Дизайн-проект развивающей среды

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Бытие определяет сознание. Применительно к детскому саду это означает, что созданные в группе условия, среда во многом предопределяют развитие, обучение и воспитание ребенка. Поэтому работа воспитателя должна начинаться именно с этого – с создания предметной среды в группе. Что же понимается под предметной средой? (Слайд 1)

Среда является сложным образованием, включающим целый ряд взаимосвязанных между собой компонентов природного и социального характера. (Слайд 2) Природный компонент – это живая и неживая природа, растения, животные, микроорганизмы, атмосфера. Социальный компонент – это взаимоотношения людей и общества, материальная и духовная культура. (Слайд 3)

Во введении к Стокгольмской декларации, принятой на конференции Объединённых Наций в 1972 году, записано: «…человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие». (Слайд 4)

Модель образовательной среды должна включать в себя три блока:

  • содержание дошкольного образования.
  • взаимодействие всех участников педагогического процесса.
  • пространственно – предметная развивающая среда. (Слайд 5)

Сегодня в связи с ФГТ много говорят о необходимости создания развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Нужна такая среда, которая давала бы ребенку возможность максимально проявлять себя не только в организованных формах обучения, но и в свободной деятельности. Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям.

Порой не только молодые специалисты, но и педагоги-практики испытывают затруднения при создании такой среды. Важно помнить, что для полноценной работы в группе необходимо исходить не из конкретного ассортимента материалов и игрушек, не из конкретной программы обучения, а в первую очередь из общих психолого-педагогических оснований. Какие же это основания?

Первое основание – виды деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская), из которых складывается образовательный процесс в детском саду, независимо от конкретной программы.

Второе основание – своеобразие возрастных этапов, т.е. особенности развития детей каждого возраста. (Слайд 6)

Обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Продуманный интерьер групповой комнаты положительно влияет на настроение. Качественно изменяется в новых условиях сам ребенок. В новой среде он и ведет себя по-новому. Он с интересом знакомится с новым оборудованием, пробует свои силы в той или иной деятельности. Среда стимулирует у него любознательность, самостоятельность, инициативность, общительность и доброжелательность. (Слайд 7)

Правильно организованная среда предусматривает, в первую очередь, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Учет уникальности личности каждого ребенка продвигает педагога к осуществлению индивидуального подхода в обучении и воспитании.

В правильно организованной среде у воспитателя появляется больше возможностей развивать коммуникативные способности ребенка и его речь, готовить к школе. Для этого в группе есть театр, уголок познавательных игр, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, детская библиотека, исследовательский центр, разные виды конструктора для развития мелкой моторики, занимательный материал по разделам программы. (Слайд 8)

Воспитатель организует процесс воспитания и обучения в активной, содержательной деятельности. Вокруг ребенка создается специальная среда, в которой он живет и развивается. Он развивает физические качества – для этого в группе есть спортивный уголок. Он формирует сенсорные навыки – этому служат уголок изобразительного творчества, конструирование. Он хочет много узнать о жизни живой и неживой природы – в его распоряжении природный уголок с растениями, черепахами, рыбками и птицами. Ребенок, активно общаясь со сверстниками в совместных ролевых играх, накапливает жизненно важный опыт проживания в социуме. (Слайд 9)

В вопросе конкретного подбора и количественного насыщения группового помещения материалами нужно быть осторожным. Коммерческие интересы производителей и торговых фирм заключаются в том, чтобы создавать как можно больше продукции, навязывая детским садам все новые и новые материалы. В этом вопросе следует руководствоваться интересами педагогической целесообразности, противостоять соблазнам безудержной потребительской гонки. Само по себе обилие материалов не дает гарантий успеха в развитии. Поэтому при выборе игрушек и полиграфической продукции не стоит руководствоваться тезисом: «много – значит хорошо». В игровых уголках соседствуют традиционная мозаика и современные пазлы. Подбор их осуществляем сбалансированно. При выборе игр важно исходить из принципа большей развивающей ценности игрушки.

Игровое оборудование должно быть подобрано грамотно, без чрезмерности и недостатка. Тогда оно создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду. Чувство меры и такта позволяет не только правильно подобрать материалы для игр и занятий, но и оставить достаточно самого пространства для игр и занятий детей.

Основные положения и принципы построения развивающей среды

Организацию развивающего пространства следует продумывать, исходя из следующих принципов.

Принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. (Слайд 10)

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия. (Слайд 11)

Считаем заслуживающим внимания тот факт, что при создании развивающего пространства группы основной акцент делался на обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его положительного самоощущения. Не секрет, как много детей поступает в детские сады с различными патологиями в развитии, в том числе психическими. Поэтому чрезвычайно важно создать для таких детей, да и всех остальных, условия для благополучного психического развития: комфорт, уют, душевное тепло. Наш дизайн-проект нацелен именно на такой подход к детям. Интерьер групповой комнаты приближен к домашней обстановке. Сходство с домашней обстановкой снимает стрессообразующий фактор, помогает легче адаптироваться к детскому саду. Созданная в группе обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка.

Принцип эстетичности и красоты. (Слайд 13)

Немаловажным считаем то, что развивающая среда должна быть построена с учетом современных эстетических требований. При оформлении помещения хорошо выдержать единый стиль. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного светоощущения ребенка служат цветовые пятна в интерьере группы: яркое панно на стене, игрушки, постеры в рамках.

Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка. (Слайд 14)

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Поэтому мы строим среду так, чтобы эти потребности удовлетворять. В результате у каждого ребенка есть выбор: с кем? где? как? во что играть? Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Так, например, на третьем году жизни – это развитие движений и речи. Поэтому в оборудование первых младших групп мы включаем горки с пологим спуском, большие автомобили, качалки, большие мячи, простые сюжетные картинки, прочные книжки.

Принцип функциональности. (Слайд 15)

Он означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Используемые нами игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны.

Принцип динамичности-статичности (Слайд 16)

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а также требует изменений. Поэтому среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. Первоначальным периодом построения среды мы считаем два месяца. Далее идет ее насыщение и реорганизация. Примерно раз в два месяца часть материалов воспитатель заменяет, по возможности переставляет оборудование. Среди грамотно организованной предметной среды ребенок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования (Слайд 17)

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием и т.д.

Принцип учета гендерных и возрастных различий детей. (Слайд 18)

Создавая развивающую среду группы, каждый воспитатель учитывает особенности детей, посещающих эту группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее. Так, если в группе больше мальчиков, то и среда будет отличаться от той, где больше девочек.

Принцип полифункциональности. (Слайд 19)

В нашем проекте каждый ребенок сможет найти себе дело и занятие по душе. С этой целью в группе выделены центры по организации определенного вида деятельности. Но все зоны и центры не имеют четкого разграничения, что позволяет использовать принцип полифункциональности, т.е. один и тот же игровой уголок можно легко и быстро преобразовать в другой, по желанию ребенка.

Внимание к индивидуальным заслугам ребенка. (Слайд 20)

Добиваясь каких-либо успехов, ребенок реализует потребность в признании и самовыражении.Опытный педагог никогда не пропустит этот важный момент в жизни воспитанника. В группе выделено специальное место – выставка достижений детей в той или иной деятельности, где могут и должны демонстрироваться его пусть скромные, но успехи. Таким образом, педагог признает и обеспечивает право ребенка на его личностный рост и успех в любом виде деятельности

Мы предлагаем Вашему вниманию эскизы некоторых игровых и учебных зон в группах старшего возраста, которые, возможно, помогут кому-то в оформлении развивающей среды. Конечно, это всего лишь наброски и далеко не все легко осуществимы. Но именно так мы представляем современный интерьер групповой комнаты.

Литературный центр

Выглядит притягательно. Мягкие формы дивана, плавные линии стеллажей располагают к спокойному, вдумчивому чтению или рассматриванию иллюстраций. Уют, домашняя обстановка, как нельзя кстати, подходят к книжному уголку. В таком уголке небольшая группа детей может комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В долгие зимние вечера воспитатель сможет почитать детям их любимые сказки и рассказы. А при желании дети смогут посмотреть свои любимые мультфильмы.
В литературном центре воспитатель может организовывать выставки литературы того или иного автора, особенно к юбилейным датам, проводить литературные викторины и конкурсы.

(Слайд 21)

Природный уголок

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Воспитатель должен продумать подбор и размещение растений, требующих разных способов ухода, приготовить все необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В этом уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично разместившиеся на полках. Предусмотрены подставки на роликах для кашпо с цветами, что позволит даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними. С подгруппой детей воспитатель может проводить здесь наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы можно расположить пуфики и поиграть в свободные игры.

(Слайд 22)

Физкультурный уголок

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Несомненно, что такой уголок будет пользоваться популярностью у детей, поскольку реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь можно заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, лазание по лестнице, игры с мячом, метание в цель и т.п. Увеличение двигательной активности благотворно скажется на физическом и умственном развитии, состоянии здоровья ребенка.

(Слайд 23)

Театральная студия

Театр – очень важный объект в развивающей среде. Именно с него может начаться оснащение группы. Почему? Потому что, в первую очередь, нужно сплотить группу, объединить детей какой-то интересной идеей, новой деятельностью. Такой деятельностью может стать именно театр. В театре дети раскрываются, открывая неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые, становятся уверенными и активными. Те, кто без желания шел в детский сад, теперь с охотой может придти в группу. В театральном уголке есть ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый, настольный виды театра. Воспитатель вместе с детьми сможет готовить костюмы, атрибуты и декорации к своим маленьким представлениям. На стене – сказочное панно в виде расписного окна. Оно может служить как афишей к новому представлению, так и иллюстрацией к сказке.
Дети – большие артисты. Поэтому они с радостью будут участвовать в постановках и также с удовольствие смотреть их.

(Слайд 24)

Центр искусства и красоты

Под центр искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки наполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей самые разные материалы: мелки, акварель, тушь, гуашь, сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон впрок находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же может разместиться небольшая выставка с образцами народного художественного промысла.

(Слайд 25)

Творческая мастерская

Центр искусства гармонично дополняет творческая мастерская. Здесь дошкольники могут отдаться любимому увлечению: рисованию, чеканке, оригаме, лепке. Детские готовые работы (рисунки, поделки, коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на Стене творчества. Она выполняет не только декоративную, но и в первую очередь функциональную роль. Стена имеет свободный доступ для детей. Часто она представляет персональную выставку работ того или иного ребенка. Нередко здесь наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку ребенка и влияет на его самоутверждение.

(Слайд 26)

Строительный центр

Строительный центр хотя и сосредоточен в одном месте, но он мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки можно легко переместить в любое место. Содержимое строительного уголка – это разного вида конструкторы, кубики. Отдельно хранится крупный и мелкий деревянный строительный материал, а также схемы и чертежи построек, чертежи. Содержание строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность большой группой детей, подгруппой и индивидуально, разместить строительство на ковре, либо на трапецевидном столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, включая в часть других видов деятельности (в сюжетно-ролевые игры, в игру-драматизацию, в ручной труд).

(Слайд 27)

Центр науки, мини-лаборатория

Центр науки или исследовательский центр пользуется неизменной популярностью у детей. Он представляет собой мебельный модуль со специальными оборудованными стеллажами. На полочках воспитатель представит для детского исследования самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т.д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это чрезвычайно интересует детей. Для развития познавательного интереса воспитатель должен подобрать специальную детскую познавательную литературу, пооперационные карты, алгоритмы для проведения опытов. Рядом стоящие столы располагают к проведению элементарных опытов. На стенде в виде книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, пометок, отчетов.

(Слайд 28)

Игротека

Помня о том, какое место в жизни ребенка-дошкольника занимает игра, в групповом пространстве для игры нужно оставить достаточно места и уделить этому вопросу серьезное внимание. Это, так называемые, «тихие» игры. Здесь воспитатель может в индивидуальном порядке закреплять знания по все разделам программы, используя разные типы настольных игр: головоломки, ребусы, пазлы, домино, логические ассоциации, лабиринты и проч. Дети, как правило, любят такие игры и с удовольствием объединяются небольшими подгруппами.

Благодаря «умным» играм, у детей развиваются многие психические качества: внимание, память, воображение, мышление.

(Слайд 29)

Уголок уединения и отдыха

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия. Уголок уединения располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь защищенно, спокойно и уютно. К этом располагает комфортное кресло, коврик на полу, мягкая игрушка. Приятный водный пейзаж на стене радует глаз и манит отвлечься от суеты, побыть одному в покое и восстановить силы.

(Слайд 30)

Уголок безопасности дорожного движения

Уголок безопасности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма интересен, в первую очередь, мальчикам. Здесь закрепляются основные знания Правил дорожного движения. Для этого воспитатель должен подготовить необходимые атрибуты к сюжетно-ролевой игре: всевозможные транспортные игрушки, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

(Слайд 31)

Зона сюжетно-ролевой игры

Выделены специальные игровые зоны для организации ролевых игр – это «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье». К сожалению, размеры группы ограничены, не позволяют вместить все задуманное. Выходом из этой ситуации может стать перенос части игрового оборудования в спальную комнату, тем более что складные кровати освобождают значительное пространство.
Подбор атрибутов к играм создает условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов имеет притягательную силу для детей, вызывает желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты.

Все мы хотим сделать жизнь наших детей интересной, насыщенной, полной ярких красок, создать интерьер, уютный мир, неповторимый и притягательный. Мы уверены, что наш дизайн-проект развивающей среды поможет вызвать у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогатить их новыми знаниями и впечатлениями, побудить к активной творческой деятельности.

(Слайд 32)