тесты «Знаю ли я?», памятки – закладки «Пять советов тем, кто не хочет стать жертвой наркомании», магнитофон и записи, бейджики, информационный материал для выпуска стенгазеты.

Ход занятия

А. Организационный момент:

Ребята рассаживаются в круг вместе с психологом.
Психолог приветствует участников тренинга и присутствующих коллег.

Энергизатор «Приветствие»

Все участники берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени. Затем ребята расходятся по классу и передвигаются под музыку, музыка останавливается, участники создают пары и здороваются, так как скажет ведущий:

  • Поздоровайтесь локтями,
  • Поздоровайтесь пятками,
  • Поздоровайтесь коленками,
  • Поздоровайтесь ушами.

Демонстрация ролика о профилактике наркомании.

– Ребята, я предлагаю в начале нашей встречи посмотреть ролик. После просмотра вы должны высказать свое предположение, о чем мы сегодня будем говорить? (высказывают свое мнение).

Сообщение темы и цели тренинга, эпиграфа к занятию.

«Уверенность – вот фактор, который гарантирует эффективный путь сопротивления давлению к употреблению наркотиков, алкоголя, табака». (Слайд)

  • Принятие правил работы в группе.

– Предлагаю вам правила (общие правила для проведения тренингов) работы в группе (зачитывает и поясняет), кто согласен с перечисленными правилами, просим вас под ними поставить подпись. (Дети расписываются на плакате с правилами).

  • Представление группы журналистов:

Сегодня на нашем занятии присутствуют студенты в роли корреспондентов газеты (представить ребят), с целью оформления специального выпуска по теме занятия.

Упражнение «Ожидание».

Ребята, вы уже знаете тему нашей встречи, выскажите, пожалуйста, свои ожидания от этого занятия.

Задание: Продолжите фразу «Я ожидаю от занятия …». (Ребята высказывают свое предположение).

Б. Основная часть

Тестирование учащихся. Тест «Знаю ли я?»

Ребята, сегодня вы много слышите из средств массовой информации, на занятиях и классных часах о наркомании, вы уже обладаете определенными знаниями по обсуждаемой проблеме, сегодня вам предоставляется возможность определить свой уровень информированности о наркомании.

Тест «Знаю ли я?»

Задание: Определите уровень своей информированности о наркомании, оценив утверждение теста.

Утверждения Начало занятия Конец занятия
1. Наркомания – это болезнь    
2. Наркомания– это преступление»    
3. «Легкие» наркотики безвредны.    
4. Наркотики повышают творческий потенциал.    
5. У многих молодых людей возникают проблемы из – за наркотиков.    
6. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.    
7. Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию».    
8. Люди, употребляющие наркотики очень часто не осознают, что зависят от них.    
9. Наркоман может умереть от СПИДа.    
10. Наркоман может умереть от передозировки.    
11. Продажа наркотиков не преследуется законом.    
12. По внешнему виду можно определить , употребляет он наркотики или нет.    
13. ВИЧ можно заразиться, если вводить наркотики одним шприцем с другими людьми.    

Актуальность проблемы наркомании подчеркивают статистические данные, с которые мы хотим вас познакомить.

Мини-лекция «Правда, о наркомании». (Слайды)

Наркомания – тяжелое заболевание, вызываемое злоупотреблением наркотиков, и приобретенное патологическое пристрастие к ним. Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, мысли, ощущения, настроение и поведение) и вызывают психическую и физиологическую зависимость. Единственная цель больных наркоманией – приобретение и потребление наркотика, без которого их состояние становится тяжелым. В России на учете состоит около 500 000 больных наркоманией, а реально около 4 миллионов человек.

Основная возрастная категория наркоманов 13–25 лет. На протяжении последних 3 лет в областной наркологический центр с тяжелыми случаями отравления и передозировки попадает 40% детей, самым младшим их них 8–9 лет. Средний возраст наркоманов не превышает 14 лет. Средняя продолжительность жизни наркомана 7–10 лет, большинство хронических наркоманов не доживают до 30 лет.

По оценкам экспертов 90% ВИЧ-инфицированных заражаются в результате инъекционного приема наркотиков, что привело к обвальному распространению СПИДа.

Наряду с ростом злоупотребления наркотическими средствами развивается и преступность, связанная с ними. 1999г – более 1000 преступлений выявилось в 5 регионах; 2003г. – таких регионов стало 44.

Спектр преступлений, в которых участвуют наркоманы, очень широк: продажа наркотиков, кражи со взломом, грабеж и воровство, нападение, убийство, проституция.

Вывод: Проблема потребления наркотиков, также как игра в карты, убийства, проституция существует сотни лет. Но как, ни странно, именно сейчас она приняла масштабы эпидемии. Давайте попробуем назвать её возможные причины.

Задание:

1. Подумайте и напишите на листочках три причины, которые на ваш взгляд могут побудить человека попробовать наркотик.

2. Повернитесь к соседу, образуя пару, обсудите те причины, которые вы написали. Из перечисленных причин выделите и проговорите только одну из них – самую главную.

Психолог записывает названные причины на ватмане, проговаривает их.

Энергизатор «Атомы – молекулы»

Участники – “атомы”. Ведущий задает температуру (от минусовой до плюсовой), участники двигаются согласно заданной температуре (например, “атомы” – t + 100 – все бегают). Время от времени, ведущий хлопает в ладоши и говорит: “молекулы…”(3, 5, 15), при этом участники должны собраться в “молекулы” из заданного числа “атомов”.

Упражнение «Чистый экран».

Пред участниками тренинга вывешивается плакат, на котором нарисован путь развития человека и на одном из этапов путь разветвляется. Одна ветвь ведет к благополучному развитию человека, другой к уничтожению собственной жизни – нарисована черная яма, в ней находятся страдающие и умирающие молодые люди.

Психолог проводит экскурс по пути человека с момента рождения до возраста ранней юности, останавливаясь на каждом этапе развития человека: в младенчестве ребёнок получает любовь и ласку родителей, огромное внимание близких людей, учится ходить и говорить; посещая детский сад, получает физическое и психическое развитие; в школе развивает свои способности и интересы. В эти периоды развития человека самостоятельность проявляется в меньшей мере, и основные решения принимают за ребенка родители. В подростковом возрасте, когда появляется много друзей, расширяется круг общения и сферы деятельности, человек становится более самостоятельным в принятии собственных решений.

Как показывает статистика, именно на этом этапе, в связи с расширение круга лиц, способных влиять на человека возникают критические моменты в жизни подростка, где возникает необходимость в принятии решений, влияющих на судьбу человека.

Таким критическим моментом может быть соблазн попробовать наркотики. Рассмотрим два пути принятия решений. Что вас ожидает? Первый путь – благополучного развития, путь без наркотиков – это: здоровье, хорошее настроение, профессия, хобби, семья, сбывшиеся мечты и осуществление желаний. Второй путь если вы не смогли отказаться от наркотиков это путь уничтожения собственной жизни, кроме ломки и болезней, разочарования, страдания близких больше ни чего не ожидает. Какой путь выбрать? Какое решение принять зависит только от вас.

Подумайте, каким человеком вы себя видите или хотели бы видеть через год, пять, десять, двадцать лет? Примите решение уже сейчас.

Деление участников на 3 группы. (С помощью цветных жетонов).

– распределение и разъяснение ролей:

ведущий – звездочка,
лаборант – месяц,
хронометрист – молния,
докладчик – солнышко,
содокладчик – рожицы.

Работа в группах.

Задание: Прочитать выдержки из газетных статей и сделать выводы о возможных последствиях наркомании и записать на листках бумаги. Докладчики их проговаривают, а лаборанты прикрепляют к рисунку (яме).

Вывод: Все последствия можно разделить на: психические и физиологические. Психолог обращает внимание участников на плакат:

  • «Физиологические нарушения» (похудение, дефицит веса составляет до 30–40 кг); снижение иммунитета (смерть может наступить от любой инфекции); выпадение зубов, волос; ломка ногтей; телесные повреждения: нагноения, рубцы; энергетическое снижение: вялость, утомляемость и т.д.).
  • «Психологические нарушения» (эгоцентризм, пренебрежение интересами самых близких людей; психическая опустошенность; рассеянность, затруднение концентрации внимания, нарастающие расстройства мышления, памяти и т.д.). (Слайд)
  • Посмотрите, сколько разных проблем и бед влечет за собой употребление наркотиков. А избавиться от наркомании трудно. Страшные физические боли, враждебное окружение, угрозы, постоянные звонки, огромная стоимость лечения. Платят за лечение в основном близкие люди, при этом, никаких гарантий нет. Так, может, проще отказаться один раз, а не взваливать на себя и своих близких огромное число ненужных проблем. Отказаться. Но, как?

Демонстрация ролика «Я говорю, НЕТ!»

Игра «Отказ».

Задание группам: в течение 7 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая группа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». При этом необходимо использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Ситуации группам:

1 группа: сосед просит разрешение приготовить наркотик у тебя дома;
2 группа:
лидер двора предлагает попробовать наркотик «за компанию»;
3 группа: знакомый просит достать для него наркотик.

(Психолог следит за выполнением участниками распределенных ролей в группе.)

После проигрывания ситуации каждой группе предлагается ответить на вопросы: Легко ли было отказать? Какой из стилей отказа был для вас наиболее приемлемым? (вопросы расположены на слайде)

В конце игры участникам раздаются памятки с указанием причин для отказа.

Памятка «Как сказать НЕТ!»

  1. Нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.
  2. Нет. У меня другие планы.
  3. Нет. Я не хочу конфликтов с родителями и учителями.
  4. Нет. Мне не нравится вкус наркотика.
  5. Нет. Нет, это не в моем стиле.
  6. Нет. Спасибо, я буду рад этим воспользоваться, если мне это понадобится.
  7. Нет. Я не употребляю наркотик.
  8. Нет. Эти химические радости не для меня.
  9. Нет. Предложи мне лучше витамины.
  10. Нет. Я хочу быть здоровым.
  11. Нет. Я и без этого себя прекрасно чувствую.

В. Заключительная часть:

Рефлексия.

В конце нашего занятия, мы предлагаем, вам ребята, высказать свои впечатления и мнения.

Задание: продолжить любую фразу:

  • «Я понял(а), что…»,
  • «Я решил(а), что…».
  • «Я почувствовал(а), что…»,
  • «Я решил(а), что…»

Повторное тестирование участников. Тест «Знаю ли я?»

Задание: заполнить тот же тест, но уже с учетом полученных знаний, во второй колонке. Проанализируйте свои ответы и сделайте для себя выводы, изменились ли ваши мнения на данные утверждения или нет?

Вручение памяток – закладок «Пять советов тем, кто не хочет стать жертвой наркомании».
Представление стенгазеты.
Выступление журналистов.

Энергизатор «Паутинка»

Участники хаотично передвигаются по аудитории. После хлопка ведущего, с закрытыми глазами берутся за руки, после открывают глаза и пытаются распутать паутинку и встать в круг, улыбнуться друг другу.

Психолог благодарит студентов за участие в тренинге.