Цели: продолжить знакомство с умножением как сложением равных чисел;
закреплять умение записывать и читать записи вида · = ; учить решать задачи с помощью умножения; совершенствовать умения моделировать сюжетную ситуацию; развивать умение классифицировать геометрические фигуры разными способами.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Задачи в стихах.
Вот задумал еж друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил двух медвежат,
Трех зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей:
Сколько у ежа друзей? (2 + 3+5=10.)Под гармошку пляшут польку
Два волчонка, три лисы.
А всего танцоров сколько На поляне у сосны? (2 + 3 = 5.)
2. Задание на смекалку.
– Какая фигура следующая?
3. Вычислите.
II. Сообщение темы урока.
Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Строило “Умножение”.
Я – знак УМНОЖЕНИЯ
Для облегченья сложения.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Что б ни случилось в мире,
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
– Тема урока “Умножаем числа”.
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
1. Задание 1 (с. 94).
– Сколько вертолетов на рисунке? Выберите карточку с записью.
– Объясните, как рассуждали. (2 зеленых и 3 красных вертолета. Всего 2 и 3,
то есть 2 + 3.)
– Сколько пароходов на рисунке? Выберите карточку с записью.
– Объясните, как рассуждали. (В каждом ряду 2 парохода, таких 4 ряда. Значит,
по 2 берем 4 раза.)
2. Задание 2 (с. 94) с использованием цветных фишек.
– Сколько уток плывет по озеру? (3.)
– Сколько утят нужно нарисовать, чтобы около каждой утки было по 2 утенка?
– Сколько утят всего? (По 2 утенка 3 раза – это 6 утят.)
Запись: 2 · 3 = 6.
– Прочитайте данную запись. (Два умножить на три – получится 6.)
3. Задание 3 (с. 95).
Учитель читает высказывание, учащиеся выбирают соответствующую математическую запись.
Физкультминутка.
4. Задание 4 (с. 95).
– Прочитайте задачу. Что известно в задаче? Что надо узнать?
Запись:
9 без З – это 6.
9 – 3 = 6.
5. Задание 5 (с. 95) с использованием набора “Касса цифр”.
– Сколько всего денег у Димы и Лены? (10 рублей.)
– У кого денег больше? (У Димы.)
– Сколько денег может быть у каждого?
и – это 10
1 и 9 – это10
З и 7 – это10
2 и 8 – это10
4 и 6 – это10
6. Задание 6 (с. 95).
– Сравните математические записи в каждой строке. Чем они похожи? Чем
отличаются? (В первой строке выполняют вычитание. Во всех примерах уменьшают
число 6. Во второй строчке выполняют вычитание. Во всех этих примерах уменьшают
число 5.)
– Верно ли, что записи в каждой строке составлены в порядке уменьшения
результата? (Верно только в первом столбике.)
– Проверьте свое предположение, выполнив вычитание.
6–1=5 5–5=0
6–2=4 5–4=1
6–3=3 5–3=2
6–4=2 5–2=3
6–5=1 5–1=4
– Расположите примеры второго столбика так, чтобы результат уменьшался.
7. Задание 7 (с. 95).
– Какие фигуры изображены в учебнике?
– Распределите фигуры по группам разными способами.'
I способ (по цвету): а) зеленые фигуры; б) красные фигуры; в) желтые фигуры.
II способ (по размеру): а) большие фигуры; б) маленькие фигуры.
III способ (по форме): а) круги; б) треугольники; в) четырехугольники.
IV. Работа в печатной тетради.
- Самостоятельное решение задач.
- Анализ записей вида 6 1 = 5 и выбор знака “+” или “?”.
- Составление примера из деталей мозаики.
- Выполнение задания по порядку:
1. Напиши все цифры, данные пунктиром.
2. Выполни действия и впиши результаты.
3. Соедини точки на рисунке в порядке следования ответов. - Поиск треугольников в заданной фигуре.
V. Фронтальная работа.
1. Игра “Карусели”.
Дидактическая цель. Раскрытие понятия переместительного свойства сложения.
Средства обучения. Картонный круг, в центре которого в отверстие вставлен карандаш. Вылепленные детьми из пластилина фигурки разных зверюшек.
Содержание игры. Учитель ставит по диаметру круга вылепленные из пластилина фигурки зверюшек, например 3 зайцев и 2 белок, и предлагает детям составить пример на сложение. Затем, покатав зверей на каруселях (учитель вращает круг несколько раз), он останавливает их так, чтобы зверюшки поменялись местами по отношению к детям, снова предлагает учащимся составить пример на сложение. В результате дети составляют пару примеров на сложение:
3+2=5 2+3=5
Катая на каруселях по очереди других зверюшек, учитель предлагает детям составить пары примеров на сложение. В итоге дети делают вывод: от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.
2. Нарисуйте по образцу.
VI. Итог урока.
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Каким знаком обозначают умножение?