Доступность, качество и учет индивидуальных особенностей учащихся – основные принципы работы нашей школы – школы индивидуального обучения для больных детей и детей-инвалидов. 20-летний опыт работы показал, что даже при минимальном количестве часов 8 – начальная школа, 10 – основная и 12 – средняя можно добиться высоких результатов.
Л.С. Выготский утверждал, что человек ощущает свою неполноценность не биологически, а социально. Одной из первоочередных задач для себя считаем максимально полную интеграцию и адаптацию учащихся в социуме. Эта задача с успехом притворяется через цикл обобщающих интегрированных уроков проводимых в классно-урочной системе, где привычные к индивидуальной форме работы учащихся имеют возможность взаимодействовать и проявлять себя в коллективе.
Эта форма позволяет добиться усвоения базовых учебных программ всеми учащимися, но и осуществляющих цели, развивать и совершенствовать возможности детей, превращая наше учреждение в школу для каждого, а не в школу для всех.
Бинарный интегрированный урок не является нашим изобретением, но тема формы и методы, которые мы применяем, могут быть интересны многим.
Урок основан на методике работы по реализации технологии интеграции и включает ряд этапов:
- Изучение опорных тем из программ других предметов.
- Планирование интеграционных связей.
- Формулировка межпредметных познавательных задач, комплексных домашних заданий, обеспечение наглядным материалом.
- Разработка обобщающих уроков.
- Разработка приемов контроля и оценки результатов
Теме «Экология и охрана окружающей среды» посвящены не только уроки биологии, но она активно изучается и на уроке английского языка.
Глобализация проблем, связанных с загрязнением окружающей среды позволяет провести обобщающий урок на международном языке.
Для приобщения ребят к необходимости решить жизненно важные проблемы сегодня и сейчас мы сориентировали их на защиту проектов.
Принципы работы над проектами:
- Свобода выбора.
- Актуальность проблем: формулировка темы, постановка целей и задач, проектирование результата.
- Составление плана работы и определение сроков реализации проекта работы, требующие специальных методик проводимых на русском языке.
- Самостоятельная подборка материала от абстрактного к конкретному, от глобального к локальному (интернет-сайты, газеты, журналы, библиотечный фонд, опрос учащихся школы).
- Структурирование материала и изменения содержания в связи с приобретением новой информации.
- Деятельный подход пути решения, поиск и творчество.
Проектирование – это специфический
индивидуально-творческий процесс, требующий от
каждого новых решений, и в тоже время это процесс
коллективного творчества.
Старт проектам был дан на неделе окружающей
среды.
В процессе подготовки ребята оказывали помощь и
поддержку друг другу .делились своими успехами и
результатами
В основу урока легли следующие проекты:
Загрязнение воздуха (смешанные группы 8-9 классов). Глобальные и региональные проблемы изучались и раскрывались на английском зыке. Локальный уровень «Загрязнения воздуха классных помещений» – с применением методик выявления грибов и бактерий в питательной среде на русском языке.
Проблема переработки или сжигания мусора стала основой для проекта учащихся на английском языке. В ходе проекта учащиеся сравнивали ситуацию по переработке мусора в Санкт-Петербурге и за рубежом.
Загрязнение воды. Глобальность проблемы отражалась в проекте на английском языке. Региональность в экспертной работе по выявлению загрязнения прудов Парка Победы по специальной инструкции.
Проблема охраны животного мира в Санкт-Петербурге и Ленинградской области выбрана учащимися не случайно. Одной из причин экологического кризиса следует считать и духовный кризис. Мы старались привить детям гуманное отношение ко всему живому. Ребята изучив ситуацию в регионе предложили пути решения для каждого разумного человека. Ситуации я в городе освещалась еще двумя проектами:
«Деревья Санкт-Петербурга»
«Лишайники – индикаторы загрязнения среды»
Интересен для ребят, оказался проект – «Экологическая квартира». Как сохранить свое здоровье и здоровье своих близких выяснили ученики 9 класса.
Работа с проектами научила ребят самостоятельно отбирать материал, воспроизводить его в графической форме, или других формах свертывания информации, связно излагать материал из различных источников, систематизировать и делать обобщающие выводы по теме, вести диалог с целью получения новых знаний и формировать вопросы на применение знаний.
Учителя приняли на себя обязанности консультантов проектов.
Результатом проектной деятельности стали презентации работ учащихся.
Привлечение информационно-коммуникативных технологий придало уроку не только богатство содержания, но и представилась возможность воздействия на эмоциональную сферу детей и сделали материал урока более усвояемым и неизмеримо более увлекательным.
Интерактивные методы позволили проводить информацию по всем каналам восприятия (текст, звук, видео, цвет).
Компьютер позволил ввести обобщающий контроль: распределение обсуждаемых решений глобальных проблем на английском языке по выделенным темам, дал возможность быстро провести индивидуализацию контроля знаний и учет разной скорости работы учащихся. Благодаря ИКТ контролю, учащиеся увидели картинку собственных недоработок.
Особое место в уроке занимает рефлексия, которая осуществлялась по ходу защиты проектов. Ребята оценивали выступления других и себя по разработанным критериям. В оценке проявилось взаимодействие личности и коллектива, что особенно важно для наших разобщенных детей. Ребята учились оценивать творчество других и проявление их социальной активности. Общий подсчет баллов был демократичным и справедливым, что не обидело тех, кто набрал меньше баллов.
Развивали, во время всего урока, у детей чувство причастности их к решению экологических проблем через включение в различные виды деятельности. Деятельный подход отразился в участии учащихся в командной игре «Для кого мусор, для кого сокровище» и в индивидуальном заключении контракта « » и в компьютерной флеш-игре «Сохраним живую природу» и в дискуссии, проведенной на английском языке по загрязнению воздуха и воды.
Учащиеся свободно оперировали основными терминами и понятиями, и учились отстаивать свою точку зрения, уважая мнение других.
Деятельный подход отразился и в домашнем задании.
Каждый учащийся имел возможность выбора домашнего задания.
В результате проведенной работы ребята не только приобрели навыки которые они могут использовать на уроке, получили возможность применять школьные знания в реальных жизненных ситуациях, осознавать практическую значимость теоретического материала.
Урок помог ребятам стать активными защитниками природы
Цели:
Метапредметные цели: развивать умение ставить цели, самостоятельно отбирать материал и создавать тексты, согласно поставленной цели, обобщать, анализировать и прогнозировать результат. Формировать опыт социального действия, развивать умение вступать в содержательное взаимодействие и коммуникацию.
Дидактическая цель: обобщить знания о глобальных экологических проблемах человечества, путях их решения. Привести единичные знания учащихся в систему. Научить использовать полученные знания для анализа и планирования деятельности человека в конкретных ситуациях в условиях города и своей квартиры.
Личностные цели: создать условия для формирования у учащихся умения взаимодействовать с различными группами людей и общностями с целью пропаганды природоохранных мероприятий на русском и английском языках. Раскрыть у учащихся способность отстаивать свою точку зрения, развивать умение находить общее решение, работая в группе. Развивая активную жизненную позицию, формировать чувство ответственности перед будущим планеты.
ХОД УРОКА
Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1 | Организационный момент | Настройка компьютеров. Организация внимания всех учащихся | Проверка работы компьютеров у детей. Включение детей в деловой ритм |
2 | Подготовка учащихся к систематизации знаний по теме | Вступительное слово учий для установления понимания актуальности выбранной темы. Что сделал человек за время научно-технической рев революции? Показ фрагмента фильма «Эволюция планеты на земле». Подведение учеников к формулировке цели урока, определение задач познавательной деятельности учащихся | Дети анализируют преимущества и недостатки научно-технической революции на русском и английском языках. «Мозговой штурм», дети формулируют цель урока и определяют задачи своей деятельности на уроке |
3 | Повторение основной терминологии | Предлагаем учащимся решить задачу: «От чего зависит устойчивое развитие человеческого общества?» | Решают проблему на русском и английском языках. |
4 | Основная часть | Выделение глобальных экологических проблем после просмотра фрагмента фильма на английском языке (аудирование). Учителя ставят учебную проблему (в течение всего урока найти решение этих проблем на глобальных, региональных и локальных уровнях на международном языке) | Выделяют глобальные экологические проблемы на английском языке. Дети работают на ПК, выполняя в течение всего урока задание по решению экологических проблем. |
5 | Защита проектов:
|
Сообщение критерия оценивания работ учащихся в течение всего урока и ознакомление детей с планом защиты проектов. | Знакомятся с критериями оценивания |
1. Наш воздух убивает | Выявление уровня загрязненности воздуха Санкт-Петербурга и принятия мер по предотвращению сложившейся ситуации | Проекты: – Загрязнение атмосферного воздуха – презентация «Наш воздух убивает», «Проблемы на уровне региона» – Зводин Кирилл (англ. яз.) |
|
Обеспечиваем согласованную работу детей в ролевой игре и обсуждение проблемы загрязнения воздуха в мире, Санкт-Петербурге | Диалог на английском языке между «представителями власти» и «общественными организациями» | ||
2. Воздух классных помещений | Задачи проекта: 1) Выявить присутствие колоний болезнетворных микроорганизмов; 2) Обосновать меры, принимаемые в классных помещениях для очистки воздуха. |
Морозко Мария, 9 класс. Доклад о результатах экспериментальной работы. |
|
3. Мусор и его переработка. Интерактивная игра – спасём планету от парникового эффекта |
Организуем активную работу детей и
формулировка выводов по итогам проекта Организация
согласованной работы учащихся для проведения
интерактивной игры. Предотвратим попадание СО2
в атмосферу |
Докладывает о результатах работы
«Сжигание или переработка мусора» – Хворик
Тимофей (англ. яз.) «Для одних мусор, для других сокровище» По результатам домашнего задания учащиеся называют предметы вторичной переработки мусора, ведущий игры записывает в программу Excel количество не выделившегося СО2 в атмосферу. |
|
Загрязнение воды – глобальная проблема. | Организация обсуждения проблемы
загрязнения воды на международном языке. Организация дистанционного соединения с учащимся 10 класса представляющим проблему мировых последствий катастрофы в Японии. Обсуждение с детьми данной проблемы. Вывод. |
Петров Михаил представляет результаты домашнего задания по исследованию данной проблемы. | |
4. «Выявление уровня загрязнения прудов Парка Победы» |
Подведение итогов, организация заключения контрактов с детьми «Береги воду» |
Докладывает о результатах своей работы
«Выявление уровня загрязнения прудов Парка
Победы», Шуляковская Мария 9 класс Дети заполняют контракт «Береги воду» |
|
5. Многообразие видов. Исчезающие виды Ленинградской области. | Формирование экологического сознания. | Отчет о выполнении работы. Презентация – Хворика Т. (английский язык) | |
6. Как сохранить деревья? | Обоснование причин исчезновения животных и растений. | Презентация Макаровой Ольги 8 класс (английский язык). | |
7. Лишайники – биоиндикаторы | Выявление индикаторов загрязнения. Организация подведения итогов трех проектов в виде интерактивной игры-викторины. |
Демонстрация работы Вишневой Елизаветы
9 класс – «Многообразие лишайников» Учащиеся отвечают на вопросы викторины |
|
8. Квартира – город в миниатюре. | Подведение учащихся к пониманию вопроса об экологически чистой квартире | Проект Смирнова Никиты 9 класс – «Исследование собственной квартиры» | |
6 | Подведение итогов содержания учебного материала | Организация рефлексии и самооценке результатов деятельности на уроке | Учащиеся рефлексируют и оценивают результаты своей деятельности |
7 | Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего
задания Повторить схему написания личного письма. Выдача информации о Законах Санкт-Петербурга об охране среды и интернет сайтов. |
Записывают тему домашнего задания и
алгоритм выполнения. Домашнее задание по выбору: 1. Написать письмо иностранному другу об
экологических проблемах нашего региона и
показать пути их решения и задать три вопроса,
как решается эта проблема в их регионе |
8 | Завершение урока | Благодарим учащихся за урок, и даем оценку проделанных работ | Дают самооценку своей деятельности на уроках изменившемуся уровню знаний по проблеме |