Логопедическая работа по усвоению родственных слов дошкольниками с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Наша речь – важнейшее средство человеческого общения, тесно связана с формированием всех психических функций. Её роль в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить т.к. она способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека.

К сожалению, в последнее время возросло число детей имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменению в эмоциональной сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствует усвоению грамотой.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно- логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

По наблюдениям большинства исследователей, развитие языкового чутья теснейшим образом связано с формированием процессов словообразования, которые приводят к осознанию детьми многих языковых закономерностей (ЛС.Выготский, П.Я.Гальперин, Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, С.Н.Цейтлин и др.).

Одной из важнейших задач логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении, является подготовка ребёнка к овладению грамотным письмом, ибо если это не будет сделано в дошкольном возрасте, то и в дальнейшем ему будет не выбраться из бесконечных проблем с русским языком.

Это задача не может быть решена при той бедности словарного запаса и неточном пониманием смыслового значения многих слов которые, характерны детям с проблемами в речевом развитии, поступающим в массовые школы. Эти упущения дошкольного возраста создают в дальнейшем непреодолимое препятствие для овладения учащимися морфологическим принципом письма, являющимся основным принципом русской орфографии.

Овладение этим принципом связано не только с необходимостью изучения большого количества грамматических правил, но главное, и с умением применить их на практике. Дети с общим недоразвитием речи совершенно беспомощны перед их практическим применением. Это объясняется тем, что для применения большинства правил нужно уметь быстро и безошибочно подбирать проверочные слова, а детям с бедным словарным запасом просто не из чего их выбирать. Мешает этому и неточное понимание смыслового значения многих слов, приводящее к неправильному их подбору. Не чувствуя смыслового “родства” слов, даже старшеклассники нередко к слову гроза в качестве проверочного подбирают град, к слову ночной - начало и т.п. Отсюда и тяжелейшая безграмотность примерно половины учащихся наших современных массовых школ…

Детям старшего дошкольного возраста в процессе работы по подбору родственных слов сначала нужно помогать наводящими вопросами, например: как можно назвать воду ласково? (водичка, водица); что часто бывает на реке весной, когда тает снег? (наводнение); как называются цветы, которые растут в воде? (водяные); как называются птицы, которые плавают в воде? (водоплавающие); когда вода падает с высоты, как это называется? (водопад); как называются лодки, которые ходят под водой? (подводные). Здесь также включены и сложные слова, чтобы дети смогли получить первое практическое представление о словообразовании, и научились понимать смысловое значение этих слов.

Речевая и познавательная активность у дошкольников с общим недоразвитием речи снижена, отсутствует интерес к выполнению речевых заданий, недостаточная сосредоточенность, низкий уровень психического напряжения и произвольного самоконтроля за деятельностью.

В связи с этим, учитывая психологические особенности детей, в процессе обучения большая роль должна отводиться вызыванию и поддержанию интереса к выполнению предлагаемых заданий. Использование большого количества наглядности, игр, игровых приемов в процессе деятельности у детей сформируют положительную мотивацию, умение преодолевать трудности, использовать самоконтроль.

Приступая к работе с речевыми текстами, перед каждым из них сначала следует подобрать как можно больше родственных слов на данную тему и убедиться в том, что после необходимых пояснений ребёнку стал понятен смысл каждого слова. Например, в отношении приведённых ниже слов он должен понять, что дерево отличается от деревца своим размером и “возрастом”, что деревушка и деревенька – это уменьшительно-ласкательные названия деревни, а само слово “деревня” означает то, что вся построена из дерева.

Деревня, деревушка у берега реки,
Дома в ней деревянные, они не высоки.
А рядом с деревенькой лесок есть небольшой,
Все деревца, деревья знакомы нам с тобой.

Представленное “гнездо” однокоренных родственных слов в зарифмованном тексте нужно отрабатывать очень тщательно и не спеша, приучая ребёнка к самостоятельному подбору родственных слов в дополнение к тем, которые даны в том или ином речевом материале, играх со словом таких как: “Доскажи словечко”, “Подбери слова родственники”, “Назови общую часть слова”, “Скажи ласково”, “Назови профессию”, “Найди свою маму”, “Доктор Айболит лечит зверей” и т.д.

При подборе родственных слов следует нацеливать детей на производное слово – “универб” (Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова, 2001), которое лежит в основе смысловых и словообразовательных ассоциаций. А.Г. Арушанова (1999) отмечает важность умения анализировать такие слова, понимать их, устанавливать существенные для названия связи и отношения, а также воспитания чуткости, интереса к слову, стремления говорить правильно.

В результате проведённой подобной работы дети научаться обобщать значение морфологических элементов слов, сформируются умения их соединения в рамках целого слова в соответствии как с формально - семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка.

Доказано, что несформированность словообразовательной компетенции оказывает негативное влияние на овладение детьми с общим недоразвитием речи устной и письменной речью, существенно снижает успешность в усвоении учебных знаний, умений и навыков процессе школьного обучения, препятствует полноценному развитию языковой способности и речевой коммуникации в целом.

Литература

  1. Арефьева Л. Н. “Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет” – М.: Сфера, 2004.
  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство-Пресс, 2003.
  3. Крупенчук. О.И. “Научите меня говорить правильно!” – СПб: Литера, 2001.
  4. Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во “СОЮЗ”, 2001.
  5. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб. Изд-во “СОЮЗ”, 2004.
  6. Нищева Н.В. Программа коррекционной развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. (с 4до7лет). “Детство-Пресс”, 2006.
  7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. “Детство-Пресс”, 2003.
  8. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. “СФЕРА”. Москва, 2003.
  9. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М., 2004.