Классный час "Как успешно сдать ЕГЭ?"

Разделы: Классное руководство


Ведущий:

Я рада вас приветствовать на нашем форуме выпускников, посвящённого подготовке к ЕГЭ.

Вопрос “Как успешно сдать ЕГЭ?” с приближением лета всё больше актуален для всех присутствующих. И всё чаще вы слышите от учителей, от родителей предостережения, а от сверстников байки связанные со сдачей ЕГЭ. А скоро….

Не решается задачка – хоть убей!
Думай-думай, голова, поскорей!
Думай, думай, голова, дам тебе конфетку,
А потом, после ЕГЭ, подарю беретку!
С мылом вымою тебя! Расчешу!
Думай, думай – в кои веки прошу!
Мы ж с тобою не чужие друг дружке,
Выручай! А то как дам по макушке!

(М. Бородицкая в обработке В. Пименовой)

Как вы думаете, когда возможно оказаться в такой ситуации? Почему возникла такая ситуация? Как избежать волнений на экзамене? Что необходимо сделать, чтобы быть подготовленным? (Высказываются участники форума)

Хорошо, вы понимаете, что необходимо делать. Но как показал опрос только 38% выпускников относятся к ЕГЭ положительно, 31% относятся равнодушно, 31% – негативно. 92% ведут активную подготовку, но 8% ещё не приступили к повторению ранее изученного материала. И задачей нашего форума является разработка дальнейшей стратегии, которая позволит преодолеть барьеры лени и страха, позволит всем вам сдать успешно ЕГЭ.

Для начала попытаемся понять, чем ЕГЭ может помочь вам? (Высказываются участники форума) Я согласна. В своё время, я была обязана сдать 7 обязательных выпускных экзаменов, подать документы могла максимум в два ВУЗа, и в каждый сдавала вступительные экзамены. По этому верить словам, о том, что раньше было легче – не стоит, помните, каждое мнение субъективно. В том числе и моё. И всё же трудно не заметить, что в сдаче ЕГЭ есть положительные стороны, по этому предлагаю поделиться секретами, которые помогут успешной сдаче экзамена.

Каждый вопрос полезно начать с изучения исторической справки. Знаете ли вы значение слова экзамен? Известно ли какие изменения экзамен претерпевал?.... Обо всём этом и других интересных фактах расскажет нам Надя.

Надя

Экзамен в переводе с латинского -язычок, стрелка у весов, в переносном значении, оценка, испытание — наиболее распространённая оценка знаний человека. Существуют различные виды экзаменов: институтскими, военными, школьными, экзамен в ГАИ, on-line экзамен и т. д., но все они объединены одинаковыми традициями.

Формы школьных экзаменов: устная, письменная. виды школьных экзаменов: вступительные, переводные, выпускные. С помощью экзаменов проводят проверку знаний вновь поступающих, переходящих в следующий класс или курс и оканчивающих учебное заведение.

А теперь немного истории. По возвращении из своего первого путешествия в Европу, Петр I решил открыть в Преображенском полку военную школу. Срок обучения установлен не был, а зависел от того, как ученики усвоили свои будущие обязанности. Царь Петр I сам следил за ходом преподавания наук в роте, поощрял лучших учеников, присутствовал на экзаменах и стрельбах. Его преемницей стала Елизавета Петровна. 24 января 1755 г. подписала указ “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе. Позже, при Екатерине II 28 июня 1774 г открыто Петербургское горное училище. Каждые полгода студенты сдавали экзамены, которые проводились в присутствии президента Берг – Коллегии и ее членов. На сессии также приглашались крупные ученые и специалисты горного дела. После Октябрьской революции экзамены были вовсе отменены. Но недостаток систематических знаний заставил правительство действовать. И вскоре было принято постановление “О начальной и средней школе”,в нем говорилось о обязательной периодической проверки знаний. В 1932 году появилось постановление “Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе”, в котором указывалось на необходимость проведения в конце года проверочных испытаний для всех учащихся, также были введены обязательные приемные испытания по главным общеобразовательным предметам для поступающих в высшие учебные заведения. До 1956-57 учебного года экзаменационная система общеобразовательной школы строилась на сочетании переводных экзаменов, где проверялись знания учащихся за учебный год или с выпускными экзаменами, где проверялись знания за весь курс обучения. Затем такие экзамены были отменены, учащиеся переводились в следующие классы по годовым оценкам. Такая система существует на сегодняшний день с некоторыми изменениями. В 2007 году Государственной Думой был принят Федеральный Закон об использовании ЕГЭ на всей территории России. Цель введения ЕГЭ – уравнение шансов учащихся при сдаче выпускных экзаменов в школе и поступление в ВУЗы.

Экзамены воспитывают в ученике чувство ответственности. Ведь каждый из нас, кто готовится к экзаменам, прекрасно понимает, что мы сами способны проложить себе дорогу в дальнейшее будущее. И только от нас зависит какое оно будет!

Ведущий.

Спасибо, Надя. Как видите, история подтвердила, что экзамен необходим. Хотя во все времена слово экзамен вводил молодых людей в стрессовое состояние. Как избежать стресса и подготовить себя морально и физически к экзаменационной сессии? (Высказываются участники форума) Хорошо, предлагаю послушать советы Маши, которые она подготовила по данной теме.

Маша.

Чтобы перед экзаменом не испытывать волнения и паники, предлагаю воспользоваться памяткой.

Итак, сначала подготовьтесь психологически: мысленно проиграйте ситуацию самого экзамена, то, как вы заходите в аудиторию, заполняете бланки, пишите верные ответы и счастливый и веселый идете домой. Конечно, только моральной подготовки не достаточно, следует также соблюдать режим дня. Могу предложить оптимальный вариант:

Подготовка к экзаменам: повторение материала, составление конспектов;

Отдых: сходите на прогулку, потанцуйте, расслабьтесь, но не распускайтесь!;

И главное, здоровый сон: не менее 8 часов, если есть необходимость, сделайте тихий час после обеда; и минимум телевизора и компьютера!!!

О еде: советую усиленно потреблять витамины и микроэлементы– мясо, рыбу, молочные продукты, темный шоколад, овощи и фрукты, сухофрукты и мед.

Итак, мы настроили себя морально, подкрепились нужными продуктами, теперь нужно повторить пройденный материал за эти тяжелые, но приятные 11 лет. Во-первых, подготовьте свое рабочее место. Можно поставить на стол картинку или другой предмет желтого или фиолетового оттенка, что стимулирует мозговую активность. Но как же проще и лучше запомнить весь материал? Здесь есть свои закономерности и хитрости:

  • Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  • Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
  • Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

Но не стоит засиживаться за учебниками до полуночи без перерыва, следует чередовать работу и отдых. В качестве таких тренингов могу посоветовать стойку на голове или “березку”, кувырки. Эти упражнения усиливают кровоток к мозгу, и думается лучше.

Мы говорили о самоподготовке, но не следует забывать о школе, о выполнении домашних заданий, посещении уроков, особенно в последнем полугодии. Ведь в конце идет повторение всего того, что будет на экзамене, а это, согласитесь, не последнее дело.

При повторении изученного материала нас подстерегают, так называемые “психологические” ловушки:

Первая — это эффект узнавания. Глядя в текст, ученик порой чувствует, что когда-то он все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который кажется знакомым, тоже надо повторить!

Еще одна ловушка — эффект края. Психологи указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец, поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.

Итак, завтра день экзамена, и часто кажется, что всегда не хватает самой последней ночи, поэтому ее надо провести за учебниками и конспектами. Но это глубокое заблуждение, посвети этот день себе, развейся, отдохни, погуляй, но, главное, ляг спать пораньше, чтобы на утро встать бодрым и веселым.

Представим, что мы уже сидим в аудитории, и если чувствуешь, что дрожат колени, то это можно легко устранить с помощью пары простых упражнений:

  • сядь удобно;
  • сделай глубокий вдох через нос (4-6с);
  • задержи дыхание (2-3с);
  • сделай медленный, плавный выдох через нос (4-6с);
  • задержи дыхание (2-3с).

Упражнение выполняется в течение 2-3 минут.

Или же повторять маленькое, простое слово “покой”. Вдох — “по”, выдох — “кой”. Ты почувствуешь, как уйдет сначала мышечное напряжение, затем — внутреннее. (упражнение проводиться, что значительно снимает напряженность у ребят, работа значительно активизируется!).

Главное, не боятся экзамена и настраивать себя на положительный результат, и тогда все будет отлично. Удачи!!!

Ведущий.

Итак, благодаря советам Маши, мы сможем теперь успокоить свою нервную систему перед ЕГЭ, обустроить своё рабочее место и будем учитывать ловушки, ждущие нас при повторении материала. Давно не секрет, что хорошая примета значительно повышает настроение и привносит дополнительную уверенность на экзамене. У нас в школе, например, есть такая примета, если вы в ночь, перед экзаменом высунетесь в форточку и прочтёте все конспекты, то обязательно сдадите экзамены. А какие ещё приметы вам известны? (Высказываются участники форума) Ну что ж, вы не плохо ознакомились со студенческим фольклором , а Денис и Женя предлагают пополнить вам список примет, приносящих удачу.

Денис: Мало изучен студенческий фольклор. А между тем "веселые и находчивые" проявили недюжинный талант, найдя множество совершенно замечательных, забавных, но в то же время столь действенных примет! Ведь не секрет, что если ты чувствуешь, что нечто или некто тебя оберегает, твои силы словно удваиваются! Предлагаем вам познакомиться с самыми ходовыми приметами и "колдовскими действиями", которые помогают даже самым отпетым "ботаникам" вытаскивать лучше всего выученный билет и успешно проходить экзаменационный марафон!

Женя: В процессе подготовки к экзамену нельзя оставлять книги и учебники открытыми на столе — улетучатся знания. Кладите рядом с конспектами какую-то вещь-амулет. Считается, что он будет впитывать знания, а на экзамене их вам отдаст. Главное правило — никому его не показывайте, а то он потеряет свою силу. Перед сном положите "кладезь знаний" под подушку — авось информация приснится. Для усиления эффекта положите в ноги шоколадку: мол, знания из головы выходят через ноги, а когда съешь этот шоколад, они вернуться обратно в голову. После консультации информацию, которой поделился преподаватель, можно ловить в кульки. Главное — крепко завязывайте их. Выпускать знания на волю можно только, войдя в аудиторию перед экзаменом.

Денис: В день экзамена встаем с левой ноги, чай пьем, держа кружку левой рукой, заходим в транспорт с левой ноги, шпоры засовываем левой рукой в правый карман и т.д. Если ни разу не ошибетесь и не запутаетесь — хорошая оценка гарантирована.

Женя: Постарайтесь везде находить цифру пять — например, проходить через пятый турникет, садиться на пятое место, сдать пальто на 555-й номерок и т.д. По дороге почаще держитесь за все деревянное.

Денис: Перед экзаменом принято ругать студента. Говорят, однажды один студент поссорился со своей девушкой, и пошел сдавать экзамен, а она его все это время кляла, на чем свет стоит. Экзамен он сдал хорошо, с девушкой помирился, а примета осталась.

Женя: Обычно неплохо срабатывают такие методы: непосредственно перед своим заходом на экзамен прикоснуться к уже получившему отличную оценку и категорический запрет подходить за билетом первому или, упаси боже, последнему...

Денис: И немного реальных событий из нашей жизни:

Студент, ловивший накануне “халяву”, забыл на экзамене снять нитку и подал зачетку перевязанной. Преподаватель оказался в курсе этой приметы, видимо, сам в студенческие годы не раз за “халявой” гонялся. Посмеялся, снял нитку и, не спрашивая билет, поставил “отлично”. Другие студенты узнали, быстро накрутили нитки на зачетки и прибежали толпой за “халявой”, но, увы…

Женя: Студенты пришли на зачет, сели готовиться. Преподаватель подошел к окну и открыл форточку. “Что я сделал?” – спрашивает. “Форточку открыли,” – отвечают студенты. “Нет, я халяву впустил. Давайте зачетки”. И поставил всем зачет, не спрашивая. Следующая группа на зачет шла уже в приподнятом настроении. Когда все расселись, преподаватель подошел и открыл форточку. “Что я сделал?” – спрашивает. “Халяву впустили!” – хором отвечают студенты. “Нет, выпустил. Тяните билеты”.

Денис и Женя (хором) Внимание! Эти приметы действуют, только если вы хотя бы раз внимательно прочтете все свои конспекты.

Ведущий.

Надеюсь вы запомнили, что примета действует, если конспекты вами прочитаны и разобраны. И не один раз! Но теперь, когда наш настрой на достаточно высоком уровне, вы психологически готовы к успеху, давайте поделимся методами, которые вы используете при подготовке к экзаменам…. (Высказываются участники форума) О том, как не сделать ошибки при выборе репетитора и подготовительных курсов расскажут Юлия и Валерия.

Юлия.

К счастью на сегодняшний день, если мы хотим освоить ту или иную область знаний, для нас открыто огромное количество возможностей, например выбрать для себя репетитора. Безусловно, залогом удачной работы с репетитором и успешного усвоения знаний является то, насколько выбранный репетитор подходит вам. Он должен обладать определенными личными качествами:

– уметь спланировать оптимальный учебный график
– суметь донести необходимую информацию
– найти индивидуальный подход

Найти репетитора сегодня не составит труда. Проще всего воспользоваться рекомендациями знакомых или посмотреть объявления в СМИ.

Но как выбрать из множества репетиторов? Обычно хороший репетитор

– предлагает курс по одному предмету;
– и готовит именно для поступления в вуз;
– и запомните, никто из репетиторов не может давать гарантий на отличное поступление.

На что нужно обратить внимание при первом занятии с репетитором?

– опыт работы;
– должен интересоваться базовыми знаниями;
– длительность занятий 1-1,5 часа.

Ответственность за выученный материал репетитор не несет, все зависит от ученика, от его желания и стремления учиться. Репетитор только направляет вашу деятельность в нужное русло и обучает – как сделать это правильно. Также учащимся необходимо понять, что быстрых результатов не будет, для этого необходимо время, поэтому ученики должны настроить себя на то, что их рабочий день существенно увеличится. И конечно же, ваши старания будут вознаграждены так как успешное усвоении знаний

– повышает самооценку;
– тянет к дальнейшему саморазвитию;
– тренирует волю;
– и формирует активную жизненную позицию.

Валерия.

На первый взгляд, курсы мало чем отличаются друг от друга. Но это только на первый взгляд. На самом деле – есть разница в программах и качестве подготовки. Как же сделать правильный выбор? Начинаем с того, что собираем информацию. Если вы уже определились, в какой вуз будете подавать документы, значит, стоит идти на курсы при этом вузе. А если нет? Тогда задача усложняется. Прежде всего, стоит обратить внимание на сам вуз – выяснить, какое место он занимает на рынке образовательных услуг, какова его специфика, на какие дисциплины делается упор. А дальше – собирать информацию о курсах. Как правило, ее можно получить у координатора курсов.

Что стоит выяснить о подготовительных курсах:

  • сколько лет существуют подготовительные курсы
  • какова продолжительность и интенсивность занятий
  • обеспечат ли вас необходимыми раздаточными материалами

Лучше выбирать подготовительные курсы “со стажем”, проверенными программами и опытными педагогами, специализирующимися именно на подготовке в вуз.

Очно-заочная форма подходит 11-классникам, которым необходимо подтянуть наиболее сложный предмет.

Дневные курсы удобны тем, кто уже закончил школу и имеет много свободного времени для подготовки

В группах выходного дня обучение организовано по субботам и воскресеньям, что удобно для старшеклассников, которые готовятся сразу по нескольким предметам.

Долгосрочные курсы имеют ряд достоинств перед другими формами подготовки.

  • Длительный срок обучения. За год-два занятий можно наверстать пропущенное из школьной программы, детально проработать все темы и вопросы, разобраться в сложных случаях. Необходимо время, чтобы новый материал уложился в голове, поэтому долгосрочная подготовка – оптимальный вариант.
  • Равномерность нагрузки. Длительное обучение позволяет более последовательно, без рывков и перегрузок изучать материал – и не в ущерб школьной программе. Совсем другое дело – подготовка к поступлению в вуз за короткий срок. Выпускники бросают все силы на краткосрочные курсы, и оценки в школе начинают “хромать”.
  • Отработанная методика преподавания. Преподаватели работают по проверенным авторским методикам, которые позволяют эффективно усваивать учебный материал. Они хорошо знают, какие темы и задания часто вызывают затруднения и подробно останавливаются именно на них.
  • Проводятся тренинги. Слушатели выполняют творческие работы, выступают с докладами, пишут сочинения. Абитуриенты учатся эффективно распределять время, правильно писать тезисы, выстраивать логику ответа и преодолевают страх перед экзаменами.
  • Чувствуется атмосфера вуза

Несмотря на все положительные стороны, у подготовительных курсов есть недостатки.

  • Обучение поставлено на поток. Занятия проходят в больших аудиториях, на потоке от 50 человек – преподаватель не в силах уделить внимание каждому абитуриенту.
  • Недостаток контроля. Существенный минус подготовительных курсов – проверять и контролировать выполнение домашних заданий преподавателям некогда.
  • Одни лекции. На занятиях всего лишь начитывают материал, такая учеба хороша для студентов, но мало эффективна для школьников, которым важно иметь постоянную обратную связь с преподавателем”.
  • Нет возможности поменять преподавателя
  • Оплата и место занятий
  • На курсах при вузах, как правило, нужно внести деньги за весь срок обучения вперед. Многие абитуриенты, даже разочаровавшись в курсах, продолжают ходить именно из-за того, что родители оплатили учебу. И ездить им приходится в вуз, даже если на дорогу уходит несколько часов.

Время бежит неумолимо быстро, И долгосрочные курсы уже поздно начинать посещать, но впереди ещё четыре месяца и возможно начать подготовку на краткосрочных курсах., которые помогут мобилизовать все силы на повторение материала и посещая которые, вы можете взять верный темп подготовки к экзаменам.

Ведущий.

Как видите и репетиторы и представители ВУЗов придают огромное значение самоподготовке, себе они оставляют роль консультанта, лектора и контролёра вашего графика работы, используемого для изучения и повторения тем. Какими же способами можно провести самостоятельную подготовку к ЕГЭ, расскажет , опираясь на личный опыт, Алина.

Алина.

Как перед выпускницей передо мною в начале года стояла важная задача– выбрать способы подготовки к экзаменам. Для себя я выбрала сразу 3 направления , я хожу к репетитору по английскому , истории и русскому языку, посещаю курсы по обществознанию и конечно занимаюсь самостоятельно. По-моему мнению занятия с репетиторами и на курсах были бы бесполезными , если бы я не занималась самостоятельно. Для самостоятельной подготовки я выбрала для себя 2 наиболее подходящих мне способа – с помощью интернет – ресурсов и с помощью печатных изданий.

Что касается интернет– ресурсов, то на данный момент порталы посвященные ЕГЭ имеют необъятный объем информации, которая поможет выпускнику при подготовке к ЕГЭ. Там вы можете найти все : начиная от советов психолога и заканчивая Он– лайн тестированиями .Также вы можете пообщаться с выпускниками прошлых лет, которые уже прошли такое испытание как экзамены, можете спросить у них о проблемах которые у них возникали и как они их решали. Помимо этого на этих порталах содержатся видеоконференции различных профессоров самых известных вузов нашей страны. Эти конференции могут быть посвящены -как общей подготовке к ЕГЭ так и подготовке к отдельному предмету. Также в течение года я несколько раз прохожу он – лайн тестирование и смотрю насколько изменился мой уровень знаний. К сожалению на данный момент существует множество, так называемых “черных сайтов”, которых стоит остерегаться, так как они не только не подготовят вас в ЕГЭ, но и заберут ваше драгоценное время.

Следующее направление моей подготовки – печатные издания. Сейчас существует множество изданий с красочными обложками ,которые предлагают вам подготовиться к ЕГЭ на 100 баллов ,но не стоит верить ярким обложкам . Эти книги не содержат даже минимально приближенных заданий из ЕГЭ. Единственные брошюры ,которые могут вас ознакомить с заданиями экзамена – выпущенные под редакцией ФИПИ . Также советую пользоваться кодификатором находящимся в самом начале такого издания. Ознакомившись с ним и приступив к выполнению заданий вы сможете увидеть в каких темах того или иного предмета у вас пробелы и где вам стоит начать заниматься более усердно.

Желаю всем хорошо подготовится к экзаменам и успешно сдать ЕГЭ!

Ведущий.

А какие упражнения и хитрости вы применяете при самостоятельной подготовке? (Высказываются участники форума ).

Сегодня прозвучало много информации, возможно какие-то советы вам понравились и вы желаете с ними познакомиться подробнее, а может вы желаете оставить свой совет? Где можно найти информацию форума? Об этом расскажет Лена.

Лена.

Результатом нашей работы стал буклет. Его получит каждый желающий ,после окончания нашего форума. А пока буклет можно увидеть на слайдах. В нем можно найти не только ту информацию, которая уже прозвучала, но и несколько новых интересных советов от организаторов форума: это советы о питании, организации самостоятельной работы, критерии к выбору репетитора и подготовительных курсов, методики, при помощи которых вы сможете в полном объёме усвоить учебный материал. Так же в нем даны адреса черных сайтов и сайтов помощников. ЕГЭ не последний ваш экзамен в жизни, и мы надеемся, что данный буклет будет полезной памяткой в вашей дальнейшей студенческой жизни. Более подробно с материалами форума можно познакомится на сервере нашей школы.

Ведущий.

Много можно говорить об экзаменах, по этому тема форума не закрыта. Вы будете знакомиться с правилами поведения и вашими правами на ЕГЭ, будете учиться заполнять бланки, в марте. В апреле пройдут пробные ЕГЭ. А совсем скоро вы будете делать окончательный выбор учебных предметов, по которым будете сдавать экзамены. Надеюсь, что форум не прошёл сегодня для вас без следа, и многие сегодня сделали для себя какие-то пометки, которые помогут улучшить вашу подготовку в течении этих четырёх месяцев. А до первых экзаменов осталось:

16 недель ИЛИ
112 дней ИЛИ
2688 часов ИЛИ
161 280 минут!!!!

Время ещё есть для того, чтобы подготовиться и успешно сдать ЕГЭ!

Разрешите пригласить всю группу и поблагодарить их за хорошую работу. А так же поблагодарить за хорошую работу всех собравшихся. И мне хотелось бы, чтобы вы высказали своё мнение о проведённой работе нашего форума. (Высказываются участники форума. Прощание).

Презентация