Актуальность
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», Устава учреждения, городской программы «Одарённые дети».
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В Концепции модернизации российского
образования ставится задача по формированию
«целостной системы универсальных знаний, умений,
навыков, а также опыта самостоятельной
деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть ключевых компетенций,
определяющих современное качество содержания
образования». Образование в результате
модернизации неизбежно должно перейти на два
основания – парадигмы знаний и компетентностей.
Формирование ключевых компетентностей, к
которым относится проектная компетенция, должно
стать одним из результатов общего среднего
образования, а проектирование и проектная
деятельность – новым содержанием.
В настоящее время современное образование
должно обеспечить функциональную грамотность и
социальную адаптацию обучающихся на основе
приобретения ими компетентного опыта в сфере
учения, познания, профессионольно-трудового
выбора, личностного развития и ценностных
ориентаций. В связи с этим главная цель программы
заключается в следующем: развитие
познавательных интересов, интеллектуальных,
творческих и коммуникативных способностей
учащихся, определяющих формирование
компетентной личности, способной к
жизнедеятельности и самоопределению в
информационном обществе, ясно представляющей
свои потенциальные возможности, ресурсы и
способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» предназначена для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование различных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- формирования умений публичной защиты работы.
Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
В основе формирования умений информационной и
учебно-познавательных компетенций учащихся
лежит два главных вида учебно-познавательной
деятельности учащихся: проектная деятельность в
микрогруппе, практика работы в библиотечном
фонде, а также изучение рекомендаций по
организации учебно-исследовательской
деятельности.
Содержание курса объединено в 3 тематических
модуля: структура учебно-исследовательской,
проектной деятельности учащихся, этапы
организации, презентации результатов.
Все образовательные модули не предусматривают
сугубо теоретических знаний, а имеют
деятельностно-практический характер. Система
занятий сориентирована не столько на передачу
«готовых знаний», сколько на формирование
активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными
навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и
использованию информации.
Программа проектная и исследовательская деятельность обучающихся «Я – исследователь» рассчитана на 144 часа.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
В результате работы по программе «Проектная и исследовательская деятельность» учащиеся должны знать:
– структуру проектной и исследовательской
деятельности учащихся;
– основное отличие цели и задач проектной и
исследовательской работы; объекта и предмета
исследования;
– структуру речевых конструкций гипотезы
исследования;
– основные информационные источники поиска
необходимой информации;
– правила оформления списка используемой
литературы;
– способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся должны уметь:
– определять характеристику объекта познания,
поиск функциональных связей и отношений между
частями целого;
– разделять проектную и исследовательскую
деятельность на этапы;
– самостоятельно организовывать деятельность
по реализации учебно-исследовательских проектов
(постановка цели, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.);
– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
– планировать и координировать
совместную учебно-исследовательскую
деятельность по реализации проекта в
микрогруппе (согласование и координация
деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание своего вклада в решение
общих задач группы; учет особенностей различного
ролевого поведения – лидер, подчиненный);
– пользоваться библиотечными каталогами,
специальными справочниками, универсальными
энциклопедиями для поиска учебной информации о
биологических объектах.
Методы и средства обучения:
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Принципы:
Принцип гуманизации – заключается в
ориентации образовательного процесса на
личность воспитанника, что проявляется в выборе
содержания, методов, средств обучения и
воспитания. Воспитанник находится в центре
образовательного процесса.
Принцип индивидуализации – состоит в
учете психологических индивидуальных различий
детей: их темперамента, типа мышления, динамики
психических процессов и т.д.
Принцип интегральности – объединяет и
оказывает влияние на учебную и проектную
деятельности обучающихся, когда опыт и навыки,
полученные при выполнении исследовательских и
творческих работ, используются на занятиях и
содействуют повышению успеваемости и развитию
психологической сферы;
Принцип непрерывности – определяет
процесс длительного профессионально
ориентирующего образования и воспитания в
творческом объединении учащихся различных
возрастов и научных руководителей.
Этапы организации работы:
- Организационно-подготовительный. Формирование групп учащихся,
- желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований. Определение целей и задач.
- Теоретическая подготовка. Знакомство с научно-исследовательской
- деятельностью на примерах работ известных ученых.
- Практическая подготовка. На практических
занятиях учащиеся учатся:
- пользоваться современным оборудованием;
- составлять графики, таблицы, диаграммы;
- работать с каталогами;
- составлять библиографию, рецензии;
- составлять презентации публичных выступлений;
- выбору темы исследования;
- определению проблем, требующих решения;
- формулированию темы предполагаемого исследования;
- утверждению темы на установочной конференции.
- Планирование проектной (исследовательской) деятельности.Постановка цели, задач.
- Планирование хода эксперимента.
- Сбор данных, проведение эксперимента.
- Анализ полученных результатов.
- Выводы на основе результатов исследования.
- Подготовка материалов к исследовательской работе.
- Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов.
- Оформление проектной (исследовательской работы).
- Подготовка учебно-исследовательской работы к защите.
- Презентация творческих проектов.
Содержание учебных тем:
1. Введение (4 ч).
Цели и задачи деятельности объединения. Правила организации занятий и их специфика. Практическая работа: разработка замысла проекта. Формы контроля: защита замысла проекта.
2. Структура проектной, исследовательской деятельности (20 ч).
Цель и задачи учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности учащихся: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятка.
3. Этапы организации проектной (исследовательской) деятельности (54 ч).
Информационный поиск.
Этапы информационного поиска. Определение
информационного запроса. Основные источники
получения информации: библиотечные каталоги,
универсальные энциклопедии, словари,
специальные справочники.
Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги,
тематические и алфавитные указатели.
Поиск информации в Интернет по ключевому слову.
Поиск адреса необходимого сайта.
Вид деятельности: индивидуальная,
эвристическая, работа по алгоритму.
Практическая работа: поиск информации по
ключевому слову; оформление поискового запроса;
составление списка литературы.
Формы контроля: предоставление списка
литературы, необходимого для проекта.
Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к
Интернет.
Организация и проведение эксперимента.
Формы организации экспериментальной
составляющей учебно-исследовательской
деятельности: метод теоретического анализа
литературы по выбранной проблеме,
социологические методы исследования:
анкетирование, беседы, интервью, наблюдение,
математико-статистические.
Мыслительные операции: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстрагирование.
Вид деятельности: индивидуальная
эвристическая работа по алгоритму.
Практическая работа: технология
составления сводных таблиц и диаграмм.
Формы контроля: план экспериментальной части
учебно-исследовательской работы.
Оборудование: памятка.
4. Подготовка проектных, исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности (42 ч).
Письменный отчет. Структура, содержание. Формы:
дневник наблюдений, учебно-исследовательской
работы, тезисы. Стендовая защита.
Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы:
диаграмма, таблица, мультимедийная презентация,
сайт в Интернете.
Устный отчет. Структура, содержание. Формы:
доклад, дискуссия, радиопрограмма.
Виды деятельности учащихся:
групповая работа.
Формы контроля: защита докладов, фестиваль
презентаций.
Оборудование: компьютеры.
5. Экскурсии (6 ч).
6. Участие в форумах различного уровня (18 ч).
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов плана |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|
теория | практика | |||
1 | Введение. Инструктаж обучающихся по ТБ. |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
2 | Структура проектной, исследовательской деятельности | 20 | 14 | 6 |
3 | Этапы организации проектной, исследовательской деятельности | 54 | 15 | 39 |
4 | Подготовка учебно-исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности | 42 | 17 | 25 |
5 | Экскурсии | 6 | ||
6 | Участие в форумах различного уровня | 18 | 18 | |
Всего | 144 | 48 | 90 |
Календарно-тематическое планирование
Литература:
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская
работа в школе. М., Вербум -М., 2001.
2. Степанов М.В. Учебно-исследовательская
деятельность школьников в профильной школе.
Учебно-методическое пособие для учителей. СП.,
КАРО, 2005.
3. Рабочая концепция одаренности. М., ИЧП
«Магистр», 1998.
4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: кн.
для учащихся ст. классов, М., Просвещение, 1990.
5. Воронцов Г.А. Работа над рефератом, Р-на-Д,
ИЦ «Март Т», 2002.
6. Журнал «Практика административной работы в
школе»№ 3, 2007.
7. Интернет.