Цель урока. Знакомство с письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Задачи урока:
- Личностные: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.
- Предметные : познакомить детей с письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями; углублять знания детей в выбранной предметной области; формировать информационную культуру учащихся; развивать правильную математическую речь, творческие способности, логическое мышление учащихся; развивать познавательные процессы.
- Метапредметные :
Познавательные: поддерживать научно-исследовательский интерес; учить использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач; учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; учить осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
Регулятивные: учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учить самостоятельному учёту выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; обучать навыкам самоконтроля, самооценке; научить учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и интересы; учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Оборудование урока:
- Опорные картинки “Слушать и слышать”, “Очки”.
- Карточки с ответами математического диктанта.
- Ребус “Наука”.
- 4 примера на умножение с разными ответами, решение их в столбик для проверки.
- Слова алгоритма.
- Числовой кроссворд.
- Карточка-задание для групповой работы.
- Магниты для каждого.
- Смайлики.
- Проигрыватель.
Ход урока
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание! Вновь прозвенел звонок.
Садитесь по-удобнее. Начнем сейчас урок.
2. Разминка.
Подготовка учащихся к работе на уроке. С.Востоков “Не умею”.
Танцевать я не умею,
И стихов я не пишу,
Самолётики не клею,
За футболом не слежу,Не умею петь я басом
И из глины не леплю,
Но зато один из класса
Я ушами шевелю.
– Верите ли вы, что герой этого стихотворения заявляет это серьёзно? Почему? Вывод: В каждом человеке есть что-то хорошее, каждый что-то умеет.
– Терпенье и труд – (Всё перетрут)
– Гриб в горошек (Мухомор)
– Дыня весит 6 кг и ещё половину. Сколько весит дыня?(9кг)
– Что вешают, приходя в уныние? (Нос)
– Если женщина графиня, то мужчина – (Граф)
– Расстояние, пройденное за единицу времени – (Скорость)
– С чего начинается математика. (С буквы М.)
– Мы начинаем с математического диктанта.
3. Актуализация знаний.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
Открыли тетрадь, записали число, классная работа. Учитель задает вопросы, дети записывают ответ с указанием величины.
– Вес камчатского моржа 2 тонны. Сколько это килограммов?
– Палтус – это рыба. Она живёт до 3 веков. Сколько это лет?
– Северные олени ценны как транспортные животные. Они развивают скорость до 15 км/ч. Какое расстояние могут преодолеть за 5 часов?
– Камчатка богата лекарственными растениями. Для аптеки собрали 20 кг можжевельника, а зверобоя на 8 кг меньше. Сколько собрали зверобоя? Вырази полученное число в граммах.
– Самолёт ИЛ-86 из Москвы до Петропавловска-Камчатского преодолевает в среднем за 9 ч расстояние в 8100 км. С какой средней скоростью он летит?
– Скорость моторной лодки 15 км/ч. Сколько времени ей понадобится, чтобы преодолеть расстояние в 60 км?
– Высота Корякского вулкана 3км456м. Сколько это метров?
На доске: 2000 кг, 300 лет, 75 км, 12000 г, 900 км/ч, 4 ч, 3456 м.
– На какие группы можно разделить ответы? Назовите их. (Единицы массы, времени, скорости, длины).
– Все ли числа можно назвать величинами? Почему?(Их можно измерить, сравнить.)
– Придумайте задачу на движение? Составьте обратные.
– Что можно сказать об этом числе?(12000 – Пятизначное, чётное, круглое, отсутствуют единицы 1 класса, 1 единица 5 разряда,2 единицы 4 разряда и т.д.)
– Назовите самую большую единицу длины, самую маленькую.
Отгадайте ребус.
– Что для математика? (Точная важная наука)
Известный французский писатель Оноре де Бальзак говорил: “Ключом для всякой науки является вопросительный знак”. Как вы это понимаете?
4. Постановка учебной задачи.
Внимание. У нас тоже возник вопрос. Какое задание получили дети?(Учитель показывает 4 примера с разными ответами, запись “столбиком”).
– Детям предложили умножить на трёхзначное число, в котором единицы и десятки отсутствуют.
532*300 = 1596, 532*300 = 15960, 532*300 = 86500, 532*300 = 159600
Вы удивлены? Почему? Над каким вопросом подумаем? Ваши предположения. Задание одно, выполняется оно по-разному. И ваши предположения тоже не одинаковы. Появилась проблема. Давайте её исследуем.
5. Поиск решения.
Формулировка правила. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
– Какие вычисления мы уже умеем выполнять практически без ошибок? (Умножать на однозначное число, умножать на 10,100, 1000)
– Вспомните алгоритм записи и решения умножения на однозначное число?
На доске появляются слова алгоритма:
|
под единицами |
|
Единицы, десятки, сотни, единицы тысяч,десятки тысяч, сотни тысяч |
|
– Посмотрите на эти числа. Что появилось в них? (Число стало трёхзначным)
– Исходя из имеющихся у нас знаний, какие будут предложения?
– Как мы можем представить число 300 двумя множителями?(300 = 3*100, сначала мы умножим на 3, а потом на 100)
– А если бы детям предложили умножить не на 300, а на 30, 3000 (30=3*10, 3000=3*1000)
|
под единицами | а*10 а*100 а*1000 |
|
Единицы, десятки, сотни, единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч | Умножаю на 10, 100, 1000 |
|
– Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? Чем мы будем заниматься? (Умножать на числа, оканчивающиеся нулями) – Как будем записывать в строчку или в столбик? (Записывать в столбик) – Это устные или письменные приёмы? (Письменные приёмы.)
Тема сегодняшнего урока “Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями”.
6. Первичное закрепление.
Правильность и осознанность усвоения нового учебного материала.
На доске составлен числовой кроссворд из 8 строчек.
- 588*70= 41160
- 647*30=19410
- 218*3000=654000
- 5406*30=162180
- 258*400=103200
- 3007*60=180420
- 8095*20=16190
- 207*300=62100
С 1 по 4 решаем с комментированием, с 5 по 8 – самостоятельно с взаимопроверкой.
В выделенном прямоугольнике должны появиться числа 1,4,0,2,2,0,1,1.
– Что они могут обозначать? (14 февраля – День Святого Валентина. Мы тоже влюблены в науку “математика”.)
– Вернёмся к примерам, решенным учениками. (Учитель показывает запись столбиком:1 – неверная запись, 2 – умножили не на 100, а на 10, 3 – не умножали, а складывали, 4 – верно решено). – Какие выражения можно сразу же отбросить в сторону и не проверять? – Где нам в жизни пригодятся такие навыки счёта?
7. Физкультминутка.
Пляшущие человечки.8. Групповая работа.
Групповое выполнение задания, требующее применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
Работаем в группах. Каждой группе предлагаются одинаковые задания.
Задание. Реши задачи. В каждой строчке найди ответ, закрась его карандашом: 1 строка – синим, 2 строка – красным, 3 строка – жёлтым. Торопитесь! Не ошибитесь!
– Статистики подсчитали, что в среднем человек за день делает 20.000 шагов. А за год? (В году 365 дней) (365*20000=…)
– Скорость ураганного ветра 33 м/с. Какое расстояние он преодолевает за минуту?(33*60=…)
– Цена альбома 135 рублей. Сколько надо потратить денег, чтобы закупить 30 альбомов на класс?(135*30 =…)
6 | 8 | 4 | 7 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 4 | 7 | 9 |
3 | 7 | 6 | 2 | 9 | 8 | 5 | 1 | 9 | 8 | 0 | 7 | 7 | 7 | 3 |
2 | 4 | 0 | 5 | 0 | 6 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 6 | 8 | 9 | 0 |
Все группы вывешивают свои листы. Проверяем.
9. Рефлексия.
Адекватность самооценки учащегося оценки учителя.
На доске с начала урока прикреплены 3 смайлика. У каждого ребёнка есть магнит.
Я понял материал урока, справился с заданием. Мне не всё понятно, в работе есть ошибки, мне нужна помощь.
Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно нужна помощь.
Дети по очереди подходят к доске и прикрепляют свой магнит там, где считают нужным.
10. Итог урока.
Задавание домашнего задания.
– Что нового узнали на уроке? Хорошо работали…. Домашнее задание на карточках.
Для слабых:
1. На ферме было 15 пятнистых и 12 рыжих коров. От каждой пятнистой коровы получали по 500 литров молока в месяц, а от каждой рыжей коровы – по 600 литров. Сколько литров молока надоили от коров на ферме за два месяца?
2. Реши:
43236:6 + 7021*30
Для сильных:
1. На ферме было 15 пятнистых и 12 рыжих коров. От каждой пятнистой коровы получали по 500 литров молока в месяц, а от каждой рыжей коровы – по 600 литров. Поставь вопрос и реши задачу.
2. Запиши и реши уравнение : Уменьшаемое 200100, вычитаемое – неизвестное число, разность равна произведению чисел 564 и 300)
– Надеюсь, что с заданием справитесь. Спасибо за урок.