Урок математики в 1-м классе "Умножение числа"

Разделы: Начальная школа


Цели: продолжить знакомство с умножением как сложением равных чисел;

закреплять умение записывать и читать записи вида · = ; учить решать задачи с помощью умножения; совершенствовать умения моделировать сюжетную ситуацию; развивать умение классифицировать геометрические фигуры разными способами.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Задачи в стихах.

Вот задумал еж друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил двух медвежат,
Трех зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей:
Сколько у ежа друзей? (2 + 3+5=10.)

Под гармошку пляшут польку
Два волчонка, три лисы.
А всего танцоров сколько На поляне у сосны? (2 + 3 = 5.)

2. Задание на смекалку.

– Какая фигура следующая?

3. Вычислите.

II. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Строило “Умножение”.

Я – знак УМНОЖЕНИЯ
Для облегченья сложения.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Что б ни случилось в мире,
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.

– Тема урока “Умножаем числа”.

III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.

1. Задание 1 (с. 94).

– Сколько вертолетов на рисунке? Выберите карточку с записью.
– Объясните, как рассуждали. (2 зеленых и 3 красных вертолета. Всего 2 и 3, то есть 2 + 3.)
– Сколько пароходов на рисунке? Выберите карточку с записью.
– Объясните, как рассуждали. (В каждом ряду 2 парохода, таких 4 ряда. Значит, по 2 берем 4 раза.)

2. Задание 2 (с. 94) с использованием цветных фишек.

– Сколько уток плывет по озеру? (3.)
– Сколько утят нужно нарисовать, чтобы около каждой утки было по 2 утенка?
– Сколько утят всего? (По 2 утенка 3 раза это 6 утят.)
Запись: 2 · 3 = 6.
– Прочитайте данную запись. (Два умножить на три получится 6.)

3. Задание 3 (с. 95).

Учитель читает высказывание, учащиеся выбирают соответствующую математическую запись.

Физкультминутка.

4. Задание 4 (с. 95).

– Прочитайте задачу. Что известно в задаче? Что надо узнать?

Запись:

9 без З – это 6.

9 – 3 = 6.

5. Задание 5 (с. 95) с использованием набора “Касса цифр”.

– Сколько всего денег у Димы и Лены? (10 рублей.)
– У кого денег больше? (У Димы.)
– Сколько денег может быть у каждого?

 и это 10

1 и 9 – это10
З и 7 – это10

2 и 8 – это10
4 и 6 – это10

6. Задание 6 (с. 95).

– Сравните математические записи в каждой строке. Чем они похожи? Чем отличаются? (В первой строке выполняют вычитание. Во всех примерах уменьшают число 6. Во второй строчке выполняют вычитание. Во всех этих примерах уменьшают число 5.)
– Верно ли, что записи в каждой строке составлены в порядке уменьшения результата? (Верно только в первом столбике.)
– Проверьте свое предположение, выполнив вычитание.

6–1=5 5–5=0
6–2=4 5–4=1
6–3=3 5–3=2
6–4=2 5–2=3
6–5=1 5–1=4

– Расположите примеры второго столбика так, чтобы результат уменьшался.

7. Задание 7 (с. 95).

– Какие фигуры изображены в учебнике?
– Распределите фигуры по группам разными способами.'

I способ (по цвету): а) зеленые фигуры; б) красные фигуры; в) желтые фигуры.

II способ (по размеру): а) большие фигуры; б) маленькие фигуры.

III способ (по форме): а) круги; б) треугольники; в) четырехугольники.

IV. Работа в печатной тетради.

  • Самостоятельное решение задач.
  • Анализ записей вида 6 1 = 5 и выбор знака “+” или “?”.
  • Составление примера из деталей мозаики.
  • Выполнение задания по порядку:
    1. Напиши все цифры, данные пунктиром.
    2. Выполни действия и впиши результаты.
    3. Соедини точки на рисунке в порядке следования ответов.
  • Поиск треугольников в заданной фигуре.

V. Фронтальная работа.

1. Игра “Карусели”.

Дидактическая цель. Раскрытие понятия переместительного свойства сложения.

Средства обучения. Картонный круг, в центре которого в отверстие вставлен карандаш. Вылепленные детьми из пластилина фигурки разных зверюшек.

Содержание игры. Учитель ставит по диаметру круга вылепленные из пластилина фигурки зверюшек, например 3 зайцев и 2 белок, и предлагает детям составить пример на сложение. Затем, покатав зверей на каруселях (учитель вращает круг несколько раз), он останавливает их так, чтобы зверюшки поменялись местами по отношению к детям, снова предлагает учащимся составить пример на сложение. В результате дети составляют пару примеров на сложение:

3+2=5 2+3=5

Катая на каруселях по очереди других зверюшек, учитель предлагает детям составить пары примеров на сложение. В итоге дети делают вывод: от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.

2. Нарисуйте по образцу.

VI. Итог урока.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Каким знаком обозначают умножение?