Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т.п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно "сваливающихся" на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. <Рисунок 1>
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач.
Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Педагоги уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, – в мире будущего.
Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Конечно, надо и учить, и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества в жизни. С самого раннего детства важно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое.
Лучше не регламентировать жизнь ребенка, а оставлять за ним право самостоятельного решения самоорганизации: выбрать, чем, сначала лучше позаниматься: чтением или счетом; самому спланировать свой день; придумать, какие игрушки взять на прогулку и во что там играть. Ребенок в таких ситуациях получает поддержку в своем свободном, хотя и умело направляемом взрослым, отношении к жизни, в своих творческих проявлениях. Отсюда и начинается умение не бояться взлететь высоко, как птица.
Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?
Практика и специальные исследования показывают, что особенно эффективна в этом смысле специальная работа по развитию личностного интеллектуально-творческого потенциала, проводимая средствами художественной деятельности ребенка.
Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмыслив, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка, формирует эстетическую восприимчивость ребенка к миру, оценку прекрасного. <Рисунок 2 >
Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени но, самое главное, независимо от личностных комплексов.
<Рисунок 1>
<Рисунок 2 >
Занятие по художественной литературе с элементами художественного конструирования в подготовительной к школе группе
Программное содержание. Знакомство с русской народной сказкой “Царевна-лягушка”; развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки; развитие умения поддерживать беседу; развитие внимания; учить ориентироваться на листе бумаге; развитие действий построения выразительной и динамичной композиции (конструирование человеческой фигуры в движении, естественное расположение объектов на фоновой поверхности).
Материал. Текст сказки “Царевна-лягушка”, схема кроссворда к сказке, фланелеграф. Детали конструктора, набор иллюстраций к сказке.
Ход занятия
Дети рассаживаются полукругом на стульчиках.
Воспитатель говорит, что все дети любят слушать сказки, рассказы, стихи, басни и т.д.
– Скажите, кто сказки сочиняет? (писатели, народ)
А почему вы их любите? Что в них хорошего? (много приключений, волшебство, добро побеждает зло)
– Всегда ли в литературных произведениях героями являются люди? (нет)
– Кто еще может быть героями сказок, рассказов, стихов? (животные, птицы, насекомые, различные предметы и т.д.)
– Часто в сказках действуют не люди, а звери, думающие, разговаривающие и поступающие, как люди. Так, когда хотят сказать, что человек трусливый. Говорят, что он боится, как заяц. Лисе приписывают такие человеческие качества, как хитрость, коварство.
– С кем можно сравнить человека, когда хотят показать, что он злой, жадный? (с волком)
– Болтливого человека сравнивают с сорокой; глупого человека, который гордится своим умом, сравнивают с вороной; мудрого и рассудительного сравнивают с совой.
– А с кем можно сравнить упрямого человека? (с бараном, ослом)
Вот и сейчас нам предстоит встретиться с героями одной сказки, в которой тоже присутствуют животные.
– Хотите попасть в нее?
– Тогда повторяйте за мной:
Здравствуй, мудрая страна,
Что отсюда не видна!
Явись ниоткуда,
Пусть свершится чудо!
Встань на пути,
Нас к себе впусти!
Воспитатель показывает им картинку с изображением Ивана-царевича. <Рисунок 3> Просит догадаться из какой сказки этот Иван-царевич. Если дети начинают перебирать все названия сказок, то можно предложить им таблицу-кроссворд, в которой зашифровано название сказки, и объяснить, как прочитать это послание, с помощью фишки или карандаша. Затем дети выполняют задание, читают название сказки и педагог рассказывает им эту сказку. <Рисунок 4 >
<Рисунок 3>
<Рисунок 4 >
Шагать фишкой по плану:
1. А-1 | 8. Д– 4 |
2. Б-1 | 9. Д-5 |
3. Б-2 | 10. Д-6 |
4. В-2 | 11. Ж-6 |
5. В-3 | 12. Ж-5 |
6. Г-3 | 13. Ж-4 |
7. Г-4 | 14. Ж-3 |
Физминутка (“Лягушата”)
Лягушата дружно встали, (протягивают согнутые в локтях руки вперед, пальцы
Свои лапки показали. широко раздвинуты )
Спинки прогибаются, (слегка прогибаются назад)
Лягушки улыбаются, (хлопки в ладоши)
Лапками похлопали,
Ладошками пошлепали. (Хлопки ладонями по груди, по одной руке, бокам и
Шлеп по грудке, по руке, спине – докуда достанут руки)
По бокам и по спине.
По другой руке стучали (похлопать по второй руке от кисти к плечу).
И нисколько не устали.
Застучали по ногам – (хлопки по ногам снизу вверх)
Шлеп-шлеп-шлеп, тарам-пам-пам!
А потом, потом, потом (кулачками растереть руки, грудь, бока, спину, ноги).
Кулачком все разотрем.
Ладошками себя погладим (погладить себя мягкими движениями ладоней).
И спиночку свою расправим. (Встать, хорошо выпрямив спину).
Беседа по сказке. <Рисунок 5 >
Вопросы по содержанию сказки:
– Что велел царь сделать своим сыновьям?
– Что из этого получилось?
– Какие задания давал царь женам своих сыновей?
– Кто как выполнил эти задания?
– Почему Василиса Премудрая превратилась в лягушку?
<Рисунок 5 >
– Кто дал Ивану-Царевичу волшебный клубок?
– Кого Иван-царевич встретил на своем пути?
– Как Иван – Царевичу удалось победить Кощея?
– Как заканчивается сказка?
– Кто вам больше всего понравился в сказке?
– Хотите их смоделировать на фланелеграфе, на нем есть по одной геометрической фигуре, добавьте к ним детали для получения понравившегося вам персонажа сказки. Дети выполняют задание. Далее выбирают наиболее удавшиеся работы. <Рисунок 6 >, <Рисунок 7 >
<Рисунок 6 >
<Рисунок 7 >
В конце разгадывают зашифрованную пословицу “Хорошая книга – лучший подарок”
<Рисунок 8 >
<Рисунок 9 >
Интегрированное занятие по развитию экологических представлений с элементами художественного конструирования в подготовительной группе “Необычный лес”
Программное содержание. Уточнить и расширить представления детей о лесе. Развивать желание отгадывать загадки, развивать воображение – придумывание предметных изображений по отдельным предметам, обозначенных схематически (достраивание незавершённой модели – схемы структуры определённого класса объектов) и объединение их в целостную сюжетную композицию.
Воспитывать любовь к природе.
Материал. Элементы конструктора, фоновые стенды, игровой персонаж Лесовичок, объёмные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса, репродукции картин, загадки, на стенде незавершённые модели по 2-3 на каждого ребёнка.
Предварительная работа. Чтение литературы о лесе, наблюдения на прогулках и экскурсиях.
Ход занятия
В группу приходит старичок-Лесовичок.
– Я пришел к вам издалека. Отгадайте, где я живу, откуда я к вам пришел?
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём! (Лес)
– Что это за дом? (Ответы детей). Правильно, я пришёл из леса. В моём заповедном лесу, каких только чудес нет! И я принёс вам.... (вносит берестяной кузовок).
– Что это? (Ответы детей).
– Это берестяной кузовок
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
И пропахла в нём береста
Земляникой и смолой,
Спелой рожью,
Мёдом с воском
И травою луговой....
– А что я собираю в кузовок? (Ответы детей). А что ещё лежит в нём, вы узнаете, коль загадки разгадаете.
– Что растёт в лесу?
Выберите со стола все картинки растений.
Загадка №1.
На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белены
Шапочки зелены. (Березки).
– Какие деревья еще растут в лесу?
Выберете и прикрепите на своих ковролинах, где будет лес.
– Получился ли у нас лес? Почему? Что растёт ещё в лесу? (Ответы детей).
Загадка №2.
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень поздняя придёт
На зубок он попадёт. (Орех).
– Куда поселим кусты? Почему рядом с деревьями?
А какие растения у нас остались? (Травянистые). Зачем они лесу? Хороший лес у вас получился. Он красивый, растений много, все разные. Воздух чистый... (мечтательно). Но чего-то не хватает всё-таки. Что же нужно сделать, чтобы получился настоящий лес?
Помогут нам загадки:
В лесу под ёлкой крошка –
Только шапка, да ножка. (Гриб).На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника).
– Вот какие ягоды-красавицы растут в моём лесу. В нём есть и ещё что-то.
Расцвели в лесочке
Весёлые звоночки. (Колокольчики).
– Иду дальше и вижу:
Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей).
– Какие насекомые ещё живут в лесу? Зачем они лесу? Поселите в наш лес насекомых. (Дети выбирают и прикрепляют на ковролин, объясняя при этом, где живет то или иное насекомое и почему)
– Одни насекомые съедят лес. Что делать? (Ответы детей).
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел).
– Какие ещё птицы живут в лесу? Почему? Поселите их в нашем лесу.
В моём кузовке есть ещё загадки:
Я – лесной исполин,
Брожу меж сосен и осин
Если голову закину,
То достану гроздь рябины. (Лось).
– Какие звери живут в лесу и почему? Найдите картинки и расселите зверей.Что же у нас получилось? (Лес). Как вы узнали лес?
Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нём находят пищу, места для гнёзд, нор. Леса бывают разные: смешанные, где растут разные деревья; хвойные – тёмные леса (тайга); светлые леса – берёзовые рощи, где растут одни только берёзы; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой. В лесу можно собирать ягоды и грибы. Лес по-разному выглядит в разное время года, но он всегда красив! Люди восхищаются красотой леса, отражают её в картинах, стихах.
<Рисунок 10>
– Ребята, у меня в кузовке, осталась всего одна загадка, но прежде, чем приступить к её разгадке, мы отдохнем. Устал я загадки загадывать.
Физминутка.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту).
– В обычном лесу всё обычно. Летают птицы, светит солнце, живут обычные животные, растут обычные деревья, цветы, ягоды, грибы. Всё обычно.
В необычном лесу всё наоборот. Трудно сказать, кого там только нет!
Угадайте, кто живёт в необычном лесу?
Подойдите к своим фланелеграфам, что вы видите на них? Вот вам и последняя загадка. Представьте в каждой недостроенной модели-схеме кого-нибудь – животное, птицу, растение – из необычного леса. <Рисунок 11>
<Рисунок 11>
– Попытайтесь достроить эти фигуры. Они все разные, но добрые и весёлые, и необычные, потому что и лес у нас будет необычный.
(Дети самостоятельно выбирают недостроенную модель-схему, представляют образ реального или сказочного объекта).
– Не забывайте, что эти модели-схемы могут быть основными или дополнительными элементами в вашем сказочном объекте и каждая ваша конструкция должна вписаться в общую сюжетную композицию. <Рисунок12>
(Дети конструируют сообща).
Вот так лес!
Полон лес и загадок и чудес!
– Порадовали старика. Хорошо усвоили, что такое лес.
<Рисунок 12>
Вот какие чудеса из заповедного леса я принёс в берестяном кузовке. Я дарю этот кузовок вам, чтобы вы учились собирать лесные дары и понимать загадки леса. Когда я приду к вам в следующий раз, вы сами загадаете мне загадки про те чудеса, которые вы соберёте или увидите в лесу. А мне пора назад, в лес.
До свидания!