Занятие по развитию речи для кукольного театра. Тема: "Речь как средство передачи мыслей и чувств"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: раскрытие значения речи как важнейшего средства общения.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи
  2. Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);
  3. Развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.
  4. Создать атмосферу активности на занятии.

Методическое обеспечение: 4 кубика(20*17) на сторонах которых, располагаются:

  1. Рисунки кукол: перчаточной, тростевой, марионетки, поролоновой.
  2. Надписи: Куклы, ширма, пьеса, речь.
  3. Надпись: дыхание, голос, дикция, интонация
  4. Надписи: “Риторика – наука, обучающая искусно говорить, “ритор” – красноречивый человек.
  5. Вопросительный знак.
  6. Слова К.С. Станиславского: “Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим”.

Ход занятия

I. Организационный этап

Педагог: Добрый день, ребята! Наше занятие мы начинаем с традиционного полукруга. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся себе, а теперь соседу справа и слева. Помните, как поется в знакомой нам песне? (звучит песня) Я буду начинать предложения, а вы его продолжите.

“От улыбке хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернется”

Давайте ребята и мы “поделимся” нашими улыбками со всеми кто находится в нашем кабинете. Повернемся и улыбнёмся им. Теперь с улыбкой и хорошим настроением мы будем продолжать наше занятие.

(Обучающиеся рассаживаются на свои места)

II. Основной этап

Педагог: (повторение пройденного материала)

Ребята, вы когда-нибудь играли в кубики? (ответ)

А у кого из вас они были? (ответ)

А какие кубики у вас были? Что на них было изображено? (ответ)

А для чего вам родители покупали их? (ответ)

Вот и сегодня я предлагаю вам поиграть в кубики. Только вам они помогали: выучить алфавит, научиться складывать и вычитать, познакомиться с животным миром и т.д. А нам наши кубики помогут познакомиться с новой темой. И так, вы готовы познакомиться с моими кубиками? (ответ)

Тогда слушайте условия нашей игры:

Условия: Прошу вас разделиться на четыре команды. Каждая команда получит кубик. На этом кубике вы найдете ответы на мои вопросы. Кубики с ответами мы будем складывать на столе. Команды получите кубики.

Итак, начинаем раскладывать кубики.

Ребята! За тот период, что мы с вами занимаемся, вы немало узнали о кукольном театре. Давайте вспомним:

1. Какие куклы живут в нашем кукольном театре?

(1 сторона – дети находят на кубке виды кукол и выкладывают их на столе)

– Почему эти куклы так называются?

– Какие из них относятся к верховым и напольным?

2. А скажите, если бы кто-то из вас решил поставить кукольную сказку, что вам для этого понадобилось? Найдите на кубе.

(2 сторона – воспитанники находят ответы: куклы, ширма, пьеса, речь)

Педагог: Тема нашего занятия “Речь – средство передачи мыслей и чувств”

Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да ещё и видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных – на нашу речь. И нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать нашей речью: и переливы музыки и плеск воды, шум деревьев и детский лепет. Речь дает возможность нам поделиться своими переживаниями, радостью, восторгом, печалью. С помощью слов мы общаемся и понимаем друг друга.

“Эка невидаль!” – сказал Мишка. “У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось, да два качается, а я всё равно говорю правильно! Вот послушай: Хыххки! Что, … правда здорово – хыхки! Вот у меня легко выходит: хыхки! Ой, хыхечка зелёная. Боюсь, уколюсь я”. Но Алёнка как закричит: “Ты говоришь не правильно. Надо говорить не хыхки, а сыски!”

– Догадались, какое слово произносили Миша и Алёнка? (ответ)

Нам кукольникам, приходится много произносить разного текста. Порой встречаются очень трудные слова. Вот попробуйте за мной произнести несколько таких слов:

Взяточничество, тупогубоширокорот, дифференцированный,….

А порой и тексты: (читать четко, спокойно, выговаривая каждое слово)

“Из-под Костромы, из-под Костромищи, везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил”.

Чтобы справляться с любыми сложностями в нашей речи, надо постоянно тренировать её, развивать и тренировать речевой аппарат, и совершенствовать свойства голоса.

С чего же мы сегодня будем начинать тренировку нашей речи?

Будьте внимательны, я вам буду подсказывать. А помогать мне будет скороговорка “Карл у Клары украл кораллы, ….”

(Педагог делает вдох и произносит скороговорку)       

Вопрос:Что дает силу голосу и помогает мне произнести эту скороговорку?” Найдите на своих кубах. (№ 3 – ответ “Дыхание)

Все звуки, произносимые нами, образуются на выдохе.

Поэтому очень важно во время речи уметь правильно дышать.

Правильно дышать – это значит:

а) незаметно для окружающих делать вдох,
б) вовремя “запасаться” воздухом,
в) постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух.

Существует 4 типа дыхания:

– верхнее,
– грудное,
– диафрагмальное,
– диафрагмально-рёберное.

Упражнение 1.  Для отработки дыхания без звука.

- Вдох, выдох/ 2 раза.
– “Лепестки роз” – сдуть с ладони воображаемые лепестки.
– “Имя” – Вдох, на длинном выдохе написать своё имя.
– “Художник” – Вдох, на выдохе рисуем любую картинку.

Упражнение 2. Для отработки дыхания со звуком “Звукоподражатель”

– “Самолёты взлетают” – звук “У-У-У”.
– “Машины едут” – звук “Ж-Ж-Ж”.
– “Ползет змея” – звук “Ш-Ш-Ш”.
– “Муха бьется в стекло” – звук “З-З-З”.

(Педагог произносит скороговорку то тихо, то громко)

Вопрос: – “Что обладает громкостью, силой, выразительностью?” Найдите на кубах (№3 – ответ “Голос”)

Большую половину времени мы говорим. Если дышим мы автоматически, то голосом мы должны управляем. Красивый голос обладает силой звука, гибкостью, полётностью, тембром, широтой диапазона.

Голосовые упражнения.

  1. Баюканье” – (убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы) “М” – “Баю, баюшки, баю,
  2. не ложись на краю,
    придет серенький волчок
    и утащит за бочок….”

  3. “Подсказка” и На другом берегу” (текст любой пословицы)

Произнести текст так, как будто вы зовёте кого-то, который находится на другом берегу.
Представьте, что вы подсказываете своему однокласснику.

(Педагог произносит скороговорку, выговаривая четко и ясно каждую букву)

 Вопрос: “Отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков, слогов и слов в речи. Что это? Найдите на кубах. (№3 ответ-“Дикция”)

Слово “дикция” в переводе с латинского языка обозначает “произношение”. Мы будем работать над произношением.

Упражнение 1. “Звукоряд”. На выдохе произносить звукоряд.

И БИ БИБ БИ-БИ-БИ – БИП
Э БЭ БЭБ БЭ-БЭ-БЭ – БЭП
А БА БАБ БА-БА-БА – БАП
О БО БОБ БО-БО-БО – БОП
У БУ БУБ БУ-БУ-БУ – БУП
Ы БЫ БЫБ БЫ-БЫ-БЫ – БЫП

Для отработки дикции будем использовать стишки:

Упражнение 2. “Барабанный бой”

Пара барабанов, пара барабанов,
пара барабанов, била бурю.
Пара барабанов, пара барабанов,
пара барабанов, била бой”

(Педагог произносит текст скороговорки с разной интонацией)

Вопрос: “Ритмико-мелодичное и логическое членение речи. Что это?” Ответ найдите на кубах (№3 – ответ “Интонация”)

Подсказка:

– Наши кукольные герои используют её в своей речи?

Речь идёт об интонации. Интонация делает нашу речь богаче, выразительнее, придает ей индивидуальный характер. Сейчас и вы в этом сами убедитесь.

Задание 1: Произнести с разными интонациями фразу: “Я получил два” (с утверждением, удивлением, восхищением, со злостью, со страхом, с ленью, с разочарованием, с грустью, с угрозой, с обидой, задумчиво, весело, горестно)

Следующее задание вам подготовили наши куклы. Они прислали вам сундучок, в котором находятся перчаточные куклы и задание.

Задание 2: “Концерт” Произнести от имени кукольного героя детский стишок, используя разные интонации (выполняют задание на ширме)

А знаете ли вы?

Очень давно, 250 лет тому назад, в школе изучали науку, которая учила говорить. Как она называлась? Попробуйте найти на кубике это название (риторика)

Найдите, как риторика учила говорить? (№4 – ответискусно”)

(На уроках риторики учили: сообщать, призывать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, воспевать, приветствовать)

Если риторика учит искусно говорить, то как называли человека, владеющего этой наукой? Найдите на кубе название (№4 – ответ “ритор”)

Как же переводится “ритор”? (№4 – ответ “красноречивый человек”)

(Он должен уметь говорить: отчетливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, искусно)

Вы видите, как важно для нас кукольников, иметь хорошую, четкую и понятную речь. Но на этом знакомство с речью у нас не заканчиваются. Посмотрите, у каждого из ваших кубов на одной из сторон нарисован вопросительный знак. Каждый из знаков продолжит знакомство с речью на следующих наших занятиях. Один из них познакомит с тембром голоса, другой – с темпом речи, третий – с жестами и мимикой, а четвертый – с артикуляционной гимнастикой (сторона№5)

III. Рефлексия

Педагог: Наше занятие подходит к концу. Начали мы его с улыбки, а вот какое настроение у вас сейчас – мы узнаем. Каждый из вас получит вот такой рисунок. На нём не хватает одной детали, которая придаст ему, то выражение лица, которое соответствует вашему настроению в конце занятия. Ваши рисунки помесите на свободной стороне вашего куба

(Воспитанники рисуют)

IV. Заключительный этап

Педагог:

Закончить наше занятие я хочу словами К.С.Станиславского:

“Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим.”

“Мы должны следить за тем, чтобы всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво …” (К.С.Станиславский).

(№6 – Педагог переворачивает последнюю сторону кубиков)

На следующем занятии мы продолжим знакомство с речью, а сейчас я вам говорю до свидания.