Цель занятия: раскрытие значения речи как важнейшего средства общения.
Задачи:
- Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи
- Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);
- Развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.
- Создать атмосферу активности на занятии.
Методическое обеспечение: 4 кубика(20*17) на сторонах которых, располагаются:
- Рисунки кукол: перчаточной, тростевой, марионетки, поролоновой.
- Надписи: Куклы, ширма, пьеса, речь.
- Надпись: дыхание, голос, дикция, интонация
- Надписи: “Риторика – наука, обучающая искусно говорить, “ритор” – красноречивый человек.
- Вопросительный знак.
- Слова К.С. Станиславского: “Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим”.
Ход занятия
I. Организационный этап
Педагог: Добрый день, ребята! Наше занятие мы начинаем с традиционного полукруга. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся себе, а теперь соседу справа и слева. Помните, как поется в знакомой нам песне? (звучит песня) Я буду начинать предложения, а вы его продолжите.
“От улыбке хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернется”
Давайте ребята и мы “поделимся” нашими улыбками со всеми кто находится в нашем кабинете. Повернемся и улыбнёмся им. Теперь с улыбкой и хорошим настроением мы будем продолжать наше занятие.
(Обучающиеся рассаживаются на свои места)
II. Основной этап
Педагог: (повторение пройденного материала)
Ребята, вы когда-нибудь играли в кубики? (ответ)
А у кого из вас они были? (ответ)
А какие кубики у вас были? Что на них было изображено? (ответ)
А для чего вам родители покупали их? (ответ)
Вот и сегодня я предлагаю вам поиграть в кубики. Только вам они помогали: выучить алфавит, научиться складывать и вычитать, познакомиться с животным миром и т.д. А нам наши кубики помогут познакомиться с новой темой. И так, вы готовы познакомиться с моими кубиками? (ответ)
Тогда слушайте условия нашей игры:
Условия: Прошу вас разделиться на четыре команды. Каждая команда получит кубик. На этом кубике вы найдете ответы на мои вопросы. Кубики с ответами мы будем складывать на столе. Команды получите кубики.
Итак, начинаем раскладывать кубики.
Ребята! За тот период, что мы с вами занимаемся, вы немало узнали о кукольном театре. Давайте вспомним:
1. Какие куклы живут в нашем кукольном театре?
(1 сторона – дети находят на кубке виды кукол и выкладывают их на столе)
– Почему эти куклы так называются?
– Какие из них относятся к верховым и напольным?
2. А скажите, если бы кто-то из вас решил поставить кукольную сказку, что вам для этого понадобилось? Найдите на кубе.
(2 сторона – воспитанники находят ответы: куклы, ширма, пьеса, речь)
Педагог: Тема нашего занятия “Речь – средство передачи мыслей и чувств”
Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да ещё и видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных – на нашу речь. И нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать нашей речью: и переливы музыки и плеск воды, шум деревьев и детский лепет. Речь дает возможность нам поделиться своими переживаниями, радостью, восторгом, печалью. С помощью слов мы общаемся и понимаем друг друга.
“Эка невидаль!” – сказал Мишка. “У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось, да два качается, а я всё равно говорю правильно! Вот послушай: Хыххки! Что, … правда здорово – хыхки! Вот у меня легко выходит: хыхки! Ой, хыхечка зелёная. Боюсь, уколюсь я”. Но Алёнка как закричит: “Ты говоришь не правильно. Надо говорить не хыхки, а сыски!”
– Догадались, какое слово произносили Миша и Алёнка? (ответ)
Нам кукольникам, приходится много произносить разного текста. Порой встречаются очень трудные слова. Вот попробуйте за мной произнести несколько таких слов:
Взяточничество, тупогубоширокорот, дифференцированный,….
А порой и тексты: (читать четко, спокойно, выговаривая каждое слово)
“Из-под Костромы, из-под Костромищи, везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил”.
Чтобы справляться с любыми сложностями в нашей речи, надо постоянно тренировать её, развивать и тренировать речевой аппарат, и совершенствовать свойства голоса.
С чего же мы сегодня будем начинать тренировку нашей речи?
Будьте внимательны, я вам буду подсказывать. А помогать мне будет скороговорка “Карл у Клары украл кораллы, ….”
(Педагог делает вдох и произносит скороговорку)
Вопрос: “Что дает силу голосу и помогает мне произнести эту скороговорку?” Найдите на своих кубах. (№ 3 – ответ “Дыхание)
Все звуки, произносимые нами, образуются на выдохе.
Поэтому очень важно во время речи уметь правильно дышать.
Правильно дышать – это значит:
а) незаметно для окружающих делать вдох,
б) вовремя “запасаться” воздухом,
в) постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух.
Существует 4 типа дыхания:
– верхнее,
– грудное,
– диафрагмальное,
– диафрагмально-рёберное.
Упражнение 1. Для отработки дыхания без звука.
- Вдох, выдох/ 2 раза.
– “Лепестки роз” – сдуть с ладони воображаемые
лепестки.
– “Имя” – Вдох, на длинном выдохе написать своё
имя.
– “Художник” – Вдох, на выдохе рисуем любую
картинку.
Упражнение 2. Для отработки дыхания со звуком “Звукоподражатель”
– “Самолёты взлетают” – звук “У-У-У”.
– “Машины едут” – звук “Ж-Ж-Ж”.
– “Ползет змея” – звук “Ш-Ш-Ш”.
– “Муха бьется в стекло” – звук “З-З-З”.
(Педагог произносит скороговорку то тихо, то громко)
Вопрос: – “Что обладает громкостью, силой, выразительностью?” Найдите на кубах (№3 – ответ “Голос”)
Большую половину времени мы говорим. Если дышим мы автоматически, то голосом мы должны управляем. Красивый голос обладает силой звука, гибкостью, полётностью, тембром, широтой диапазона.
Голосовые упражнения.
- “Баюканье” – (убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы) “М” – “Баю, баюшки, баю,
- “Подсказка” и “На другом берегу” (текст любой пословицы)
не ложись на краю,
придет серенький волчок
и утащит за бочок….”
– Произнести текст так, как будто вы зовёте
кого-то, который находится на другом берегу.
– Представьте, что вы подсказываете своему
однокласснику.
(Педагог произносит скороговорку, выговаривая четко и ясно каждую букву)
Вопрос: “Отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков, слогов и слов в речи. Что это? Найдите на кубах. (№3 ответ-“Дикция”)
Слово “дикция” в переводе с латинского языка обозначает “произношение”. Мы будем работать над произношением.
Упражнение 1. “Звукоряд”. На выдохе произносить звукоряд.
И | БИ | БИБ | БИ-БИ-БИ – БИП |
Э | БЭ | БЭБ | БЭ-БЭ-БЭ – БЭП |
А | БА | БАБ | БА-БА-БА – БАП |
О | БО | БОБ | БО-БО-БО – БОП |
У | БУ | БУБ | БУ-БУ-БУ – БУП |
Ы | БЫ | БЫБ | БЫ-БЫ-БЫ – БЫП |
Для отработки дикции будем использовать стишки:
Упражнение 2. “Барабанный бой”
Пара барабанов, пара барабанов,
пара барабанов, била бурю.
Пара барабанов, пара барабанов,
пара барабанов, била бой”
(Педагог произносит текст скороговорки с разной интонацией)
Вопрос: “Ритмико-мелодичное и логическое членение речи. Что это?” Ответ найдите на кубах (№3 – ответ “Интонация”)
Подсказка:
– Наши кукольные герои используют её в своей речи?
Речь идёт об интонации. Интонация делает нашу речь богаче, выразительнее, придает ей индивидуальный характер. Сейчас и вы в этом сами убедитесь.
Задание 1: Произнести с разными интонациями фразу: “Я получил два” (с утверждением, удивлением, восхищением, со злостью, со страхом, с ленью, с разочарованием, с грустью, с угрозой, с обидой, задумчиво, весело, горестно)
Следующее задание вам подготовили наши куклы. Они прислали вам сундучок, в котором находятся перчаточные куклы и задание.
Задание 2: “Концерт” Произнести от имени кукольного героя детский стишок, используя разные интонации (выполняют задание на ширме)
А знаете ли вы?
Очень давно, 250 лет тому назад, в школе изучали науку, которая учила говорить. Как она называлась? Попробуйте найти на кубике это название (риторика)
Найдите, как риторика учила говорить? (№4 – ответ “искусно”)
(На уроках риторики учили: сообщать, призывать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, воспевать, приветствовать)
Если риторика учит искусно говорить, то как называли человека, владеющего этой наукой? Найдите на кубе название (№4 – ответ “ритор”)
Как же переводится “ритор”? (№4 – ответ “красноречивый человек”)
(Он должен уметь говорить: отчетливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, искусно)
Вы видите, как важно для нас кукольников, иметь хорошую, четкую и понятную речь. Но на этом знакомство с речью у нас не заканчиваются. Посмотрите, у каждого из ваших кубов на одной из сторон нарисован вопросительный знак. Каждый из знаков продолжит знакомство с речью на следующих наших занятиях. Один из них познакомит с тембром голоса, другой – с темпом речи, третий – с жестами и мимикой, а четвертый – с артикуляционной гимнастикой (сторона№5)
III. Рефлексия
Педагог: Наше занятие подходит к концу. Начали мы его с улыбки, а вот какое настроение у вас сейчас – мы узнаем. Каждый из вас получит вот такой рисунок. На нём не хватает одной детали, которая придаст ему, то выражение лица, которое соответствует вашему настроению в конце занятия. Ваши рисунки помесите на свободной стороне вашего куба
(Воспитанники рисуют)
IV. Заключительный этап
Педагог:
Закончить наше занятие я хочу словами К.С.Станиславского:
“Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим.”
“Мы должны следить за тем, чтобы всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво …” (К.С.Станиславский).
(№6 – Педагог переворачивает последнюю сторону кубиков)
На следующем занятии мы продолжим знакомство с речью, а сейчас я вам говорю до свидания.