Урок литературного чтения "Легенды и мифы Древней Греции. Храбрый Персей"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Организация урока

– Здравствуйте, дети!

Давайте настроимся на хорошую работу и улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний наш урок принесет всем радость общения друг с другом.

II. Вступительное слово учителя

– На прошлом уроке мы прочитали миф «Храбрый Персей». Сегодня мы с вами продолжим изучение мифов Древней Греции, совершим путешествие по звездному небу, познакомимся с созвездиями Персея и Андромеды, перед вами предстанут герои мифов Древней Греции, вы узнаете об истории и культуре этой замечательной страны.

– Ребята, почему нужно знать мифологию древних героями и богами? Для чего нам нужны мифы?

Ответить на этот вопрос не трудно. В ясную звездную ночь мы смотрим на небо и с картой звездного неба в руках стараемся разобраться в созвездиях.

– Ребята, а что же такое созвездия? (Созвездие – это отдельная группа звезд.)

Понемногу мы различаем их и говорим: вот созвездия Андромеды, Персея, Пегаса, Кассиопеи, Большой Медведицы, там сверкает своими яркими звездами созвездие Ориона(показ на карте звездного неба). Все это неподвижные звезды; они всегда светят на одном и том же месте. Между ними двигаются планеты. Но, что это за названия: Андромеда, Персей, Пегас, Кассиопея, Юпитер, Орион? Все это имена богов и богинь, героев и героинь Древней Греции и Рима, и названы так созвездия еще древними греками и римлянами.

– Давайте посмотрим, где находится Греция? (Показываю границы Греции на географической карте.)

– У вас на столах лежит карта, где красным цветом обозначена Греция. Обведите её пальчиком.

– На юге Европы находится Балканский полуостров. Его южная часть далеко выдается в море. На ней расположена небольшая горная страна – Греция.

– Ребята, а что такое мифы? (Миф – это сказания о героях и богах.)

В далекие времена, когда люди только начинали изучать окружающий их мир, только приступали к его исследованию и объяснению, соединяя правду и вымысел, они придумывали и рассказывали удивительные истории. Так сложилось множество мифов о героях, богах и фантастических существах, мифов наивно объясняющих устройство мира и судьбы людей. Мифы существуют у всех народов мира. Но наиболее распространены мифы Древней Греции.

III. Путешествие по мифам

– А теперь мы совершим путешествие по мифам Древней Греции.

а) Игровой момент.

– Ребята, кто-то к нам стучится. Давайте откроем дверь гостю. (Входит герой мифа «Храбрый Персей»)

– Ребята, я ищу злую, бессердечную колдунью! Не могу же я сидеть сложа руки! Ведь она погубит всех жителей нашего города, всех моих родных и друзей! Сегодня же отомщу ей за её злые дела!

– Ребята, поможем этому юноше? (…)

– Из какого мифа пришел к нам юноша? (Из мифа «Храбрый Персей»)

– Кого же ищет наш герой? (Он ищет Медузу Горгону.)

– Ребята, он пришел к нам не один, а принес с собой задания. Мы с вами поиграем в игру «Угадай словечко», ваша задача угадать слово.

б) Словарная работа. (Задания из конверта)

1. Большое и великолепное здание, обычно выделяющееся своей архитектурой. (Дворец)

2. Богатый и знатный человек в старые времена. (Вельможа)

3. Помещение для хранения припасов. (Погреб)

4. Скульптурное изображение человека, животного. (Статуя)

– Как вы понимаете смысл выражения «Стоит как статуя»? (Стоит совершенно неподвижно)

5. Кресло, место царя во время торжественных церемоний. (Трон)

(Показ наглядностей)

6. – Ребята, а что это такое? Для чего он предназначен? (Меч – холодное оружие с острым длинным клинком)

7. – А, что это такое? Для чего он нужен? (Щит – старинный предмет из металла для предохранения от ударов стрел.)

– Повторите это слово – щит.

8. Как вы понимаете выражения

– «Несся как ветер» (Быстро)

– «Сидеть сложа руки» (Бездействовать, ничего не делать)

– Ребята, а как называются такие выражения? (Это фразеологизмы.)

А какие фразеологизмы вы знаете?

(Показываю таблички со словами)

– Прочитайте это слово. Как вы понимаете это слово? Кто объяснит значение этого слова?

9. Скитаться – (странствовать, вести бродячий образ жизни)

10. Утес – (высокая скала)

11. Бесстрашный – (храбрый)

12. Свирепый – (злой, жестокий)

– Давайте прочитаем эти слова. (Работа со словарной лесенкой.)

– Молодцы! Вы справились с этим заданием хорошо. А теперь я проверю, кто из вас лучше всех знает миф.

– А для этого давайте еще раз вспомним, что такое миф?

А как вы думаете: миф ближе к сказке или рассказу? Почему? (В мифе присутствуют сказочные моменты.)

– Приведите примеры.

в) Беседа по тексту.

– Какая беда случилась в городе? (Прилетела откуда-то крылатая женщина Медуза Горгона.)

– Опишите её. Найдите и прочитайте описание в тексте. (Вместо волос у Медузы Горгоны были длинные черные змеи. Они все время шевелились и шипели. Она тихо и печально глядела каждому прохожему в глаза, и он тотчас же превращался в окаменелую статую.)

– Каким был царь Полидект? (Он был трусливый и глупый.)

– Кого увидел Персей в царском погребе? (Царь Полидект сидел за столом на троне и весело пировал со своими вельможами.)

– Какой диалог произошел между ними? Давайте найдем его в тексте и прочитаем по ролям. Но сначала вспомним, что такое диалог? (Диалог – это разговор двух лиц.)

Обратите внимание на взгляд Медузы Горгоны: он тихий и печальный. А теперь найдите в тексте описание лица Медузы Горгоны. Каким оно было?

– Этим взглядом она завораживала всех.

– Какая черта характера Персея проявилась в этом диалоге? (Смелость, решительность, бесстрашие, отважность, любовь к Родине, своему Отечеству.)

-В каких словах выражена любовь к Родине? (Я убью эту злую колдунью! Я спасу от нее свою Родину!)

– Каким здесь показан царь Полидект?

– Как говорит царь Полидект? С какой интонацией? (Насмешливо.)

-Где нашел Персей Медузу Горгону? (Под высокой горой у ручья.)

– Как удалось Персею увидеть Медузу Горгону ни разу не взглянув на нее? (При помощи чудесного щита.)

-Что случилось, когда Персей одним ударом меча отсек ужасную голову Медузы? (Сестры Медузы проснулись.)

– Кого встретил Персей по дороге ? (Добрую волшебницу Афину Палладу.)

– Что же она ему сказала? Найдите и прочитайте это в тексте.

– С кем сравнивается Персей? (С соколом.)

– А что же произошло дальше? Давайте прочитаем по цепочке.

– Ребята, вы следите за чтением, так как вы выберите лучшего чтеца.

– Чье чтение вам понравилось? Кто читал выразительно?

– Я согласна с вашим мнением. (Итоги конкурса «Лучший чтец»)

– Как же расправился с чудовищем Персей? (Бесстрашный Персей поднялся высоко в воздух и вытащив из козьего меха голову Медузы Горгоны, показал свирепому чудовищу.)

– Во что превратилось чудовище? (В огромный черный прибрежный утес.)

– Как звали девушку? (Андромеда.)

– Где находился трусливый царь Полидект? (У себя в погребе.)

– Как он встретил Персея? (Найдите этот диалог в учебнике, давайте прочитаем его по ролям.)

– Обрадовались ли жители города, когда узнали, что на свете уже нет Полидекта? (Да. Пусть над нами царствует Персей. Он такой храбрый и добрый.)

– Сядьте ровненько, я вам расскажу о том, что произошло дальше.

– У вас на столах есть карта созвездий; красным цветом выделены созвездия Персея и Андромеды. Обведите их пальчиком.

IV. Путешествие по звездному небу

– Сядьте ровненько, выпрямите спинки. Мы с вами совершим путешествие по звездному небу.

– Ребята, вы любите смотреть на небо и любоваться звездами? А какие созвездия вы знаете? (…..)

– Посмотрите на карту звездного неба, на ней изображены созвездия. Я вам расскажу о них.

– Мир звезд необычайно богат и разнообразен, и чем больше , ребята, вы о нем узнаете, тем увлекательнее будет наше путешествие по звездному небу. В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды– это огромные раскаленные газовые шары похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета. Наше Солнце принадлежит к менее горячим – желтым звездам. Некоторые звезды – красного цвета. Они сравнительно холодные.

– Если на карте условными белыми линиями соединить между собой определенные звезды, то перед вами предстанут сказочные фигуры – созвездия, каждое из которых имеет свое название. На карте они подписаны крупными заглавными буквами.

а).Составление плана по иллюстрациям.(Иллюстрации вывешиваются на доске.)

– А теперь, ребята, рассмотрите эти рисунки к мифу. Посмотрите внимательно. Как бы вы его озаглавили?

1. Смерть Медузы Горгоны.
2. Персей освобождает Андромеду.
3. Чудовище окаменело навеки.

б) Словесное рисование.

– Ребята, вам было дано задание на дом нарисовать понравившийся момент.

– Какой эпизод вам запомнился?

– Давайте обратимся к вашей выставке. (Анализ 2–3 работ учащихся.)

V. Физкультминутка

VI. Конкурс на лучшего знатока мифа

– А теперь мы проведем конкурс на лучшего знатока мифа, наиболее активных ждут награды.

– Угадайте, о каком герое идет речь.

1. Она медленно проходила по улицам, и всякий, кто смотрел на нее, в тот же миг становился камнем. (Медуза Горгона.)

2. Он был трусливый и глупый; до того испугался Медузы Горгоны, что убежал из дворца и спрятался со своими вельможами в погребе, глубоко под землей. (Царь Полидект.)

3. Слава герою! За то, что ты не испугался Медузы Горгоны и спас от нее свой город. (Персей.)

4. Кто сказал эти слова? (Афина Паллада.)

5. Скала стояла на берегу вся освещенная солнцем, и к ней железной цепью была прикована девушка, которая горько плакала. (Андромеда.)

6. К какому из героев мифа принадлежа слова «Храброму смерть не страшна.» (Персей.)

7. «Такой воин, что сидит под кустом и воет». (Полидект.)

Подвожу итог конкурса.

VII. Тестирование

– А теперь, ребята, я проверю, кто из вас был внимательным, мы проведем тест на внимательность.

1. Кто из героев мифа сравнивается с соколом?

а) Персей
б) Полидект.

2. Кому из героев мифа дана характеристика: храбрый, бесстрашный, добрый.

а) Персей.
б) Полидект.
в) Морское чудовище.

3. Кому из героев принадлежат следующие слова:

– Эй, ты! Надеюсь ты пришел не с пустыми руками! Не хочешь ли ты подарить мне каких-нибудь диковинных рыб? Или сочных ягод и сладких плодов?

а) Персей.
б) Полидект.

VIII. Представление книжной выставки

– Ребята, вам понравился Персей? Почему?
– Почему миф назван «Храбрый Персей»?
– Хотели бы вы быть похожим на Персея? Почему?
– Можно ли назвать Персея героем?
– Хотели бы вы еще раз встретиться с героями мифа?

IX. Итог урока

– А теперь, ребята, давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
– Что нового узнали?
– Какие эпизоды вам показались особенно печальными?
– Где было смешно?
– На этом урок окончен. Спасибо за урок.