Практическая значимость работы.
- Урок разработан в свете требований новых ФГОС. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке математике в 1 классе.
Цель: создание условий учащимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование.
Учебно-воспитательные задачи:
- формировать универсальные учебные действия учащихся;
- познакомить учащихся с составом числа 7 его особенностями;
- отрабатывать навыки счета с числами 1–7;
- формировать навыки первичной исследовательской деятельности;
- познакомиться с интересными сведениями об объектах окружающего мира;
- пробуждать фантазию учащихся, вырабатывать умение проводить ассоциативные связи между изучаемыми понятиями и окружающим миром. – развивать математическую речь, произвольное внимание, оперативную память, навыки контроля и самоконтроля.
- способствовать воспитанию и развитию у учащихся коммуникативных связей, навыков сотрудничества при работе в паре, в группе; привитию интереса к учебному предмету.
Прогнозируемые результаты:
- Учащиеся повторят порядок чисел в ряду от 1 до 7, состав числа 6.
- Познакомятся с составом числа 7, научатся его использовать при составлении числовых выражений.
Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Второй урок по теме «Число 7».
Форма проведения: урок-исследование с мультимедийным сопровождением.
Авторский медиапродукт: презентация
Учебные материалы:
- Мультимедийная установка
- Выставка книг: Энциклопедия, «Семь чудес света», «Волк и семеро козлят»,
- «Белоснежка и семь гномов», «Семь Семионов» и т.д.
- Плакат «Праздник числа 7»», стенгазеты 1А класса «Число семь в жизни», «Магия числа 7», выставка творческих работ, исследовательских работ, проектов учащихся 1-го «А» класса.
Индивидуально:
- Рабочая тетрадь к учебнику «Математика» 1 класс,
- Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких,
- карточки «Засели домик»
- бланк оценивания
- карточки «Где встречали такую запись чисел?»
- карточки «Домино»,
- карточки «Цветик-семицветик»
- сигналы
На группы:
- Счетный материал – яблоки, тарелочки
- «Домик числа 7»
- фломастеры, карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Слайд 1 (Презентацию можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)
Ученик читает стихотворение.
В темном небе звездной ночью
Я нашел семь ярких точек
Семь горящих глаз нашел
Называется ковшом.
И медведицей зовут
Не пойму в чем дело тут?
И ответил мне отец:
– Ты, сыночек, молодец!
Незаметно год промчится,
И исполнится семь лет-
Будешь в школе ты учиться
И на все найдешь ответ.
– Действительно, в школе мы учимся находить ответы на многие вопросы. Очень интересно узнавать про что-то самое-самое.
– Расскажите, про что вы узнали, какими источниками пользовались.
Учащиеся: Мы узнавали, где в жизни встречается число 7, работали группами. Изучали дополнительную литературу в библиотеке, рисовали.
– Что мы получили в результате совместной работы? (Газета «Число 7 в жизни»)
– Чего в мире по 7? (7 дней – неделя, 7 цветов – радуга, Сказки: «Белоснежка и 7 гномов», « Волк и семеро козлят» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
Историческая справка:
– Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы: «Семь бед – один ответ», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «На седьмом небе от счастья», «Семеро одного не ждут», «Лук от семи недуг»…и т.д.
Все вы знаете знаменитые сказки «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»…
Число 7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 чудес света в Древней Греции, 7 цветов радуги…
Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.
– На уроках, в жизни все ваши исследования пригодятся.
– Давайте, определим тему урока. (Состав числа 7)
– Определим цели урока. (Изучить состав числа 7, повторить пройденный материал)
– Сегодня мы будем продолжать исследовать число 7,
– На праздник к семерки пришли гости, назовите их. (Числа 1–6, сказочные герои, все, что связано с числом 7.)
– Сказочные герои – гномы будут давать нам задания и, конечно, помогут нам с ними справиться
Слайд 2
Созвездие «Большая медведица», на звездах числа от 1–7.
– Какое задание можно выполнить? (Записать числа в порядке возрастания, убывания, сравнить, составлять числовые равенства.)
– Назовите числа в порядке возрастания.
– Назовите в порядке убывания.
– Сделаем записи в тетради. Откроем рабочую тетрадь с.38, задание №1.
– Писать цифры будем красиво, правильно. Вспомним, как мы вчера учились писать цифру 7.
– Обведите в кружок число, которое стоит между числами 3 и 5. (Хором – это число 4.)
– Возьмите в квадратик число, которое на 1 больше числа 4. (5)
– Наибольшее число в этом ряду подчеркните черточкой, наименьшее – волной. (7, 1)
– Возьмите в треугольник число, которое находится между числами 1 и 5, но не является их соседом (3)
III. Постановка проблемы
Слайд
Домики чисел 6 и 7
– Заглянем в домик числа 6.
– Какое задание нам предстоит выполнить? (Заполнить состав числа 6)
(На столах у каждого распечатки «домиков», заполняют состав числа 6)
СЛАЙД
– Проверка (по слайду читаем хором)
– Оцените себя. Поднимите руки, кто не ошибся. Молодцы!
– Мы можем назвать жильцов домика числа 7? (нет)
– В чем проблема? (Мы не изучали состав числа 7.
– Значит, какую проблему мы должны сегодня решить. (Из каких чисел состоит число 7)
– Мы будем исследовать состав числа 7.
IV Открытие «новых» знаний
Слайд 4
– Осень богата урожаем. Гном-садовод трудился «До седьмого пота» «Пролил семь потов» – Что означает? (Много и хорошо потрудился)
– Он вырастил яблоки и принес вам. Сколько яблок посчитаем?
– Гном предлагает вам разложить для угощения 7 яблок в две тарелочки разными способами. Результат записывать.
Групповая работа.
(На группы даны яблоки, «тарелочки» – листы, листы с домиком числа 7)
– Результат записывайте на листах.
Слайд
Проверка. Сравниваем с эталоном, исправляем ошибки. Оцените работу в группах, поставьте +, если правильно выполнили, исправьте ошибки
Покажите 1 группа, 2, 3,…
Всем аплодисменты.
– Покажите, как дружно вы работали? (Руки вверх и в замочек)
– Молодцы, ребята, садитесь.
– Запишите свои результаты в домик 7
Вывод: Что мы исследовали? (Состав числа 7)
– Для чего нам нужно знать состав числа 7?
Физкультминутка
Совет гномов: Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку
1–2 – выше голова,
3–4 – руки шире, руки шире
5–6 – встать, присесть
7–8 – лень отбросим,
9–10 – счет ведем мы дружно вместе.
Вверх потянемся, прогнемся
И за парты мы вернемся.
IV. Первичное закрепление
Слайд 5
– Назовите одно из самых прекрасных и уникальных чудес природы Бурятии. (Байкал)
– Какой наказ дает Гном? (Беречь природу)
– Что это значит?
– А как вы думаете, какое задание просит выполнить Гном? (Найти значение выражений, в результате которых 7, сравнить числовые выражения, разделить их на группы.)
– Зная состав числа 7, какие числовые выражения можно записать?
– В тетрадях, задание №2 –запишем числовые выражения, значение которых 7,
(Запись в тетрадях, один ученик у доски.)
– Найдем значения всех выражений.
(Ответ показывают на «веере», называют хором.)
Физкультминутка «Пальчиковая гимнастика»
Братцев этих ровно 7 (показать 7 пальцев)
Вам они известны всем (зажимы)
Каждую неделю кругом (замочек)
Ходят братцы друг за другом (от себя)
Попрощается последний (машем)
Появляется передний. (1 палец)
Пальчики в кулачок, разгибаем по одному: понедельник, вторник…
Вверх потянемся, прогнемся
И к работе мы вернемся.
V. Контроль – игра в парах «Шепталочка»
Слайд 6–7
(У учащихся бланки для ответа. Класс разбивается на варианты, первая группа шепчет ответы своим соседям, а те записывают в бланк ответа «+» или «-», затем меняются ролями.)
– Сегодня на «Шепталочке» будем продолжать учиться шептаться и внимательно выполнять задания. Напоминаю условие игры. На экране появляется задание, я его говорю. Все выполняют его в уме, молча. Учащиеся 1ё варианта шепотом сообщают результат соседу. Сосед записывает в бланк ответа +, если ответ правильный, – неправильный.
На следующем варианте меняетесь ролями. Это игра, в том числе и на внимание.
– Когда нужно хорошо подумать, прежде чем решить, как говорят? (Семь раз отмерь, один раз отрежь).
Начали!
Задания.
- Сколько элементов в пирамидке?
- Как называется геометрическая фигура?
- Сравните числа
- Посчитайте сколько получится?
– Оцените работу своего друга. (Встают, показывают, всем аплодисменты)
– Вы отлично поработали, дружно, отнеслись друг к другу с уважением и добротой.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз
Слайд 8
– Гномик дарит вам песенку о добре, наши глазки будут следить за фигурками – так они снимут напряжение, ручками, головкой можно выполнять танцевальные движения
«Дорога добра»
VI. Рефлексия. Итог урока
– Вам понравилась эта песенка? О чем в ней поется?
– А еще что понравилось на уроке?
– Какая была цель урока?-
– Удалось вам ее решить? Каким способом? (Ответы детей.)
– Для самопроверки выполните задание Гнома-цветовода.
– Вспомните, в какой сказке есть необыкновенный цветок с числом 7?
– Этот цветок встречался нам в физкультминутке
Слайд 9
(Цветик-семицветик)
– У вас на столах эти цветики. Какое задание?
– Соедините лепестки, чтобы при сложении чисел результат был равен 7. (Соединяют фломастером)
Проверка. Покажите друг другу.
– Оценим нашу общую работу на уроке. Выберите, какого цвета будет серединка цветка: красная – отличная работа, синяя – хорошая. Зеленая – удовлетворительная. Изобразите пиктограммой настроение (улыбка)
– Что значит выражение «На седьмом небе» – означает высшую степень радости, счастья. Вы подарили радость и тепло хорошей работой.
– Гномики за отличную и дружную работу дарят вам эти цветы.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудут.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце добрым будет
– Спасибо всем за работу! Урок окончен.