Урок окружающего мира "Что такое экономика". 2-й класс

Разделы: Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • познакомить с понятием экономики
  • выделить отдельные части экономики
  • показать взаимосвязь этих частей

Задачи:

  • развитие мыслительных способностей
  • привитие интереса к учебному предмету

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

– Красиво встали. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо. (Слайд 2)

– Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

II. Сообщение темы и целей урока

– Чтобы узнать нашу сегодняшнюю тему, давайте разгадаем кроссворд. (Слайд 3).

1. У песочных ям,
У горы крутой
Стоит великан
С железной рукой. (Экскаватор)

2. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

3. Я – вместе брюки и пиджак.
А называют меня как? (Костюм)

4. Их валяли, да валяли,
Чтобы мы их надевали. (Валенки)

5. Нам его дала корова,
Надо пить, чтоб быть здоровым. (Молоко)

6. В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый … (Дом).

7. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед)

8. В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет синий цвет. (Ручка)

9. Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока… (На доске – ЭКОНОМИКА)

– Определите, пожалуйста, цели нашего урока, используя фразы:
– Я думаю, что узнаю…
– Мне хотелось бы узнать о… (Слайд 4)

III. Объяснение темы урока

В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос» – дом и «номос» – закон. Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». (Слайд 5)
Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным законам и правилам.
Вот и каждого из вас есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, своя функция: кто-то моет посуду, кто-то готовит кушать, кто-то ходит в магазин, кто-то зарабатывает деньги. Но о деньгах мы с вами поговорим чуть позже, а сейчас мне хочется показать вам небольшой фрагмент мультфильма. (Мультфильм)
В чём была ошибка героев этого мультфильма?
Да, ребята, каждый должен заниматься своим делом.
Это мы с вами, можно сказать, рассмотрели экономику в узком, домашнем смысле, но поговорить мы с вами должны об экономике страны.
Давайте попробуем на примере домашней экономики построить экономику целой страны. В экономике страны тоже все четко распределено. Вся экономика поделена на части, которые называют отрасли. (Слайд 6).
Итак, наша экономика начинается каждый день с того, что каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят? (фабрики, заводы) Это промышленность.
Хлеб, молоко, овощи, мясо? Это к нам приходит… Да, из сельского хозяйства.
Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты. Нам помогла, какая отрасль экономики? Это – торговля. Различные магазины, рынки, торговые точки и др.
Еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности, так как станки не смогли бы работать круглый год под открытым небом. Это – строительство.
Еще одна часть экономики – это транспорт. Какой бывает транспорт? Для чего он используется?
Есть еще такие отрасли экономики как образование, здравоохранение, сфера услуг.
Вот, наверное, самые основные отрасли экономики. Посмотрите на них внимательно и ответьте на такой вопрос: связаны ли между собой части экономики?

Итак, делаем вывод, все части экономики тесно взаимосвязаны.
Каждая отрасль занята своим делом, конечно же, без людей ни одна отрасль не смогла бы работать. В каждой отрасли работают люди определённых профессий. Давайте посмотрим на некоторые профессии и определим их в нужную область. (Работа на доске: дерево с яблоками – названиями профессий, и картинки различных профессий, соотнесение профессий с отраслями.)
Нужны люди разных профессий, не зря говорят: «Все профессии нужны, все профессии важны!». Профессию, конечно же, каждый человек выбирает себе сам, как говорят, выбрать дело по душе, т. е. такое, которое сможешь сделать с душой, очень хорошо, так, как другие не смогут.

IV. Доклад ученика

История денег (слайд 7)

Мы пользуемся бумажными или металлическим деньгами. Но так было не всегда. Люди не сразу придумали удобные деньги, которые можно носить с собой, которые занимают мало места и которые можно легко обменять на любой товар: на хлеб, на кувшин, на лодку и др.
Как же люди в древности обходились без денег? (Слайд 8)
Они обменивались друг с другом различными предметами. Охотник менял добытые соболиные шкурки на нож или наконечник стрелы. Земледелец сеял пшеницу, растил ее, а лишнее зерно менял на глиняный горшок или железный топор. Но такой обмен не всегда был удобным. Случалось так, что гончар хотел за свой горшок получить не зерно, а красивые бусы из раковин. Но бусы из раковин отдавали за трёх быков или горсть соли, а у гончара не было ни быков, ни соли. Как быть?
Постепенно люди поняли, что должен быть какой-то один предмет, на который можно выменять всё, что нужно! Этим предметом стали красивые благородные металлы – серебро и золото.
Сначала, рассчитываясь друг с другом за товар, люди взвешивали на весах куски золота и серебра, тут же отрубали от дорогого слитка часть и отдавали его за товар – быка, хлеб или бусы. Потом стали заранее приготовлять кусочки и тонкие пластинки, разные по весу и форме, и ставили на них клеймо, какой у кусочка вес. (Слайд 9)
Так появились монеты из драгоценных металлов, похожие на те, которыми пользуемся мы с вами.
Сейчас люди платят за товар не золотыми и серебряными, а бумажными деньгами и разменными монетами, которые сделаны из дешевых металлов. (Слайды 10, 11)