Звуки [м] [м'], буквы "М", "м"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: изучение нового материала в традиционной форме.

Цели:

  • Обучающие: формирование знаний о звуках м, м1, умений выделять звуки м, м1 в словах, различать их в звуковом потоке.
  • Развивающие: развитие фонематического слуха, мыслительных операций, речи учащихся, внимания, слуховой памяти, формирование навыка осознанного выразительного чтения.
  • Воспитательные: воспитание смелости и находчивости через сказку «Маша и медведь», любознательности и любви к животным.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Приёмы обучения: беседа, знакомство с произведением с использованием мультимедийной презентации, работа с карточками, работа со схемами, работа с учебником.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная.

Средства обучения: карточки со словами, компьютер, магнитная доска, медиапроектор, экран.

Источники информации:

1) Большая книга животных. – М.: Белый город, 2007;
2) Русская народная сказка в пересказе М.А.Булатова, – М.: «Оникс», 2008;
3) В.Г.Горецкий и др. «Русская азбука», – М.: Просвещение, 2009;
4) Предметно-содержательный журнал «Современный урок: Начальная школа», – М.: Педагогический поиск, 2010.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. А также нам предстоит встретиться с любимыми сказочными  героями. Давайте покажем всем, чему мы научились и как можем хорошо работать на уроке.

II. Актуализация знаний

Учитель:

– Какой звук и букву мы изучили на прошлом уроке?
– Что вы можете рассказать об этом звуке?
– Какие ещё бывают звуки и буквы?
– Чем отличается звук от буквы?
– Для чего нам нужны звуки и буквы?

III. Основная часть

1) Знакомство с произведением

Учитель: Сейчас мы познакомимся с русской народной сказкой «Маша и медведь».

Учитель рассказывает сказку. (Приложение 1, рис. 1-7 – иллюстрации к сказке)

Вопросы к учащимся:

– Понравилась ли вам сказка?
– Кто её главные герои?
– Какой персонаж вам понравился больше?
– Почему?
– Что вы можете сказать о Маше?
– Чему у неё можно поучиться?
– Каким оказался Медведь?
– Чем закончилась сказка?

2) Постановка темы урока

Учитель: Ребята, чем отличаются медведи от других животных?

Дети: Медведь ест мёд.

Учитель: Давайте составим предложение.

Дети: Медведь любит мёд.

Далее заранее подготовленные дети делают сообщения о медведях из «Большой книги о животных». Одновременно идёт показ рисунков. (Приложение 1, рис. 8-11)

Дополнительный материал.

Медведь – самый крупный хищник, который живёт в лесу.
Медведь – это хозяин леса. Живут медведи и в жарких странах, но в русских лесах живёт бурый медведь.
Бурый медведь очень любит мёд и всё сладкое, например, он очень любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется он от вкусных жёлудей и грибов.
Мишка ловко лазит по деревьям и ныряет в воду, чтобы поймать рыбку.
На зиму медведь залегает в спячку, устраивая себе для этого убежище – берлогу, в которой он лежит до весны.

Учитель: Ребята, с какого звука начинаются слова «медведь» и «мёд»?

Дети: со звука [м’]

Учитель: сегодня мы будем говорить об этом звуке и букве, с помощью которой он обозначается.

3) Знакомство с новыми звуками и буквой

(На доске печатный и письменный варианты буквы «м»)

Учитель: отгадайте загадки.

Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

Грызунишка и добряк,
Прячет в щёки всё подряд. (Хомяк)

Белый столб стоит на крыше
и растёт всё выше, выше,
Вот дорос до небес – и исчез. (Дым)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

– В какой части встречается звук [м’]?

Дети: в начале и в середине слова.

Учитель: составьте, пожалуйста, графические схемы слов.

МЕЛ, ХОМЯК, МЕДВЕДЬ, МОРКОВЬ.

(Ученики работают за столами, двое – у доски)

Учитель: Что вы можете сказать о звуке [м’]?

Дети: Он согласный, звонкий, непарный, мягкий, может быть твёрдым.

– Машенька предлагает нам почитать слоги – сначала с помощью дыхательных упражнений, а затем с помощью изменения интонации

МА    МА    МА    МА
МИ    МИ    МИ    МИ
МО   МО     МО   МО
МУ   МУ     МУ    МУ
МЕ     МЕ    МЕ     МЕ    МЕ      МЕ      МЕ
МИ    МИ    МИ     МИ   МИ      МИ     МИ

4) Работа по учебнику (с.88-89)

а) Работа по иллюстрации. Беседа о Москве.
б) Чтение пословиц.
в) Чтение текста «буксиром»
г) Чтение слов

5) Физкультминутка

(Ученики повторяют движения за учителем)

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом.

Учитель: А сейчас я ещё раз прочитаю стихотворение. Вы должны запомнить и назвать слова, в которых встречаются звуки [м], [м’ ].

5) Работа по развитию речи.

а) Учитель: Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл!

Дети: Мишка-медведь.

Учитель: Миша принёс угощение, которое получит каждый, кто назовёт слово, в котором есть звук [м].

Дети перечисляют слова.

б) Учитель: Затейница Машенька предлагает нам поиграть. (Игра «Слоговой аукцион»)

Ма…(-шина, - лина, -кароны)
Мет…(-ка, -ро, -ла)
Мо…(-локо, -лоток, -ре)
Му…(-ха, -ка, -равей)

в) Игра «Кто? Что?»

Мишка никогда не ходил в школу и совсем запутался с заданием. Давайте ему поможем.)

Кто?   Смех, медведь, машина, хомяк.
Что? Мама, молоток.

IV. Итог урока и рефлексия

Учитель:

– С какими звуками и буквами мы сегодня познакомились?
– Охарактеризуйте звуки [ м], [ м’];
– Что нового вы узнали?
– Ребята, если вы считает, что хорошо потрудились, и вам было интересно на уроке, поднимите улыбающееся солнышко.
– Если считаете, что вам было неинтересно на уроке, поднимите грустное лицо. (Приложение 1, рис. 12, 13)
– Молодцы! Спасибо за урок.