Человек живет в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе. Цель такого урока – пробудить у ребят познавательный интерес к химии, так как в последнее время интерес к предмету стал уменьшаться. Урок сопровождается презентацией. Каждый учитель может составить свою собственную презентацию.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый.
Цель урока: формирование устойчивой мотивации изучения химии.
Задачи урока:
Образовательные
– Дать представление о химии как о науке;
– Сформировать первоначальные представления о веществе;
– Начать формирование умения характеризовать вещества, используя для этого его физические свойства.
Развивающие
– Развитие познавательного интереса к предмету;
– Развитие наблюдательности и умение делать выводы на основе наблюдаемого;
– Развитие навыков проведения химического эксперимента.
Воспитательные
– Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
– Воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.
Оборудование: Химические стаканы, стеклянная воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, спички, спиртовка, фарфоровая чашечка, шпатель, штатив для пробирок, лабораторный штатив.
Реактивы: на столах учащихся
а) поваренная соль, сахарный песок, крахмал, пищевая сода, уксусная кислота, вода, растительное масло, лимонная кислота, в колбе кислород.
б) картофель, хлеб, йод, активированный уголь, лимонад красного цвета.
Ход урока
1) Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы будете работать по группам. Поэтому правила работы на уроке следующие. Они лежат у вас на столах.
Правила работы на уроке.
- Работаем в группах, где есть командир, который распределяет задания, следит за выполнением работы, назначает ответственного за отчет.
- Записи ведем в рабочих листах. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5)
2) Изучение нового материала.
Учитель: Вы изучаете уже много наук, но с одной наукой, как учебным предметом, вы познакомитесь только в 8 классе. Прослушайте цитату из произведения М. Горького “Дети Солнца, прокомментируйте её”.
Учащиеся: Это наука химия.
Учитель: Действительно, речь сегодня пойдет о химии.(слайд )
Учитель: А много ли вы о ней знаете?
Учащиеся: Немного.
Учитель: Мы о химии знаем немного. Заполните первые две графы в таблице.
“ЗНАЮ” |
“ХОЧУ УЗНАТЬ” |
“УЗНАЛ” |
Примечание: (все что вы знаете о химии на сегодняшний день). |
Примечание: Сформулируйте вопросы, на которые бы вы хотели сегодня получить ответ. |
Примечание: Заполняется в конце урока, запишите, что вы узнали, сделайте вывод. |
Спросить детей, что они знают и хотят узнать.
Учитель: Тогда может вместе поставим цель урока!
Учащиеся: Узнать что такое химия? Что изучает химия?( заранее напечатать и после формулировки цели урока учащимися вывесить на доску).
Учитель:
Девизом нашего урока будут слова:
“Будем химию учить, будем с химией дружить.
Потому что нам, друзья, без неё прожить нельзя”
Учитель:
Запишите цель урока в рабочий лист.
Учитель читает стихи:
Ты посмотри вокруг,
Повсюду всё прекрасно,
Но помни, милый друг,
Что химия опасна!
Во всех домах присутствует она:
Стирает, моет, варит, полирует…
Конечно, всем она нужна.
Но ты запомни об одном:
Используют её с умом!
Тогда вреда не будет,
Ни вам, ни окружающим вас людям!(слайд)
Учитель: В химическом кабинете есть свои заповеди и правила, которые необходимо выполнять. Сегодня я предлагаю вам правила “выживания” в кабинете химии. Я вам показываю слайды с правилами, а вы мне должны сказать, что это за правило техники безопасности. (слайды) (Приложение 6)
Учитель: Формула выживания в кабинете химии: Здравый смысл + Техника безопасности.
Учитель: Запишите в рабочий лист.
Учитель: Ребята, а знакомо ли вам то, что стоит у вас на столах?
Учащиеся: Да, это продукты питания.
Учитель: Назовите эти продукты. А почему они стоят на ваших столах?
Учащиеся: Это химические вещества.
Учитель: Тогда что же изучает химия?
Учащиеся: Вещества.
Учитель: Запишите в рабочий лист.
Учитель: У М.В.Ломоносова есть такие слова : “…Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…” Как вы понимаете эти слова?
Учащиеся: Нас повсюду окружают химические вещества.
Учитель: Вещества – это предмет изучения химии. Сейчас насчитывается около 25 млн. различных веществ. (Cлайд)
Учитель: Назовите вещества, встречающиеся в природе.
Учащиеся: Кислород, углекислый газ, крахмал.
Учитель: Много веществ получают на химических заводах: лекарства, пластмассы, лаки, краски т.д. (слайд)
Учитель: Попытайтесь распределить те вещества, которые стоят у вас на столе, на группы. Объясните свою классификацию. Что вы взяли за основу?
Учащиеся выполняют задание и распределяют вещества:
1. По агрегатному состоянию:
– твердые – соль, сахар, сода, крахмал, лимонная кислота;
– жидкие – вода, уксусная кислота, растительное масло:
– газообразные – кислород.
2. По цвету:
– бесцветные – вода, уксусная кислота , кислород;
– белые – соль, сахар, сода, крахмал, лимонная кислота;
– желтые – растительное масло.
3.По запаху:
– без запаха – соль, растительное масло, сахар ,кислород ,сода, крахмал, лимонная кислота;
– с резким запахом – уксусная кислота.
Учитель: Вы распределили вещества по разным признакам. А как называются эти признаки?
Учащиеся: Свойства.
Учитель: Поэтому, что еще изучает химия?
Учащиеся: Свойства веществ (слайд)
Учитель: Запишите в рабочий лист. Эти свойства называются физические свойства. Посмотрите на слайд все ли свойства мы записали?
На слайде: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, температура плавления и кипения, электропроводность и теплопроводность.
Учащиеся: Нет.
Учитель: Можем ли определить температуру кипения и плавления, электропроводность сейчас для наших веществ?
Учащиеся: Нет.
Учитель: А почему?
Учащиеся: Нет специальных приборов.
Учитель: У многих веществ эти свойства определены опытным путем и найти их можно в химических справочниках. (ПОКАЗАТЬ СПРАВОЧНИК)
Учитель: Я проведу следующий опыт. ( три стакана: в первом– соляная кислота НCl, во втором– хлорид кальция СаCl2, в третьем– Фенолфталеин. В каждый стакан добавлю карбонат натрия Na2CO3. Получу в первом стакане “газировку”, во втором – “молоко”, в третьем– “малиновый сироп”
Учитель: Что еще может изучать химия?
Учащиеся: Химические опыты ( превращения веществ).
Учитель: Химические опыты можно обнаружить по признакам? Каким?
Учащиеся: В первом стакане выделился газ, во втором образовался осадок, в третьем изменился цвет.
Учитель: Запишите эти признаки в рабочий лист.
Учитель: Ребята, перед уроком пришло срочное письмо по электронной почте, прочитайте его.
Здравствуйте, ребята!
Я узнал, что у вас сегодня урок химии. О! Я тоже люблю химию и провожу много экспериментов дома.
Решил я как-то устроить праздник для друзей и показать им интересные опыты. Все знают, что в картофеле содержится крахмал. Я капнул на картофель уксусной кислоты и у меня появилось ярко-красное пятно.
Затем приготовил для друзей лимонад-“шипучку”. Взял 1 сл. ложку соды, добавил 1 сл. ложку сахара и растворил в воде. Лимонад готов! Но почему же называется “шипучка”? Шипение я что-то не слышал, кроме как фырканья кота, которому дал попробовать это лакомство.
У Винтика был свой лимонад красного цвета. “Я сейчас превращу его в бесцветный” – , сказал я. Пропустил лимонад через три слоя марли. А цвет почему-то не изменился.
Ну, думаю сейчас я всех сражу наповал. Приготовлю для друзей леденцы – петушки из сахара. Взял сахар, добавил какао, (ведь леденцы коричневые), растворил в воде, вылил в форму, поставил в холодильник. И опять ничего не получилось.
Ребята, почему опыты у меня не получились? Напишите мне, пожалуйста!
С уважением Незнайка!
Учитель: Как вы думаете, почему у Незнайки не получились опыты?
Давайте поможем Незнайке и проведем те же опыты, исправим ошибки. Каждой группе нужно провести свой опыт, который описан у вас в рабочих листах. После проведения опыта, вы должны отчитаться о проделанной работе по алгоритму.
1 группа: Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле, рисе.
2 группа: Адсорбция активированным углем красящих веществ лимонада.
3 группа: Приготовление “шипучки” – лимонада.
4 группа: Приготовление леденцов.
Отчет групп. Учащиеся слушают выступление каждой группы. Вносят дополнения, задают вопросы.
3) Закрепление.
Учитель: А теперь давайте попробуем закрепить то, что изучили на уроке, попытайтесь сформулировать определение химии в рабочем листе.
Химия – это наука, которая изучает ………………., их ………………… и ........................ веществ.
4) Рефлексия.
Учитель: Вспомним, какую цель мы ставили на уроке? Заполните последнюю графу в таблице “Я узнал”.
Учитель: Что вы узнали нового на уроке?
Учащиеся зачитывают.
Ребята, а сейчас оцените наш урок. На столах у вас лежат части макета химического опыта трёх цветов: красного, зеленого, синего. Красный цвет означает – всё понял, урок понравился. Зеленый – понял, но не всё. Синий – ничего не понял, урок не понравился.
Посоветуйтесь в группе и прикрепите одну часть на доску.
5. Подведение итогов.
Учитель: Вы работали на уроке очень хорошо. Особенно четко и организованно работали первая и четвертая группы. Вы все “МОЛОДЦЫ” (слово “молодцы” появляется на бумаге в результате проведенного химического опыта, Заранее на лист наносится фенолфталеином слово “молодцы”. Когда высохнет, слово на листе не видно. Затем из пульверизатора распыляется на фенолфталеин щелочь. Слово “Молодцы” окрашивается в малиновый цвет.)