Интернет-ресурсы в преподавании информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. На современном этапе развития образования в России новые информационные технологии существенно начали изменять парадигму образования. Отечественные педагоги находятся в постоянном поиске на пути реформирования учебного процесса – это требует время, сегодняшний день. В педагогике все большую значимость приобретают новые педагогические технологии. Несмотря на то, что разработаны и апробированы различные модели проведения урока с применением педагогических технологий, совершенных моделей на сегодняшний день нет, и учителя, по-прежнему, находятся в поиске.

В нашу жизнь ворвался Интернет и прочно в ней закрепился. Интернет открыл огромные возможности перед педагогами современной школы. Учителя, совершенствуя свой профессионализм и пополняя свои методические копилки, все чаще испытывают потребность в методической поддержке по проведению уроков с применением Интернет – технологий.

В толковом словаре понятие технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

«Педагогическая технология – это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т.Лихачев).

«Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса» (В.П.Беспалько)

Технологии обучения составляют совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Информационная среда обучения расширяется в условиях информатизации системы образования и перед учителем стоит достаточно сложная задача – найти ответ на вопрос: какие Интернет – ресурсы будут наиболее эффективны в образовательном процессе?

Существуют следующие аспекты использования педагогических технологий на уроках с применением ресурсов сети Интернет:

  • Ресурсы сети Интернет должны облегчить вид деятельности учителя на уроке.
  • Учащиеся должны уметь свободно ориентироваться, обращаясь к ресурсам сети Интернет.
  • Учитель может выбирать ресурсы сети Интернет с методическим сопровождением для достижения и анализа результативности учебного процесса.

Дидактическими средствами считаются все образовательные ресурсы, которые участвуют в процессе обучения и предназначены для использования, как учителем, так и учеником.

В сети Интернет можно выбрать образовательные ресурсы по следующим направлениям:

  • Конспекты уроков
  • Методические разработки и дидактические материалы к урокам
  • Учебные программы, вариативные курсы, учебные модули по школьным предметам
  • Электронные учебники
  • Презентации к урокам
  • Видеоматериалы с записями уроков
  • Педагогические инициативы педагогов, реализованные в практической деятельности.

Основные мотивы использования Интернета учащимися:

  • получение учебной информации;
  • доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;
  • возможность виртуальных путешествий по виртуальным музеям, библиотекам, городам, странам;
  • участие в сетевых проектах, интерактивный режим общения со своими сверстниками.

Таким образом, Интернет можно использовать и при организации уроков, и при повышении мотивации школьников к обучению, и для профессионального развития педагогов.

Наиболее эффективными считаются следующие комплексы образовательных Интернет-ресурсов:

  1. образовательный сайт – информационный массив ресурсов, посвященный одному учебному предмету, разделу учебного плана или теме, включающий в себя иллюстрационные, демонстрационные и презентационные материалы к определенным урокам
  2. образовательный портал – Интернет-ресурсы справочного характера, посвященные одному или нескольким предметам школьного курса, с ссылками на материалы, имеющие отношение к определенной теме урока.
  3. база знаний – структурированное хранилище материалов учебного характера (энциклопедии, электронные учебники, справочники, атласы и другие).
  4. система дистанционного обучения – прохождения с помощью Интернет – технологий учебного процесса – начиная с формирования индивидуального плана работы ученика и заканчивая экзаменом и получением документа об окончании учебного модуля или курса.

Работа учащихся в классе с использованием ресурсов сети Интернет может быть организована следующим образом:

  • фронтально (виртуальные путешествия, глобальный сетевой проект);
  • индивидуально (поиск, отбор и анализ учебной информации);
  • в группах (выполнение общего учебного проекта).

Основная цель урока с использованием ресурсов сети Интернет соответствует триединой дидактической цели урока:

  • Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
  • Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
  • Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Используя ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке.

Предлагаю примерную структуру уроков с использованием Интернет технологий

Урок объяснения нового материала.

1) актуализация знаний;
2) объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и сайт сети Интернет);
3) первоначальное закрепление;
4) подведение итогов.

Например, для изучения тем: «История развития вычислительной техники», «Поколения ЭВМ», провожу урок со следующими ссылками: http://schools.keldysh.ru/sch444/museum/, http://www.cmuseum.timacad.ru.

В Приложении 1 дана моя разработка плана-конспекта урока с использованием Электронных образовательных ресурсов(ЭОР).

Урок контроля и проверки знаний

1) Творческая работа (индивидуально или по группам – обсуждение проблемы – анализ источников, документов) – 20–25 мин.
2) Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс подключённый к сети Интернет) – 10 мин.
3) Подведение итогов. Защита проектов (10 мин).

Разрабатывая модель урока с использованием ресурсов сети Интернет для контроля и проверки знаний, использую тесты в режиме on-line, например, на сайте http://www.klyaksa.net/test_online.

Урок повторения пройденного материала

1) актуализация знаний;
2) творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации в сети Интернет на заданные темы – используется компьютерный класс);
3) рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и видеопроектор);
4) подведение итогов.

Предлагаю ссылку, пройдя по которой можно найти интересный материал для любого учителя– предметника на повторение пройденного материала по темам (коллекция ЭОР для учителей: http://fcior.edu.ru).

При подготовке учащихся к экзамену по информатике с учащимися посещаю сайт: http://iomas.vsau.ru/uch_proz/ei/txt/tests/- на котором находятся итоговые тесты по курсу «Информатика и информационные технологии».

Для поиска общеобразовательных программ по предмету, методических разработок, средств обучения, посещаю образовательные сайты: www.kpolyakov.narod.ru, www.metod-kopilka.ru, www.klyaksa.net и другие. Считаю, что нужно иметь каталог ссылок на образовательные ресурсы, которыми пользуется учитель (страницу с такими полезными ссылками я имею на своем персональном сайте: www.павлова.рф).

В сети Интернет можно найти большое количество презентаций, используя которые на уроке можно, не создавать, а доработать под свой урок, что в первую очередь экономит время для подготовки к уроку. В своей работе я активно использую подборки видео уроков для 6, 7 и 11 классов, разработанные замечательным нашим коллегой, учителем информатики и ИКТ Д.Тарасовым (ссылка на его сайт: www.videouroki.net).

Сегодня в сетях Интернет можно найти достаточно много интерактивных обучающих сред, интерактивных лабораторий, задачников, тестов, электронных учебников, энциклопедий и т.п.

В рамках реализации проекта «Информатизация системы образования» ресурсы сети Интернет пополнены качественными, проверенными цифровыми образовательными ресурсами, разработанными и доступными для использования педагогами любого предмета. Хранилище коллекций ЦОР доступны по адресу http://school-collection.edu.ru – 111000 ресурсов, http://fcior.edu.ru – более 19000 ресурсов, Эти ресурсы предоставляют всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ через Интернет к качественному и полному набору разнообразных образовательных ресурсов, представленных в Коллекции.

Поработав с готовыми ЭОР, оценив их уровень и качество, можно попробовать самостоятельно что-то разработать.

Педагогу необходимо постоянно повышать уровень своей квалификации в области педагогических, информационных технологий, так как учебные материалы нового поколения полностью ориентируются на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих современную образовательную среду.

Использование различных технологий, приёмов и методов с использованием ресурсов сети Интернет, позволяет добиться повышения мотивации и улучшения отношения к обучению.

Список литературы

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС – обучение в глобальных информационных сетях // Школьные технологии, 2000. – № 5. – С. 243– 248; № 6. – С. 159-167.
  2. Нефедова В.И. Дидактическая модель проведения урока с применением ресурсов сети Интернет.
  3. Дятлов С.А., Толстопятенко А.В. Интернет-технологии и дистанционное образование // Информационное общество, 2000, вып. 5, с. 29 – 37.
  4. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – (с. 186-187).
  5. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. 8-9 классы / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.