Проектные и исследовательские действия учащихся на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


“Научить не усваивать и не впитывать в себя определенные правила и факты, а действовать;
упражнять ребенка в умении ставить себе задачи, выполнять, доводить до конца намеченные проекты, – вот главное задание школы”.

К.Фрей

Концепция модернизации российского образования предполагает, что смена качества образования осуществится путём перехода на компетентностный подход в обучении. Этот подход акцентирует внимание на результатах образования. Причём под результатами понимается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), которое с 2000 по 2006 год трижды проходило примерно в 30 странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места. Данный факт свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Но это не значит, что они мало знают или их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат совсем не тому, что необходимо современному человеку. А необходимо ему уметь самостоятельно выявлять проблему, находить способы её решения, гибко реагировать на новое, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа.

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Основоположники этого подхода (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит в процессе деятельности, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применял при решении каких-то реальных задач.

Основой новой образовательной практики, ориентированной на достижение результатов, имеющих прагматическую ценность, становится метод проектов, который может быть использован в английского языка, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт очень необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Д. Дьюи утверждал, что “с точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе”. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему он научился в школе. Пытаясь сохранить значение собственного опыта детей в обучении, У.Х. Килпатрик уточняет определение метода проектов в образовании:

  • деятельность, “выполненная от всего сердца”, с высокой степенью самостоятельности детей, объединенных общим интересом;
  • всякая активность; необходимо только, чтобы она освещалась ясно поставленной целью и согревалась горячим стремлением к ее осуществлению;
  • пусть они измышляют и строят “проекты”, пусть самостоятельно добиваются их осуществления.

Ключевым моментом в проектном обучении являются собственные цели детей. Основным принципом конструирования учебно-воспитательного процесса становится собственная активность детей. “Действие, и только оно, во всем его капризном разнообразии; действие, но опять-таки не по чьей-то внешней указке, а непосредственно вытекающее из цели, поставленной себе ребенком, – вот это и есть единственное педагогическое приемлемое содержание школьной работы, единственный предмет преподавания”.

Главные идеи проектного обучения состоят в следующем:

  • с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим;
  • деятельность строится не в русле учебного предмета;
  • опора на сиюминутные увлечения детей;
  • истинное обучение никогда не бывает односторонним.

Под проектным методом понимается система действий педагога и учащихся по разработке проекта; путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект, при этом участники проекта:

  • подхватывают проектную инициативу от кого-либо в жизни;
  • договариваются друг с другом о форме обучения;
  • развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения остальных;
  • организуют себя на дело;
  • информируют друг друга о ходе работы;
  • вступают в дискуссии и т.д.

Таким образом, в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат проектной деятельности можно будет увидеть, осмыслить, измерить, применить на практике. Внутренний результат представляет собой уникальный опыт деятельности и является достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Каждый проект должен приводить к формированию новых целей обучения у самого школьника. Динамика проектной деятельности вполне согласуется с современными представлениями:

  • постановка цели;
  • затем ее планирование;
  • выполнение;
  • практическое осуществление;
  • критика достигнутых результатов.

Новая практика обучения существенно изменила функции учителя (при формировании проектных умений обучающегося), которые заключаются в следующем:

– доставить своим ученикам возможность продолжения их деятельного участия в реальном мире, их окружающем, – мире игры, спорта, рассказывания, естественных явлений, социального общения и занятий;

– свобода волеизлияния и деятельный контроль над тем, чтобы свобода находила себе выражение, не подавлялась и не превращалась в нечто механическое.

Используя проект как педагогическое средство, мы должны анализировать будущие образовательные результаты. А они должны включать в себя набор ключевых компетенций (способность проявлять инициативу и работать самостоятельно, брать на себя ответственность; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; уметь осваивать какие– либо знания и применять их для анализа новых ситуаций и т.д.)

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Поскольку проведение самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся требует значительных затрат (время, материалы, оборудование, информационные источники и др.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее технологическое умение в процессе работы над исследованием.

Также в процессе работы над исследованием нужно формировать следующие элементы исследовательской деятельности:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулировка задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Таким образом, проектная деятельность школьников потребует изменений в форме организации учебного процесса. Природа проекта и урока – принципиально различна, и проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Проектная деятельность позволит органично соединить ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации школьников. А приобретение опыта в проектировании в дальнейшем может служить хорошим основанием для будущей сферы профессиональной деятельности выпускников.

Список литературы

  1. Т.Новикова. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. – №7.
  2. Н.Ю. Пахомова. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М., 2003.
  3. М.А. Ступницкая. Что такое учебный проект? – Москва, Первое сентября, 2010.
  4. А.А.Филимонов, В.И. Гам. Организация проектной деятельности. Учебно-методическое пособие, Омск-2005.